Учебная прогулка «Автово — рубеж обороны Ленинграда» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (34) июнь 2021 г.

Дата публикации: 29.05.2021

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Василенко, Т. К. Учебная прогулка «Автово — рубеж обороны Ленинграда» / Т. К. Василенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 3 (34). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/198/6434/ (дата обращения: 28.04.2024).



Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного истории территории района «Автово». Материал содержит исторические сведения и педагогическое обоснование образовательной роли учебной прогулки, задание для учащихся.

Ключевые слова: учебная прогулка, памятник, городская среда.

Современное понимание специфики образовательных процессов, природа мышления человека, где присутствует рациональное и образное, эмоциональное восприятие мира, делает активные методы обучения незаменимыми для гармоничного и всестороннего развития учащихся.

Для того, чтобы стать средством обучения, традиционная экскурсия должна быть не просто составлена из достоверных фактов, но иметь цель и задачи в соответствии с программой обучения и воспитания, включать применение методов, свойственных образовательным технологиям. [1]

Учебная прогулка — разновидность учебных экскурсий, широко применяемых в современном образовании, форма организации познавательной деятельности непосредственно в городской среде. Экскурсовод (или педагог) создает ситуации, при которых школьники могут подробно осмотреть объекты, обменяться мнениями, выразить собственное отношение. Количество объектов прогулки незначительно (от 1 до 5). Общение в процессе исследования памятников культурного наследия с другими субъектами образовательного процесса — диалоговая форма обучения. Метод учебной прогулки обеспечивает интеграцию когнитивной (познавательной) и оценочной деятельности. Ученик оценивает значимость памятников наследия, выражает личное отношение. [1]

Предлагаемая разработка содержит задание и описание хода учебной прогулки, посвященной истории одного из районов Санкт-Петербурга в годы Великой Отечественной войны. Маршрут содержит 5 объектов, расположенных вдоль трассы проспекта Стачек. Время прохождения маршрута примерно 1 час. Учебная прогулка разработана для учеников 7–8 класса.

Цель — создать условия для воспитания патриотизма, ответственности за сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда.

Задачи:

— Расширить знания об исторических событиях на территории окрестностей проживания

— Сообщить знания о памятниках военных лет

— Развивать умение считывать информацию в городской среде

Задания в ходе прогулки:

— Пользуясь имеющимися знаниями истории и обликом городской застройки определить время формирования магистралей: пр. Стачек, Трамвайный пр.

— Используя надпись на памятном камне возле памятника «Блокадному трамваю» определить, в каком году происходили события, которым посвящен мемориал, к какой памятной дате приурочено его открытие.

— Узнайте, № маршрута, по которому ходил трамвайный вагон-памятник, в каком районе города был этот маршрут проложен?

— Используя надпись на стеле, узнать, какие воинские части держали оборону Ленинграда в районе Автово.

Задания после прогулки (рефлексия):

— Какие памятники произвели наибольшее впечатления? Опишите детали и факты, способствовавшие этому.

— Объясните значение трамвайного сообщения в военные годы в районе Автово, Кировский завод.

— Объясните топоним «Улица Котина» (улица проходит возле школы).

— Какие факты, имена, изложенные в рассказе, вызвали у вас интерес, побудивший к поиску детальной информации?

Выполните по желанию творческую работу:

— Напишите краткую статью-отзыв о прогулке.

— Составьте коллаж или презентацию из фотографий, сделанных во время прогулки.

Ход учебной прогулки «Автово — рубеж обороны Ленинграда»

Объект 1: Перекресток пр. Стачек и Трамвайного проспекта

В 1941 году за территорией Кировского завода начиналась фронтовая территория, соответственно, этот участок был фронтовым.

— Вопрос, актуализирующий знания: пользуясь имеющимися знаниями истории и обликом городской застройки определите время формирования магистралей: пр. Стачек, Трамвайный пр.

История проспекта Стачек начинается с создания Петергофской дороги в 18 в., это была магистраль парадного въезда в Петербург со стороны Петергофа, Ораниенбаума. В 1923 году проспект получил существующее сейчас название, связанное с революционным движением начала 20в.

Застройка второй половины 20в создает впечатление недавнего появления трассы Трамвайного проспекта, однако это обманчиво. Трасса и название Трамвайного проспекта появились в 1906 году, когда в Петербурге возникло Общество Ораниенбаумской электрической железной дороги, сокращенно Оранэла. Уже тогда здесь предполагалось проложить трамвайную линию.

«Ораниенбаумская электрическая линия» — первая российская электрическая железная дорога, созданная в Петрограде в начале XX века, которая должна была пройти от Казанского собора до Ораниенбаума, а затем до форта Красная Горка, таким образом протяженность должна была составить примерно 68 км. Однако полностью проект осуществить не удалось. Тот путь, что мы видим перед собой вдоль проспекта Стачек — часть той исторической магистрали. Участок Автово-Стрельна был построен в 1912г.

