Формирование цифровой компетентности педагогических работников колледжа | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Банкрашкова, И. В. Формирование цифровой компетентности педагогических работников колледжа / И. В. Банкрашкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 7-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7501/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана работа по формированию ключевых компетенций цифровой экономики у педагогического и студенческого сообщества колледжа.

Ключевые слова: краевая инновационная площадка, компетенции цифровой экономики, дистанционные образовательные технологии, СПО.

В условиях перехода бизнеса к цифровой экономике, а также рисков глобального распространения инфекции, возникает потребность в создании образовательной среды нового типа – цифровой образовательной среды, позволяющей повысить эффективность управления образовательными процессами за счет оптимальных и своевременных решений.

Согласно Указу президента РФ от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.», одной из основных задач национального проекта в сфере образования является «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [3]. Можно сказать, что цифровая трансформация образования в соответствии с мировыми стандартами является одним из направлений в решении вопросов повышения доступности и качества профессионального образования, определившем необходимость реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда», как системного элемента национального проекта.

Система профессионального образования должна работать в интересах подготовки граждан к условиям цифровой экономики, выпускать компетентных специалистов для деятельности в условиях современности. При этом соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны. Имеется серьезный дефицит кадров в образовательном процессе всех уровней образования. Необходимо обучать преподавателей работать в условиях цифровизации образовательных услуг – формировать информационное пространство знаний с использованием дистанционных технологий, электронного обучения при реализации образовательных программ.

На основании Распоряжения министерства образования и науки Хабаровского края от 13.09.2019 года № 1274 «Об инновационной инфраструктуре в сфере общего и дополнительного образования Хабаровского края» в колледже организована деятельность краевой инновационной площадки (далее – КИП) «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций». В процессе работы КИП были сформулированы цифровые компетентности, которыми необходимо овладеть педагогу колледжа для успешного встраивания в процессы цифровизации, создания авторских электронных учебных материалов и повышения качества подготовки специалистов. С этих позиций актуальны следующие ключевые компетенции цифровой экономики:

 сетевая самоидентификация личности;

 информационная компетентность: работа с документами, презентациями и таблицами; хранение и распространение материалов; проведение опросов и тестов;

 коммуникативная компетентность: работа в режиме трансляции, по видеосвязи, организация командной проектной работы;

 риск-ориентированное целеполагание;

 сетевая компетентность: умение работать в образовательных сервисах, на учебных платформах;

 компетенция к непрерывному личностному саморазвитию;

 психологическая компетентность.

В русле формирования и развития компетенций цифровой экономики была организована работа с преподавательским составом.

Среди педагогических работников проведен мониторинг «Навыки владения цифровыми образовательными ресурсами», на основе которого подготовлено совещание при директоре «Навигатор организации образовательного процесса обучающихся КГБ ПОУ ХКОТСО в период дистанционного обучения».

С позиций развития сетевой самоидентификации личности были актуализированы электронные почты каждого педагога, в несколько этапов проведено обучение регистрации на образовательных порталах, а также сайте дистанционного обучения колледжа kcits.ru.

Методическая служба колледжа обновила положение об учебно-методическом комплексе (внесены изменения по структуре и применению электронного учебно-методического комплекса) [1, с. 73]. На формирование сетевой компетентности – умения работать в образовательных сервисах, на учебных платформах, были направлены методические рекомендаций «Разработка цифровых учебно-методических комплексов в условиях многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа», а также методических рекомендаций по работе в электронной образовательной среде в виде конкретных шагов:

Шаг №1: Выбрать онлайн-площадку для организации учебных занятий При организации данного вида деятельности педагогические работники могут использовать элетронное общение с обучающимися (социальные сети, электронную почту и т.д.). В КГБ ПОУ ХКОТСО организована платформа дистанционного обучения kcits.ru, на которой могут работать педагогические работники.

Шаг №2: Составить онлайн-раписание «вирутальных занятий» Обратить внимание: расписание «вирутальных занятий» это консультации с обучающимися, которые проводятся в онлайн-режиме в течение 30-45 минут и соответствуют основному расписанию по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам.

Преподаватель составляет онлайн-раписание занятий, отправляет классному руководителю или мастеру п/о, которые разрабатывают онлайн-раписание для учебной группы и доводят его до обучающихся и их родителей. Данное онлайн-раписание далее отправляется председателю ПЦК/МО для контроля выполнения.

Шаг №3: Создать чат для контроля домашних заданий и консультаций Домашнее задание выдается параллельно с новой темой. У обучающихся должны быть методические указания по выполнению работ: презентации, сообщения, мини-проекты и т.д.

Шаг №4: Организовать групповые работы в рамках практик и проектов. Данную деятельность педагогические работники используют по мере необходимости.

