Информационно-коммуникационные технологии: понятие и роль в обучении биологии | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (37) февраль 2022 г.

Дата публикации: 30.01.2022

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Овчинникова, А. В. Информационно-коммуникационные технологии: понятие и роль в обучении биологии / А. В. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 25-29. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/7038/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье описываются возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения биологии.

Ключевые слова: обучение биологии, информационно-коммуникационные технологии, средства ИКТ.

В условиях модернизации системы образования и интенсивного процесса развития информатизации, а также в связи с введением дистанционной формы обучения, которая характеризуется широким внедрением современных информационных технологий в образовательный процесс, перед учителем ставятся новые проблемы и задачи.

Вместе с тем Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) поднимают проблему формирования и развития компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий в рамках учебного процесса. Данное требование делает обязательной и неотъемлемой частью использование информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на уроках биологии, в частности.

В новых условиях у учителя появляется необходимость заинтересовать, замотивировать учащихся, и передать им знания доступным способом. Информационно-коммуникационные технологии — одни из относительно новых, но эффективных технологий организации образовательного процесса.

Согласно справочнику методических терминов и понятий «Информационно-коммуникационные технологии — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей» [1].

Основным элементом ИКТ, согласно множества определений, обязательно выступают программно-технические средства, собирающие и передающие информацию получателю, в данном случае — ученику. Активное использование учителем возможностей информационно — коммуникационных технологий в обучении не только позволяет повысить мотивацию, заинтересовать своим предметом, но и формирует УУД у учащихся.

В справочнике методических терминов и понятий отражается, что информационно-коммуникационные технологии в обучении позволяют решить ряд задач:

1) повысить качество учебного процесса;

2) повысить уровень умственной и творческой деятельности учащихся;

3) осуществить комбинирование различных видов деятельности на уроке или за его пределами;

4) сформировать навыки ИКТ-компетентности обучающихся;

5) установить непрерывность воспитания и обучения в условиях дистанционного обучения;

6) ввести актуальные методы и средства обучения;

7) повысить уровень актуальности современного образования;

8) выполнить требование Федеральных государственных образовательных стандартах о формировании ИКТ-компетентности учеников на уроках [1].

В своей работе Н. Н. Немирович трактует, что в обучении биологии использование компьютерных технологий эффективно практически на уроках всех типов. На уроках изучения нового материала можно использовать презентации, аудио- и видеофрагменты, Интернет-ресурсы в качестве поиска информации для выполнения заданий, а при отработке умений и навыков — обучающее тестирование [4].

При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал, поэтому вместо традиционных наглядных пособий (рисунков, статичных схем) можно использовать анимации, подвижные схемы и иллюстрации. Так, компьютер дает возможность более детально и обширно рассмотреть организмы: их строение, особенности жизнедеятельности и взаимоотношений с другими организмами или со средой обитания.

Стоит отметить, что использование информационно-коммуникационных средств в учебном процессе достаточно многогранно: их можно применять на уроках и вне стен школ, с их помощью учитель может готовиться к урокам, а может попросить учащихся подготовить презентацию. Так, выделяют несколько основных аспектов использования ИКТ в процессе обучения (рис. 1.):

Аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в обучении

Рис.1. Аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в обучении

Мотивационный аспект основывается на том, что ИКТ повышают интерес к предмету и мотивацию обучающихся, так как: учитываются их индивидуальные возможности, расширяется выбор форм, методов, средств обучения, за счет чего, появляются большие возможности для раскрытия их творческого потенциала.

Содержательный аспект рассматривается с тем, что информационно-коммуникационные технологии могут быть использованы для создания наглядностей по конкретной теме (например, в настоящее время на уроках биологии активно применяются интерактивные атласы человеческого тела), для создания тренажеров, домашних заданий, контрольных работ.

Учебно-методический аспект включает возможность использования ИКТ на различных этапах уроках: при проверке домашнего задания, объяснении новой темы или ее закреплении, а также в качестве дополнительной информации для расширения и углубления имеющихся знаний учащихся.

