Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Педагоги общеобразовательных учреждений как ключевые агенты экологической социализации

Общеобразовательная школа
21.06.2022
60
Поделиться
Библиографическое описание
Городова, М. В. Педагоги общеобразовательных учреждений как ключевые агенты экологической социализации / М. В. Городова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4 (40). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7456/.


В статье рассматриваются возможности педагогического состава в осуществлении трансформации экологической социализации на уровне получения основного общего образования, а также исследуются главные барьеры и «усилители» имеющихся программ и инструментов экологического образования и воспитания.

Ключевые слова: экологическая социология, социализация, экологическая социализация, общеобразовательное учреждение, педагогика.

На сегодняшний день складывается такая экологическая ситуация, что компетентность каждого гражданина в сфере экологии становится ощутимо необходимой как для общества, так и для всей экосистемы в целом. От степени внимания к воспитанию экологической ответственности и образованности людей зависит возможность оптимизации неблагоприятных и опасных для жизни рисков [6]. Так, для повышения эффективности решения экологических проблем, социальные науки обращаются, среди прочего, к анализу экологической социализации.

Процесс получения формально организованного образования неразрывно связан с социализацией индивидов, а общеобразовательная система занимает особое положение среди других агентов социализации. В её распоряжении имеется широкий ряд инструментов ценностного воздействия на индивидов, а также — преимущества той стадии адаптации, на которой находятся индивиды в процессе получения общего образования, когда ценности прививаются глубже всего[1] [13]. Таким образом, можно утверждать, что участники образовательного процесса, непосредственно реализующие экологическое воспитание и образование, становятся ключевыми агентами социализации. Именно педагогический состав реализует учебные программы, формирует необходимые компетенции, и мировоззрение, может осуществить трансформацию экологической социализации, необходимую для повышения экологической осознанности населения. Несмотря на определенные формальные ограничения (финансовые и временные издержки), вводимые административным управлением и нормативными документами (федеральные законы, федеральные государственные образовательные стандарты, постановления о стратегиях воспитания и т. п.), учителя имеют некоторую степень свободы в применении методик обучения и воспитания, необходимых для творчества и нововведений в образовательной среде [8]. Это определяет рассмотрение педагогического состава общеобразовательных учреждений как социальную группу, играющую особую роль в экологической социализации детей.

В отечественной системе образования уже реализуется комплексная программа воспитания экологической культуры среди учащихся общеобразовательных учреждений [10], где присутствуют элементы, соответствующие международным стандартам и требованиям экологической социализации, а также представлены необходимые инструменты. И всё же по статистике степень экологической осознанности российского населения низка [8] и, согласно ряду социологических исследований, ей сопутствует высокая напряженность в отношении ухудшения экологических проблем [11] [12]. Это ставит следующие исследовательские вопросы: 1. Какие реальные возможности имеет педагогический состав при осуществлении трансформации экологической социализации людей в процессе получения ими основного общего образования? 2. Какие барьеры и «усилители» обнаруживаются в процессе реализации имеющихся программ и применения инструментов экологического образования и воспитания?

Рассматривая экологическую социализацию и её элементы, интерпретируем некоторые понятия. Под экологической социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм, ценностей, традиций отношения, поведения на основе экологических императивов, а также последующая способность индивида вырабатывать собственные ценностные ориентации (самоактуализироваться и самореализовываться) в отношении индивида к окружающей среде и природе согласно экологическим этическим нормам [1]. Качество процесса прохождения такой адаптации напрямую зависит от нескольких социальных институтов: семьи, образования и государства. Результаты ранее проведенного исследования экологических представлений студенческой молодежи [2] мотивировало выйти на более глубокий анализ института образования, а именно — образования в роли перспективного субъекта для целенаправленного формирования экологических компетенций членов общества. Под экологическим образованием понимается «система обучения, направленная на усвоение теории и практики всеобщей экологии как одной из фундаментальных основ природопользования» [1]. При этом образование не должно ограничиваться лишь формальным предоставлением знаний — информация должна усваиваться и далее находить место в жизни личности, формировать стратегии поведения в окружающей среде, менять отношение ко всем объектам окружающего мира.

