Применение интерактивных технологий в работе учителя-логопеда | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (35) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 27.08.2021

Статья просмотрена: 392 раза

Библиографическое описание:

Груздева, Ю. В. Применение интерактивных технологий в работе учителя-логопеда / Ю. В. Груздева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 4 (35). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/205/6561/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассмотрены приемы интерактивных технологий, используемых в работе учителя-логопеда на занятиях школьного логопедического пункта общеобразовательной школы.

Ключевые слова: интерактивные технологии, критическое мышление, синквейн, творческое воображение.

Внедрение ФГОС обусловлено необходимостью кардинальных изменений в системе образования. Происходит процесс перехода экономики от индустриального этапа развития к постиндустриальному. Постиндустриальное общество или информационное характеризуется резким повышением творческого начала в труде, особой ролью науки и образования, компьютеризацией. Вот поэтому меняются цели и задачи образования. При этом необходимо сохранить фундаментальное научное ядро российского образования, вернуть школе воспитательную функцию. Как говорил Л. Н. Толстой, «и воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Важно развивать творческие способности личности, используя системно-деятельностный подход, предполагающий внедрение проектной и исследовательской деятельности, применять активные методы обучения, использовать новые педагогические технологии, направленные на развитие критического мышления учащихся. По словам Конфуция, «ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно».

Модернизация российского образования направлена на изменение подходов к методикам преподавания, расширение арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия.

Внедрение интерактивных методов обучения является одним из важнейших направлений активизации познавательной деятельности обучающихся и обязательным условием эффективной реализации компетентностного подхода. Они направлены на развитие творческой активности и нахождение новых нестандартных вариантов решений. Все это предполагает переход от информативных форм и методов обучения к активным.

При активном обучении школьник становится субъектом учебной деятельности, он вступает в диалог с учителем, активно участвует в познавательном процессе. Одним из современных направлений развития активного обучения является интерактивное обучение. Понятие «интерактивные технологии» рассматривается как современный этап развития активных методов обучения.

Основной отличительной особенностью активного и интерактивного обучения является следующее: основным способом организации взаимодействия преподавателя и обучающихся становится не только активная обратная связь между педагогом и обучающимися, но и организация взаимодействия обучающихся между собой. В процессе интерактивного обучения меняются ведущие функции преподавателя. Преподаватель выполняет функции организатора или помощника, модератора (от лат. moderor «приводить в равновесие, регулировать») или фасилитатора (от англ. facilitate — помогать), обеспечивает организацию работы так, чтобы легко и свободно были достигнуты цели занятия.

К формам и методам интерактивного обучения относятся: презентации, дискуссии, «Мозговая атака» (англ. brainstorming), метод «Круглого стола», метод «Деловой игры», метод «Корней дерева» (Mind-mapping), метод «Шести думающих шляп», конкурсы практических работ, кейс-метод, прием «синквейн» технологии РКМЧП, методы с использованием компьютерной техники и другие. Использование этих форм и методов позволяет решать одновременно три задачи: учебно-познавательную, коммуникационно-развивающую, социально-ориентационную.