Организационный аспект применения информационно-коммуникационных технологий в обучении основывается на том, что они могут быть актуальны в различных формах обучения: дистанционно или очно, при фронтальной или групповой работе на уроках.

Контрольно-оценочный аспект основан на том, что ИКТ позволяет проводить объективную проверку уровня усвоения материала любого масштаба, то есть как в начале или конце учебного года, так и после пройденной темы. Основными средствами контроля является тестирование.

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе осуществляется с помощью определенных средств обучения, в настоящее время они достаточно разнообразны и многочисленны.

Традиционно, когда говорят о средствах обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий, выделяют компьютер, принтер, проектор и интерактивную доску. Однако существует множество образовательных средств ИКТ, которые классифицированы по различным параметрам и могут быть использованы по-разному: в соответствии с решаемыми педагогическими задачами; в соответствии с функциями педагогического процесса; в соответствии с типом информации; в зависимости от формы применения (таблица 1).

Таблица 1

Классификация средств обучения информационно-коммуникационных технологий

Принцип классификации

Образовательные средства информационно-коммуникационных технологий

В соответствии с решаемыми педагогическими задачами

Средства, обеспечивающие базовую подготовку учащихся: электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний

Средства, используемые для практических работ: разнообразные практикумы, задачники, программы, тренажеры

Средства, используемые в качестве вспомогательных: словари, энциклопедии, обучающие игры, хрестоматии

В соответствии с типом получаемой информации

Электронные ресурсы, содержащие текстовую информацию: пособия, словари, энциклопедии

Электронные ресурсы, содержащие визуальную информацию: презентации, иллюстрации, портреты, фотографии, модели

Электронные ресурсы, содержащие аудиоинформацию: звуки природы, аудио-лекции

Электронные ресурсы, содержат одновременно аудио- и видеоинформацию: предметные видео-экскурсии, обучающие фильмы

Несмотря на разнообразие образовательных средств обучения информационно-коммуникационных технологий, все они направлены на повышение уровня знаний учеников, а также возрастание интереса к учебе и мотивации к достижению успехов в обучении.

Соглашаясь с мнением ученых и преподавателей (Е. А. Макарова, Л. Г. Сафина, И. В. Наливайко, А. А. Семёнов, Е. Г. Нелюбина, Н. Н. Немирович, Л. В. Панфилова) в современном темпе развития образования, без широкого применения учителем различных средств обучение, в частности образовательных средств ИКТ, будет недостаточно интересным и эффективным [2; 3; 5]. Именно поэтому в методике обучения постоянно ведется разработка новых средств обучения, в настоящее время — это новые программные технологии, повышающие качество самого учебного материала и его подачи.

Литература:

  1. Информационно-коммуникационные технологии. — Текст: электронный // Справочник: [сайт]. — URL: (дата обращения: 23.01.2022).
  2. Наливайко, И. В. Значение и перспективы применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения биохимии студентов педвузов / И. В. Наливайко. — Текст: непосредственный // Применение информационно-коммуникационных технологий в биологическом и экологическом образовании студентов и школьников: сборник материалов областной научно-практической конференции: сборник материалов областной научно-практической конференции. — Самара: СГПУ, 2009. — С. 88–94.
  3. Нелюбина, Е. Г. Оценка качества электронных образовательных ресурсов и изданий / Е. Г. Нелюбина, Л. В. Панфилова. — Текст: непосредственный // Russian Journal of Education and Psychology. — 2021. — № 4–2. — С. 85–87.
  4. Немирович, Н. Н. Информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии / Н. Н. Немирович. — Текст: электронный // Образовательная социальная сеть: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2019/09/13/informatsionno-kommunikatsionnye (дата обращения: 25.01.2022).
  5. Семенов, А. А. Теория и методика организации учебно-воспитательного процесса в школе при изучении биологии на основе электронных ресурсов / А. А. Семенов, Е. А. Макарова. — Текст: непосредственный // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2009. — № 4–2. — С. 362–367.
Задать вопрос