Напротив, на нечётной стороне пр. Стачек, виден дом красного кирпича — это электрическая трансформаторная подстанция Оранэлы. Подстанция называлась «Княжевская», так как на этой территории находился поселок Княжево. От подстанции идут рельсы в сторону трамвайного парка № 8, а прежде — Княжевское депо Оранэлы. Депо открылось в январе 1916 года. В начале 1930-х годов ОРАНЭЛа передана в трамвайное ведомство, название «Княжево» упразднено, и вместо него парку присвоен имя И. Е. Котлякова.

Этот трамвайный парк в годы Великой Отечественной войны был законсервирован, поскольку находился на переднем рубеже обороны Ленинграда, в то время как другие парки работали. Но именно возле этого парка, находившегося ближе всех к фронтовой полосе, в год столетия петербургского трамвая был установлен памятник блокадному трамваю.

Переход к памятнику «Блокадный трамвай»

Объект 2: памятник «Блокадный трамвай» (2007)

Мы находимся напротив въезда в трамвайный парк, бывшее депо Княжево. Осмотрите памятник «Блокадный трамвай»:

— Используя надпись на памятном камне возле памятника «Блокадному трамваю» определить, в каком году происходили события, которым посвящен мемориал, к какой памятной дате приурочено его открытие.

— Узнайте, № маршрута, по которому ходил трамвайный вагон-памятник, в каком районе города был этот маршрут проложен?

Мы узнали, что памятник появился в 2007 г., и вагон ходил по маршруту № 12.

Теперь разберемся, какие памятные даты сопутствовали появлению памятника.

Перед нами вагон серии МС-4 — «моторный стальной», 4-й серии № 2465, который был восстановлен реставраторами в мельчайших деталях. Точно такие трамваи ходили по улицам блокадного Ленинграда.

На постамент вагон МС с военной фотохроникой на окнах встал 8 сентября 2007 года — в день начала осады Ленинграда. Для постамента использовали несколько метров рельсового пути, проложенного в том месте, где в блокаду находились оборонительные сооружения.

Кроме того, в 2007 году отмечалось 100-летие петербургского трамвая.

У ворот трамвайного парка появился вагон МС (Моторный Стальной) не случайно. Здесь, на въезде в Кировский район, развернулась героическая страница истории военного трамвая.

Уже в июле 1941 года жители района могли наблюдать картину подготовки к боям: там, где еще недавно бегал трамвай, стали сооружаться огневые позиции для артиллерии и пулеметов. Напротив трампарка стали возводиться баррикады из старых трамвайных вагонов.

Стрельнинская железнодорожная ветка была отключена от энергоснабжения, а подвижной состав парка им. Котлякова, оказавшегося расположенным вплотную к образовавшейся линии фронта, эвакуирован.

Петергофское шоссе и трамвайные пути в сторону Стрельны были перекрыты старыми трамвайными вагонами, загруженными песком и булыжником. На шоссе оставлен только узкий проход, находившийся под контролем огневых точек. Всего для устройства заградительной линии на территории прифронтового Кировского района было установлено более 100 вагонов, образовавших линию протяженностью около 800 метров.

В марте 1943 года, несмотря на сильные обстрелы, частично восстановили пути и контактную сеть, что позволило организовать движение от Нарвских ворот до путепровода у Кировского завода для перевозок рабочих. Грузовые платформы доставляли по ночам стройматериалы для укреплений, а специально оборудованные санитарные вагоны эвакуировали с передовой раненых.

Свой вклад в оборону города внесли и трамваи, оставшиеся на насыпи Стрельнинской трамвайной линии перед Урицком. От них оставались лишь остовы, но их приспособили для огневых позиций снайперские расчеты, своей меткой стрельбой выкашивавшие вражеских солдат.

Объект 3: памятник «Танк-победитель» (1951)

Памятник «Танк-победитель» установлен в 1951 году, входит в мемориальный комплекс Кировский вал, который в свою очередь является частью «Зеленого пояса славы» — системы памятников и зеленых насаждений, расположенных по линии обороны Ленинграда.

На гранитном постаменте установлен танк «КВ-85». «КВ» — означает «Клим Ворошилов». Индекс 85 означает калибр основного вооружения машины. Эта машина была разработана в 1943 году. Всего было построено 148 танков, все посланные на фронт машины были потеряны — повреждены в боях. Эта машина — опытный экземпляр, находившийся на заводе, практически единственный доступный для осмотра экземпляр данной модели.