В связи с недостатком в теории социализации экологического аспекта можно отметить противоречивость в определении таких понятий, как «экологизация системы образования» и «экологическое образование». Так, под экологизацией образования понимается проникновение экологических идей, понятий и подходов во все или же многие преподаваемые дисциплины, формирование экологической грамотности среди учащихся [5] в контексте формально организованного обучения. При таком подходе экологическое образование означает усвоение экологических знаний различного характера и уровня, в том числе и при профессиональной подготовке специалистов [5]. Стоит понимать, что усвоение знаний не всегда означает его последующее преобразование в новый тип мышления и осознанную мотивированную деятельность. Поэтому при исследовании экологической социализации на первое место встает именно экологизация. Для достижения этого образование следует рассматривать в союзе с воспитанием, образовательной средой учреждений и требованиями по экологической образованности со стороны государства.

В научной литературе достаточно исследована тема роли педагогического состава общеобразовательных учреждений в процессе социализации. Однако при рассмотрении той же системы понятий с точки зрения экологизации, становится ясным несогласованность рассматриваемых критериев. Зачастую исследованию подлежат: степень экологической образованности учителя, тип экологического сознания работников учреждения, нацеленность на осуществление практико-проектных методов обучения и степень соблюдения формально закрепленных норм образовательного процесса. Далее рассмотрим подробно каждый из них.

Рассматривая степень экологической образованности педагогического состава, все агенты социализации обращают внимание на этот критерий при работе с учителями естественно-научных дисциплин [6]. От них больше всего ожидается наличие знаний и навыков по экологии, нежели от других учителей. Тематика интегрирования экологических тем в другие учебные предметы в целом не затрагивается, и соответственно, экологическая компетентность других учителей тоже.

Тип экологического сознания педагогов и нацеленность на осуществление практико-ориентированных методов зачастую сопровождают друг друга. Данная закономерность вполне логична — в экологической сфере невозможно прийти к релевантным результатам, не ориентируясь на практическое применение усвоенных знаний [3]. Поэтому зачастую учителя, имеющие экологически дружелюбный (экоцентрический) тип сознания, привносят в свою педагогическую деятельность дополнительные методы обучения, ориентированные на «выход в поле» с детьми (как для осуществления природоохранной деятельности, так и на прогулки на природе), а также на сотрудничество в этой области с другими институтами социализации [1]. Не менее важна в этом контексте и обратная связь от учащихся, у которых практико-проектная деятельность находит положительный отклик.

Дополнительно, для ответа на поставленные исследовательские вопросы, было проведено эмпирическое исследование. Для этого использовался метод экспертных интервью с представителями педагогического персонала (n=7) нескольких учебных учреждений г. Перми. Выборка — типологическая. Типы информантов: учитель, заместитель директора, директор, представитель министерства образования. Каждый эксперт имел знания о применимости и необходимости изменений учебной программы на разных уровнях: практического применения, формальных ограничений. Интервью проводились до момента «теоретического насыщения». Рекрутинг — в учреждениях, участвовавших на других этапа исследования, методом снежного кома.

Был сделан вывод о том, что среди педагогов отмечается высокая степень расхождения в понимании ряда терминов экологической социализации. Их интерпретации сравнивались с тем, что указанно в существующих нормативных документах и с существующими в социологической литературе определениями. Это можно определить как один из барьеров в осуществлении грамотной экологической социализации, поскольку содержательные различия словесных конструкций создают иные направления воспитания. При этом большинство имеющихся требований по экологической социализации в образовательных учреждениях, по мнению экспертов, выполняются поверхностно, «для галочки», в целях соблюдения формальных правил, что значительно влияет на качество социализации. Тем не менее, отмечается, что присутствуют релевантные и эффективные методы формирования и закрепления экологического сознания у учащихся (на примерах создания проектных офисов, согласованных выездов в приюты для животных, а также посещение природных объектов в шаговой доступности).

Педагоги сами указывают на ряд факторов-барьеров в процессе обучения и взаимодействия с другими агентами социализации, которые провоцируют дисбаланс воспитания и обучения. Чаще всего это происходит в связи с формальными ограничениями: рабочая нагрузка на педагогов в форме классной, внеклассной и конкурсной деятельности (средняя степень оценки нагрузки «высокая-очень высокая») и теоретико-ориентированная нагрузка на учащихся (средняя степень оценки нагрузки «средне-высокая»). Не менее серьезным барьером называют низкую заинтересованность других агентов социализации (администрация учреждения, региональная администрация и семья) в формировании экологического мировоззрения. Подобные практики снижают эффективность работы педагогического состава по экологизации образования, а также препятствуют нормализации экологической темы в бытовой среде.