Шаг №5: Обеспечить доступ к электронной библиотеке. В КГБ ПОУ ХКОТСО имеется доступ к Электронно-библиотечной системе IPRbooks, Национальной электронной библиотеке, Президентской библиотеке, Дальневосточной государственной научной библиотеке.

С целью развития у преподавателей риск-ориентированного целеполагания; компетенции к непрерывному личностному саморазвитию; психологической компетентности и сетевой информированности были изучены и размещены в сети общего доступа материалы всероссийской научно-практической конференции «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения», организованной Научно-исследовательским центром профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС [2]. Затем по материалам официального сайта РАНХиГС и конференции проведены совещание при директоре и заседания предметно-цикловых\методических комиссий «Развитие цифрового образования в учебном процессе ПОО».

В течение года в помощь педагогическим работникам было организовано три семинара-практикума по теме «Использование цифровых технологий в образовательном процессе». Преподаватель предметно-цикловой комиссии информационных дисциплин Мазур Т.В. разработала методическое пособие для преподавателей «Применение нестандартных методов организации домашней работы студентов с использованием сетевых информационных технологий», куда вошли вопросы организации домашней работы, использование сервисов Лента времени, Инфографика, сервисов для создания ментальных и интерактивных карт, создание аудиотура в сервисе izi.travel.

Для совершенствования коммуникативной компетентности – работы в режиме трансляции, по видеосвязи, организации командной проектной работы, с целью ускоренного внедрения в процесс дистанционного обучения технологии проведения онлайн-уроков и конференций многофункциональный центр прикладных квалификаций колледжа разработал дополнительную профессиональную программу повышения квалификации в области информационных технологий «ZOOM – платформа для занятий и конференций» (36 ч.). По данной дистанционной программе были обучены администрация и все желающие педагогические работники колледжа. По итогам проведения семинаров и обучения был введен еженедельный мониторинг деятельности педагога КГБ ПОУ ХКОТСО в условиях применения электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий, размещенный на сайте колледжа (таблица 1).

Развивая компетенцию преподавателя к непрерывному личностному саморазвитию с целью создания условий для выявления и презентации лучших ЭУМК методическая служба колледжа организовала проведение конкурса ЭУМК педагогических работников КГБ ПОУ «Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания». По итогам Конкурса определены победители и призеры в номинациях «Учебные дисциплины, профессиональные модули», «Программы профессионального обучения. Дополнительные профессиональные программы».

Таблица 1

Показатели еженедельного мониторинга деятельности педагогов в условиях применения электронного обучения

Фамилия, инициалы преподавателя

Наименование учебной дисциплины, МДК

Количество часов в неделю

Группа студентов

Количество обучающихся

Наименование используемых электронных ресурсов и цифровых платформ

в группе всего, чел.

принявших участие в занятии (консультации) в среднем за неделю, чел.

не выходят на связь, чел.

На развитие у преподавателей компетенций цифровой экономики в соответствии с планом КИП и колледжа в текущем учебном году методической службой колледжа были организованы в дистанционной форме:

 круглый стол «Использование цифровых технологий в образовательном процессе. Мой лучший методический прием мотивации студентов к образовательной деятельности»;

 школа педагогического мастерства «Цифровизация образования: проблемы и перспективы»;

 аттестация на соответствие должности.

Таким образом была осуществлена подготовка педагогического персонала по вопросам организации учебных занятий с помощью информационно-коммуникационных технологий и современного электронного образовательного контента. С помощью обучающих курсов, семинаров, конкурсов, площадок по обмену опытом проводилось формирование необходимых компетенций педагогов и администрации в области современных методик дистанционного, смешанного обучения, когда изучение учебного материала ведется при помощи как традиционных, так и электронных технологий. Административный персонал научился эффективно использовать возможности, которые предлагает электронное обучение в плане организации учебного процесса, а педагогический состав – строить процесс обучения с использованием учебных электронных изданий, а также создавать авторские учебные материалы на платформе дистанционного обучения. В настоящее время в колледже разработано, размещено на сайте дистанционного обучения kcits и реализуется на практике 250 ЭУМК.

Литература:

  1. Баранова Е.М., Кущенко Е.А. Электронный учебно-методический комплекс как компонент цифровой образовательной среды колледжа // Педагогическое образование в России. – 2019. –№ 7. – С. 67-76.
  2. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения», организованной Научно-исследовательским центром профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС 19 марта 2019 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://firo.ranepa.ru/meropriyatiya/konferentsii-i-seminary/216-cifrovaya-didaktika-jan-2019
  3. Указ президента РФ от 07.05.2018 г. № 2404 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7183720
Задать вопрос