Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Самойлова, Ю. В. Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации / Ю. В. Самойлова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 28-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7506/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Представлена «копилка педагогических наработок», созванная в ходе реализации дистанционного обучения в колледже.

Ключевые слова: дистанционное обучение, краевая инновационная площадка, электронный учебно-методический комплекс, видеоуроки, ClickMeeting, WhiteBoardfox, Discord, Online TestPad.

Основной целью деятельности краевой инновационной площадки, созданной на базе краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский колледж водного транспорта и промышленности», старт которой был положен 4 марта 2020 года, являлось совершенствование условий для внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс, обеспечивающих реализацию государственных требований и результатов современного профессионального образования.

Для достижения заявленной цели был сформулирован ряд задач: использование дистанционных образовательных технологий как новой формы организации образовательного процесса с целью повышения мотивации обучения, развития познавательных способностей, творческого потенциала обучающихся; создание информационной среды колледжа, усиление взаимодействий всех участников образовательного процесса (преподаватель – студент – родитель); активная самореализация личности студента посредством предоставления возможности выбора индивидуальной программы обучения, увеличение числа образовательных услуг, предоставляемых для обучающихся; обеспечение методического, технического сопровождения образовательного процесса, обмен опытом и повышение квалификации педагогов, разработка тематических вебсайтов педагогов, курсов, учебных занятий.

Здесь следует отметить интересный факт, который обусловил актуальность нашей площадки: на момент подачи заявки формат дистанционного обучения в стране был достаточно новым веянием, его реализация оставалась точечной и немасштабируемой. Однако, спустя всего несколько недель, дистанционные образовательные технологии прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого гражданина как нашей страны, так и всего мира: начало ограничений, пандемия, охватившая все сферы человечества.

Безусловным является тот факт, что переход обучения на дистанционное явился вынужденной мерой, соответственно не все образовательные учреждения оказались готовыми к новой системе обучения исходя из объективно разного уровня развитости информационной инфраструктуры, обеспеченности дисциплин электронными образовательными ресурсами и готовности преподавателей к использованию цифровых платформ и сервисов в образовательном процессе.

Остановимся подробнее на теоретических аспектах дистанционного обучения.

В.С. Шаров под дистанционной технологией понимает «форму обучения, при которой взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты» [3].

А.В. Хуторской, в свою очередь, определяет дистанционную технологию как «обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения, имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений (приращений) субъектов образования» [2].

Таким образом, можно заключить, что главными особенностями дистанционного образования являются, во-первых, пространственная разделенность преподавателя и обучающихся, во-вторых, обязательное использование всеми участниками образовательного процесса информационных технологий и, в-третьих, наличие интерактивного взаимодействия между педагогом и студенческой аудиторией.

Большинство исследований, проведенных в области образовательных технологий, пришли к единому выводу: в основе онлайн-обучения лежит тщательно спроектированный и спланированный учебный процесс в электронной информационно-образовательной среде, который поддерживается методически обоснованной и целенаправленной последовательностью учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, обеспечивающих достижение результатов обучения в формате исключительно электронного обучения [1].

В связи с вышесказанным, очевидным становится самостоятельная инициация образовательного учреждения собственной модели реализации образовательной среды с применением дистанционных образовательных технологий.

«Вторая волна» дистанционного обучения в нашей стране пришлась на осенне-зимней период: ноябрь – январь 2020-2021 учебного года, когда у российского педагога уже имелась «копилка педагогических идей и наработок», заботливо созданная база «цифровой среды», дающая возможность достойно встретить новую эру в истории образования.

Опыт нашего колледжа, в рамках работы краевой инновационной площадки, в ходе ранжирования разнообразных технологий, активно используемых в «первую и вторую волну» дистанционного обучения, представлен в следующих постулатах:

  1. Сделан акцент на создание электронных учебно-методических комплексов (далее – ЭУМК), способствующих повышению качества создаваемого контента образовательных ресурсов. В частности, педагоги колледжа в течение года разрабатывали электронные рабочие тетради, пополняли курсы в MOODLE лекционными материалами, сборниками практических заданий с подробными методическими рекомендациями по их выполнению даже в период традиционного обучения, что нашло отзывы у часто болеющих\неуспевающих\работающих обучающихся.
  2. Проведение онлайн-уроков в период традиционного обучения. Это направление оказалось достаточно востребованным в колледже, поскольку часть преподавателей 65+, имеющих проблемы со здоровьем, предпочли данную форму взаимодействия. Учитывая дефицит материально-технической базы в колледже, частичное онлайн-обучение при условии подкрепления его качественными и адаптированными подборками ЭУМК, явилось альтернативным решением данной проблемы.
  3. Методической службой колледжа после детальной проработки имеющихся и активно используемых сервисов была сформирована подборка конкретных сайтов\цифровых платформ, проведена регистрация педагогов и их обучение в рамках работы Школы роста профессионального мастерства, а также осуществляется регулярное их сопровождение (оказание технической, методической, организационной поддержки).

Наиболее востребованными ресурсами в колледже явились следующие. Платформа для проведения как онлайн-занятий, так и записи видеоуроков ClickMeeting. Совместное использование данной платформы с интерактивной доской WhiteBoardfox позволило создать максимально продуктивное и интересное для обучающихся учебное занятие, а возможность выгрузки записанных видео на YouTube и создание архива видеоуроков делают его достаточно привлекательным для педагогов.

