Школа инноваций профессионального образования Хабаровского края | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Д. С. Школа инноваций профессионального образования Хабаровского края / Д. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7500/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье представлен механизм координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Приводятся результаты трехлетней работы Школы инноваций профессионального образования.

Ключевые слова: краевые инновационные площадки, СПО, инновационные продукты, школа инноваций.

В свое время Теодор Рузвельт сказал: «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть …». «Школа инноваций профессионального образования» проводилась в целях содействия выявления, самоанализа и распространения инновационного опыта краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края.

В течение трех лет участники краевых инновационных площадок: обобщали и выявляли инновационный опыт, способствующий эффективной реализации задач системы среднего профессионального образования Хабаровского края; вовлекались в продвижение, внедрение и апробацию инновационного опыта, ориентированного на условия требований завтрашнего дня; приобретали навыки оформления инновационного опыта с использованием современных инструментов, в том числе и цифровых [1].

Комплекс инструментов управления инновационной инфраструктурой профессионального образования Хабаровского края, используемый в созданной «Школе инноваций профессионального образования», включал:

технологии выявления и оформления инновационного опыта : четыре научно-практические школы, пул экспертного сообщества, краевой конкурс инновационных продуктов;

площадки и условия диссеминации инновационного опыта : ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Инновационные и креативные практики в профессиональном образовании», привлечение к участию в курсах повышения квалификации, повышение публикационной активности, привлечение СМИ, заключение издательских лицензионных договоров;

механизмы апробации инновационного опыта: онлайн-школа «Инновации профессионального образования», публикация в журналах всероссийского и международного уровней, онлайн-платформа «Краевые инновационные площадки среднего профессионального образования Хабаровского края» (рисунок 1).

Количественные итоги работы Школы инноваций профессионального образования Хабаровского края: проведено 10 мастер-классов, в которых приняли участие педагоги, студенты, учителя; издано 23 методических продуктов и 56 научных статей различного уровня, для тиражирования инновационного опыта КИП; создана открытая площадка профессионального взаимодействия краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края [2].

Хотелось бы остановиться на некоторых результатах более подробно.

В новое время, в новых условиях, используя новые возможности, организаторы и участники краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края подготовили 23 инновационных продуктов, которые могут стать незаменимыми инструментами для всех членов образовательного пространства.


Инновационная инфраструктура в системе СПО Хабаровского края

Рис. 1. Инновационная инфраструктура в системе СПО Хабаровского края


Знаком качества подготовленных к внедрению инновационных педагогических продуктов является то, что: во-первых, все они прошли научную экспертизу и внешнее рецензирование у профессорско-преподавательского состава ведущих образовательных учреждений Дальнего Востока; во-вторых, доступность изложенного материала и его практико-ориентированность позволят без дополнительной подготовки внедрить описанные механизмы и инструменты в свою профессиональную деятельность; в-третьих, открытость авторов к диалогу и наставничество с их стороны позволят сделать процесс внедрения инновационного продукта легким и эффективным.

Тематика инновационных продуктов в разрезе перспективных направлений инновационной деятельности системы среднего профессионального образования следующая [1].

  1. Технологические решения, обеспечивающие реализацию требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов, в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями (4 КИП):

 «Актуализация основных образовательных программ в соответствии с трендами развития инноваций и технологий: комплект методических материалов»;

 «Историческая игра BOARD – ГЕЙМ «Первооткрыватели Дальнего Востока»: методическая разработка»;

 «Мастер-классы реализации ФГОС на занятиях теоретического и практического обучения. Психологическое сопровождение реализации научной работы среди педагогов и студентов: методическая разработка»;

 «Демонстрационный экзамен, как результат освоения профессиональных компетенций, обучающихся: методические рекомендации»;

 «Толковый словарь профессионализмов «устройство судна»: методическая разработка»;

 «Тепловой и динамический расчёты четырёхтактного дизеля (определенной марки) по заданным параметрам: методические указания по выполнению курсового проекта для обучающихся очной и заочной формы обучения по специальности 26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок»;

 «Комплекс практических заданий по тематическому блоку «Геодезия и картография» по иностранному языку: методическая разработка»;

 «Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности»;

 «Написание управляющей программы для изготовления детали «Рукоятка»: методическая разработка учебного занятия»;

 «Определение классных отверстий по 9-му квалитету: методическая разработка учебного занятия»;

 «Специальности будущего – выбирай в настоящем» (прокачай «Технический английский»): программа элективного курса».

  1. Организация сетевого взаимодействия при подготовке кадров по востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования (2 КИП):

 «Сборник диагностических материалов: для оценки уровня профессиональной готовности студентов профессиональных образовательных организаций к результативному участию в конкурсах профессионального мастерства»;

 «Регламент краевого сообщества «ЛИГА МАСТЕРОВ»: методическая разработка»;

 «Подготовка участников конкурса WSR по компетенции «Преподавание в младших классах»: дополнительная профессиональная общеразвивающая программа»;

 «Использование элементов технологии косплея в учебной и внеурочной деятельности: методическая разработка»;

 «Интерактивный онлайн-семинар по созданию личного сайта на платформе Blogger: методические рекомендации».

  1. Создание и обеспечение возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности (2 КИП):

 «Нормативно-правое сопровождение организации дополнительного профессионального инклюзивного образования в образовательном упреждении: сборник локальной нормативной документации»

 «Интернет–платформа для дистанционного обучения и тестирования, обучающихся ОВЗ при языковой подготовке к чемпионату WORLDSKILLS по компетенции «Предпринимательство»: методические рекомендации»

 «Разработка цифровых учебно-методических комплексов в условиях многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа: методические рекомендации».

  1. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся (2 КИП):

 «Каникулярная школа – интерактивная форма профессионального самоопределения обучающихся: методические рекомендации»;

 «Инфографика как способ графического представления учебной информации: методическая разработка»;

 «Использование платформы moodle в работе с обучающимися педагогических классов: методические рекомендации»;

 «Организация дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации) в рамках формы наставничества «Педагог-Педагог»: методические рекомендации».

Навигатором по краевым инновационным площадкам системы среднего профессионального образования и их продуктам стала онлайн-школа «Инновации профессионального образования Хабаровского края» – это онлайн площадка для анонсирования инновационных продуктов, информирования широкого круга заинтересованных лиц, а также координирования авторов и потенциальных заказчиков, желающих использовать лучшие практики в своей педагогической деятельности.

Более подробную информацию о работе «Школы инноваций профессионального образования Хабаровского края», знакомство с навигатором, дорожной картой лучших практик можно найти в информационном бюллетене о деятельности КИП в сфере СПО Хабаровского края, который размещен в инстаграм-аккаунте pokolenieprofi27, а также на онлайн-платформе «ШКОЛАИННОВАЦИЙСПО27.РФ».

Включив инновационные продукты в свои планы на учебный год, педагоги смогут повысить эффективность своей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Кузнецова, Д.С. Стартап КИП: обновление драйверов инноваций в профессиональном образовании Хабаровского края / Д.С. Кузнецова. – Текст: непосредственный // Образование и воспитание. – 2020. – № 5 (31).
  2. Кузнецова, Д.С. Инновационные педагогические практики профессионального образования (региональный аспект) / Д.С. Кузнецова. – Текст: непосредственный // Образование и воспитание. – 2021. – № 2.1 (33.1).
Задать вопрос