Современный образовательный процесс предполагает использование нестандартных педагогических задач, которые направлены на развитие творческого потенциала учащихся и на применение двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и умения осмысленно применить полученную информацию. Важной составной частью дидактической модели формирования критического мышления является обобщение форм организации деятельности обучаемых при использовании описываемой технологии, так как обучающая среда и способы взаимодействия участников процесса имеют решающее значение для достижения целей формирования мыслительных компетенций. [7, с.57] Поэтому использование технологии «РКМЧП» в образовательном процессе является актуальным. Критическое мышление — тот тип мышления, который помогает критически относиться к суждениям и утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям. [1, с. 12] Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, современная логопедия использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. [3, с. 31] Наравне с традиционными методами и приемами работы используют инновационные. В последние годы увеличилось количество детей с нарушениями письменной речи. Они допускают большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Ограниченный словарный запас, недостаточная сформированность семантической стороны речи, отсутствие четких звуковых представлений о слове затрудняют нахождение родственных слов, необходимых для проверки безударного гласного. В письменной речи они используют в основном существительные и глаголы, реже встречаются прилагательные, местоимения, наречия. В создаваемых ими синтаксических конструкциях наблюдаются отклонения от общепринятых норм построения предложений. Необходимо помнить, что значительное место в развитии лексико-грамматического строя и смысловой стороны речи занимают мыслительные процессы. Поэтому в работе по обогащению, систематизации словарного запаса, развитию грамматических категорий эффективно использовать один из приемов технологии развития критического мышления — синквейн. [2, с. 12] Использование этого приема для работы с обязательным для усвоения лексическим материалом позволяет придать работе бо́льшую эмоциональность и образность, обеспечить его непроизвольное запоминание, активизировать познавательные процессы учащихся, стимулировать развитие их творческого потенциала и, наконец, превратить «безликие» лексические и речевые единицы в личностно значимые. Данный прием используется как способ синтеза материала. Кратность и лаконичность формы позволяет развивать способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах. [4, с. 83].

При работе по составлению синквейна рекомендуется предоставить ученикам построчные напоминания-правила, так как выразить чувства и мысли в письменной форме гораздо сложнее, поскольку письменная речь лишена той характерной для устного слова выразительности и не может сопровождаться такими невербальными средствами, как жесты, мимика, помогающими лучше раскрыть смысл высказывания.

Параллельно необходимо развивать на занятиях воображение младших школьников. Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, выступает предпосылкой успешного усвоения школьниками учебного материала, является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности. Для формирования творческого воображения можно использовать дидактические игры «Неоконченный рисунок», «Рисунок в несколько рук», «Поможем художнику», «Что это такое?», «Это рисунок художника. А что нарисуете вы?», «Чего не бывает?», «Волшебные кляксы», «Что можно выложить из веревочки?» Подобные задания стимулируют развитие творческого воображения у ребенка, и, следовательно, могут использоваться для систематической работы в этом направлении. [6, с. 105] Альберт Эйнштейн писал: «Придет время, когда мы узнаем, что воображение важнее знаний» [5, с. 7]. Это свидетельствует о необходимости широкого использования активных методов обучения, которые направлены на развитие творческой активности и нахождение новых нестандартных вариантов решений.

Применение интерактивных методов обучения поможет проявить ученикам интеллектуальную и познавательную активность, личностную и социальную позицию, свою индивидуальность, расширить кругозор, ориентироваться в современных общественных проблемах, определять эти проблемы, анализировать ситуации и события, выполнять необходимые действия в поиске материалов, оценивать свои действия индивидуальные и в группе.

Литература:

  1. Баннов А. М. Учимся думать вместе: (материалы для тренинга учителей) / А. М. Баннов — М: ИНТУИТ. РУ, 2007.
  2. Груздева Ю. В. Синквейн как один из приемов технологии РКМЧП в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у младших школьников //Логопедия: теория и практика: сборник VI всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Сев. (Арктю) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова, ин-т педагогики и психологии; [сост.: Севастьянова Е. В. и др.].- Архангельск, 2014, с.102–104.
  3. Кабаченко Е. И., Кабаченко Н. А. Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей.//Логопед. ― № 8, 2012, с.31–36.
  4. Климова Т. В. Способы формирования критического мышления студента.//Вестник ОГУ.― 2012, № 2, с.78–85.
  5. Райс О., Карпенко Е. Интерактивные технологии в обучении. ООО Педагогика нового времени.— «Издательские решения», 2020.
  6. Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014.
  7. Свинцова Л. Г., Мукнаева Т. И. Использование технологии развития критического мышления на занятиях в высшей школе. //Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования.― 2011, № 1, с.57–62.
Задать вопрос