Композиция воздвигнута по предложению трудящихся Кировского завода и одного из конструкторов этих машин Жозефа Яковлевича. Котина.

О том, как нашли танк и установили на пьедестал сохранились свидетельства, воспоминания испытателя А. И. Эстратова: «Танк выехал через главную проходную завода, повернул направо по проспекту Стачек. Под аплодисменты заводчан он торжественно пошел по проспекту. С первого раза танк по эстакаде взошел на подготовленный пьедестал».

Близ этого места в 1945 году была сооружена не сохранившаяся деревянная Триумфальная арка, у которой торжественно встречали войска, возвращавшиеся с фронта 8 июля 1945 года.

Объект 4: памятник «ДОТ» (1943)

Мы находимся возле Долговременной Огневой Точки № 930. Назначение объекта — пулемётная огневая точка, построена в 1943г. Это часть оборонительного рубежа «Ижора», в который входило более 100 ДОТов. К времени постройки (апрель 1943) блокада была уже прорвана, но угроза наступления фашистов сохранялась. Рубеж протянулся на 20 км через Угольную Гавань, Среднюю Рогатку и Купчино до берега Невы. Ныне элементы рубежа вошли в черту города и 9 дотов признаны объектами культурного наследия, в том числе и наш, № 930 Некоторые музеифицированы. ДОТ является частью мемориала Кировский вал. В 1970г рядом была сооружена мемориальная стела. Архитектор В. Э. Шевеленко.

— Используя надпись на стеле, узнать, какие воинские части держали оборону Ленинграда в районе Автово.

Переход к памятнику А. И. Маринеско.

Объект 5: памятник А. И. Маринеско (2013г)

Памятник Герою Светского Союза А. И. Маринеско установлен у дома по пр. Стачек, 67 к.3 в 2013г — скульптор Корнеев Иван Борисович, арх. Бухаев Вячеслав Борисович.

А. И. Маринеско с 1943г командовал подводной лодкой С-13 Краснознаменного Балтийского флота. Лодка выходила с 1942 года в боевые походы в Балтийское море. ПЛ «С-13» является единственной подводной лодкой серии «С», дожившей до победы на Балтике. В январе 1945 года лодка совершила очень результативный боевой поход, приблизивший победу Советской армии над фашистской Германией.

30 января 1945 года экипаж советской субмарины С-13 под командованием Александра Маринеско потопил лайнер «Вильгельм Густлофф», на котором находились 1300 нацистских подводников — 70 подготовленных экипажей с их командирами, значительная часть которых погибла.

Потопление десятипалубного океанского лайнера «Вильгельм Густлофф» водоизмещением свыше 25,5 тысяч тонн, превращённого нацистами в плавучую базу и учебное судно для немецких подводников, справедливо называют «атакой века», а капитана субмарины с «несчастливым» номером 13 — «подводником номер 1". А. И. Маринеско признан самым «эффективным» советским подводником.

Судьба Александра Ивановича сложилась непросто. К званию Героя Советского союза подводник был представлен в 1945г, но удостоен этой высокой чести лишь посмертно, в 1990 году.

Идея установить памятник возникла еще в начале двухтысячных годов. Но реализация проекта затянулась. 23 декабря 2013 г. памятник был открыт. Это место выбрано не случайно, неподалеку находится улица, называвшаяся ранее улицей Строителей, в доме № 6 по которой жил Александр Иванович в последние годы жизни (современный адрес дома ул. Маринеско, 6).

Литература:

  1. Погодина В. Л. Актуальные вопросы организации туристско-образовательной деятельности школьников // Межрегиональная (с международным участием) научно-практическая конференция «Колпинские чтения по краеведению и туризму», 10–11 апреля 2018 г., Санкт-Петербург — СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 2018, 67–74 с.
  2. Александр Маринеско самый неординарный герой Великой Отечественной // Военное обозрение; история. Режим доступа: https://topwar.ru/143416-aleksandr-marinesko-samyy-neordinarnyy-geroy-velikoy-otechestvennoy.html
  3. Карта памяти; мемориалы. Режим доступа: https://memory-map.1sept.ru/#/memorial-4535/type=map¢er=59.87014,30.258928&zoom=13
  4. Архитектурный сайт Петербурга. Режим доступа: https://www.citywalls.ru/house32243.html
  5. Танк-победитель // Южный берег Финского залива. Режим доступа: https://www.citywalls.ru/house32243.html
  6. Долговременная огневая точка № 930 // Фортификация Ленинграда. Режим доступа: http://www.lendot.ru/ru/documents/objects/dot930/
  7. Блокадный трамвай // Южный берег Финского залива. Режим доступа: https://a-121.ru/pamyatnik-blokadnomu-tramvayu/
Задать вопрос