Мессенджер Discord, достаточно популярный среди молодёжи, также используется для проведения видеоуроков, однако существенными его недостатками являются отсутствие виртуальной доски и функции видеозаписи. Тем не менее, наличие постоянной качественной связи на любом оборудовании и на любой скорости Интернет, возможность создавать отдельные площадки, наличие текстового чата, аудио- и видеосвязи и востребованность среди молодежи являются достойными преимуществами для использования данного мессенджера.

Online TestPad – многофункциональный веб-сервис, позволяющий работать с любых устройств, не требующий скачивания и представляющий обширный выбор различных типов заданий. По многим параметрам схож с СДО MOODLE.

Итак, в результате образовательного эксперимента, длившегося чуть более года, педагоги Хабаровского края сформировали новые цифровые компетенции, аккумулировали множественные методы и технологии онлайн-пространства, погрузились в цифровую трансформацию, ориентированную на индивидуализацию профессионального образования.

В целях диссеминации наработанного эффективного педагогического опыта Региональным учебно-методическим объединением по укрупненной группе профессий, специальностей 38.00.00 Экономика и управление (далее – РУМО по УГПС 38.00.00) совместно с Хабаровским краевым институтом развития образования была инициирована идея проведения Краевой педагогической научно-практической конференции «Современные технологии цифрового обучения: опыт края».

Конференция проходила в два этапа в период с 10 по 21 мая 2021 года.

На первом, отборочном этапе, председателем РУМО по УГПС 38.00.00 осуществлялся сбор заявок участников Конференции. Всего на конкурс поступило 25 заявок из десяти образовательных учреждений края.

Второй этап – региональный, проводился 21 мая 2021 года. К региональному этапу было допущено 20 работ, прошедших первичный конкурсный отбор в РУМО СПО.

В состав экспертной комиссии вошли представители профессорско-педагогического состава высших учебных заведений края и работодателей.

В ходе подведения итогов мероприятия экспертами был отмечен высокий уровень организации и профессионального мастерства педагогов-участников конференции, представивших собственные наработки, аккумулированные в период дистанционного обучения и имеющие положительный опыт апробации.

В заключении участниками Конференции сформулирован ряд постулатов, основополагающим из которых является то, что инвестиции в цифровую трансформацию образования необходимо разделить на четыре направления:

 ясное и четкое измерение образовательных результатов;

 освоение новых образовательные технологий и решений (на основе искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности, геймификации, облачных баз знаний и других);

 непрерывное развитие навыков педагогов, их собственное понимание результатов и процесса преподавания и учения, постоянное экспериментирование;

 создание полноценной инфраструктуры цифровых решений, включая создание комплексной цифровой среды, достаточной для функционирования нового поколения цифровых технологий.

В заключении остановимся более подробно на достигнутых положительных эффектах работы краевой инновационной площадки:

1. Расширение перечня учебных дисциплин за счет внедрения модуля «1С: Предприятие», работа в котором возможна через регистрацию обучающихся в личном кабинете (в «облаке»). В отличие от инсталляции программного комплекса на сервере, облачные технологии позволяют выполнять практические задания обучающимся на любом стационарном устройстве вне колледжа. Дисциплина «Основы финансовой грамотности и предпринимательства» также изучается на 80% с применением дистанционных образовательных технологий, поскольку имеется созданный онлайн-курс с материалами педагогов и полоняемыми информационными сервисами Центрального банка Российской Федерации и Министерства просвещения.

2. Расширение перечня специальностей и увеличение числа образовательных услуг: на стадии лицензирования в колледже находится новая специальность 40.02.03 «Право и судебное администрирование», ведутся курсы дополнительного образования «Введение в 1С».

3.Актуализация нормативно-правовой базы колледжа.

Дистанционное обучение в условиях вынужденной самоизоляции и введенных ограничений рассматривалось большинством преподавателей и обучающихся как временная вынужденная мера, однако, как свидетельствует опыт отечественной и зарубежной педагогики, подобная форма организации учебного процесса является перспективной в свете активной цифровизации образования, особенно для лиц, проходящих профессиональную переподготовку или получающих дополнительное образование. В то же время, для студентов младших курсов дистанционная форма занятий, несмотря на ряд преимуществ, представляет некоторые сложности, связанные как с техническими возможностями, так и с отсутствием обратной связи и эмоциональных контактов с педагогами в привычной форме.

В целом, следует признать, что при планировании в дальнейшем подобного обучения следует корректировать тематический план и структуру занятий с учетом возможностей и потребностей конкретной аудитории для достижения максимального эффекта от учебного процесса.

Исходя из целей и задач обучения, а также характеристик учебного процесса в онлайн-среде, правильно подобранные материалы курса обеспечат обучающимся образовательный результат, а преподавателю – положительную обратную связь. Обязательным является учитывать тот факт, что онлайн-обучение требует социальной поддержки обучающихся.

В заключении следует отметить, что те преподаватели и студенты, кто позитивно относится к переходу на дистанционное обучение, видят будущее системы образования как сферу свободных и индивидуальных форматов передачи знаний.

Поскольку любая применяемая в работе педагогическая технология направлена на решение определенных дидактических задач, необходимо обоснованно и творчески оценивать ее возможности обучения, знать сильные и слабые стороны и способы наилучшего применения.

Система дистанционного образования может и должна занять свое место в системе образования, поскольку при грамотной ее организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и ближайшей перспективе.

Литература:

  1. Казанцев С.Я., Мазуров И.Е., Пиманов А.К. Организация дистанционного обучения в условиях пандемии // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2021. – №1. – С. 122-126.
  2. Полат Е.С., Хуторской А.В. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе // интернет-журнал «ЭЙДОС». – 2021. – №1.
  3. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – №94. – С. 236-240.
Задать вопрос