Говоря об «усилителях» экологической социализации, эксперты отмечают необходимость глубоких изменений учебных программ и требований к интеграции экологических тем во все учебные предметы. Текущие изменения осуществляются по устаревшим принципам и идеям, несоответствующим современным экологическим проблемам. Тем не менее, педагогами положительно рассматривается партнерство с эколого-ориентированными организациями и другими образовательными учреждениями (создание сети сотрудничества общеобразовательных учреждений и учреждений высшего образования), а также компаниями, занятыми в экологически неблагоприятном коммерческом секторе (например, промышленными и добывающими компаниями, пропагандирующими экологичность). Утверждается, что данные «усилители» в будущем потеряют свою релевантность, если существующие барьеры не будут оптимизированы своевременно.

Таким образом, выявленный ряд особенностей современной образовательной среды позволил определить возможности преобразования текущей экологической социализации и возможности её реализации с участием педагогического состава образовательных учреждений. Наблюдается «переходное состояние» общеобразовательной системы, при котором произошло смешение подходов и инструментов экологической социализации, и, как следствие, неоднозначность интерпретации терминов в сознании агентов социализации. На текущий момент работа с барьерами социализации ведется на поверхностном уровне (или не ведется совсем), не достигая необходимых обществу результатов.

Формирующаяся на сегодняшний день экологическая культура кажется противоречивой, а экологическое знание и компетентность приобретает неоднозначную роль: как в жизни учащихся, так и других участников социализации. Имея очевидную значимость для обеспечения безопасности жизни и здоровья, природная составляющая всё еще интерпретируется как отдаленная от школьных реалий. В то время как практическое применение знаний, связанных с природой, продолжает ограничиваться учебными дисциплинами естественно-научной сферы без выделения экологии как таковой.

Решение возможно благодаря, в первую очередь, преодолению дисбаланса теоретической и практической деятельности, а также доработке документов, регламентирующих процессы экологического воспитания и образования, например, пересмотр некоторых формулировок. Также перспективна инициатива создания на базе учебных учреждений проектных офисов, занимающихся реализаций экологических проектов педагогического состава и учащихся, лично заинтересованных в экологии.

Литература:

  1. Аутлеева А. Н. Экологическое образование и воспитание в системе экологической социализации личности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. № 2.
  2. Городова М. В. Актуализация экологических проблем города в представлениях студентов вуза // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе». 2020. С. 269–274.
  3. Губницкая О. В. Модель формирования экологической ответственности обучающихся основной школы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 5.
  4. Дзятковская Е. Н. Экологизация как взаимодействие предметного и аспектного содержания образования // Педагогика. 2013. № 4.
  5. Захаров А. В. Экологическое образование и экологическое воспитание в контексте преодоления современных глобальных экологических вызовов человечеству // Вестник ТГУ. 2011. № 9. С. 335–338.
  6. Курбатова А. С., Ягин В. В., Вершинина А. Ю. Формирование эколого-развивающей образовательной среды школы как путь повышения экологической безопасности страны // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–1. С. 127–130.
  7. Мухетдинова З. З., Романова С. М. Экологизация образования и науки как тенденция решения экологической проблемы // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 13. С. 292–294.
  8. Чуйкова Л. Ю. Анализ развития экологического образования в Российской Федерации // Астраханский вестник экологического образования. 2011. № 1(17). С.7–19.
  9. Основы педагогической экологии / В. В. Лисниченко, Н. Б. Лисниченко; Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова. Институт судостроения и морской арктической техники (ИСМАРТ). — Северодвинск: ОАО «Северодвинская городская типография», 2015. — 95 с.
  10. Федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 05.04.22)
  11. Экологическая ситуация в России: Мониторинг. // ВЦИОМ. 2018 г. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9267 (дата обращения: 10.04.22)
  12. Экологическая ситуация в России: Мониторинг. // ВЦИОМ. 2019 г. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9544 (дата обращения: 10.04.22)
  13. Escalona S. (1951). “Childhood and of the Society. Erik H. Erikson. New York: Norton, 1950. 397 pp. $4.00”. Science. 253 p. URL: https://www.science.org/doi/abs/10.1126/science.113.2931.253.a (дата обращения: 10.04.22)

[1] В данной работе «социализация» рассматривается согласно теории социализации Э. Эриксона, что говорит о 4-й и 5-й стадии адаптации.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
экологическая социология
социализация
экологическая социализация
общеобразовательное учреждение
педагогика

Молодой учёный