Роль дополнительного образования в формировании личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (34) июнь 2021 г.

Дата публикации: 05.05.2021

Статья просмотрена: 1559 раз

Библиографическое описание:

Изотина, Е. А. Роль дополнительного образования в формировании личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Изотина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 3 (34). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/198/6343/ (дата обращения: 27.04.2024).



В настоящее время из почти 40 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5 %, т. е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 21 года могут пользоваться услугами специального образования в различных его организационных формах — обучение на дому, в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего назначения. В настоящее время в системе специального образования наметились определенные позитивные изменения:

— появились нормативно-правовые акты, определяющие основные права лиц с ограниченными возможностями и регулирующие основы государственной политики применительно к этой категории населения, соответствуя в основном международным нормативно-правовым актам;

— идёт дальнейшее развитие системы школьных коррекционно-образовательных учреждений. Сегодня функционирует 8 видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья;

— возникли и получают распространение инновационные модели специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Дополнительное образование — это иной способ взаимодействия растущего человека с миром взрослых — без оценочный, обеспечивающий достижение ребенком успеха в соответствии с его способностями независимо от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики. Для обучающихся, испытывающих большие проблемы в освоении программного материала, очень важно почувствовать себя успешными. Дополнительное образование призвано увеличить пространство, в котором ребята могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребёнок может не бояться неудач. Это создает позитивный психологический фон для достижения успеха, формирования мотивации творческой деятельности, что, в свою очередь, благоприятно сказывается и на учебной деятельности ребёнка.

Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ) в конечном счёте — их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую и социальную среду. Занятия в различных кружках дополнительного образования:

Способствуют:

— созданию условий для самореализации личности;

— увеличению объёма памяти;

— расширению общего кругозора;

— приятному времяпрепровождению и общению с единомышленниками;

— повышению самооценки; самоопределению школьников.

Обучают:

— особенностям работы в различных техниках и с различными материалами;

— историческим и культурным сведениям.

Развивают:

— воображение и образное мышление;

— эстетический, художественный вкус;

— творческие способности;

— пространственное мышление, логику;

— глазомер, мелкую моторику.

Формируют:

— информационные и коммуникативные компетенции;

— навыки при работе разными техниками.

Воспитывают:

— нравственные качества детей;

— интерес к культуре своей Родины;

— интерес к декоративно-прикладному искусству;

— аккуратность, усидчивость и терпение;

— чувство самоконтроля;

— взаимопомощь, коллективизм.

Другая важная роль дополнительного образования — его воспитательная функция. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребёнка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребёнку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения. Системы дополнительного образования детей компенсирует обучение в условиях школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров.

Эмоциональная насыщенность — ещё одна особенность развития дополнительного образования детей. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе общения с известными личностями, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие ребенка. Переживания и размышления конкретного, реально существующего человека, его поиски, ошибки, взлеты и падения дают возможность поверить в его судьбу, борьбу, идеалы.

Дополнительное образование направлено на решение проблем ребёнка и педагогу необходимо учитывать его жизненный опыт и находить подход к каждому ребенку, мотивировать его на приоритеты.

Снижение познавательной активности детей с отклонениями в развитии, своеобразие развития их личности приводят к некоторому смещению акцентов в реализации собственных потребностей и творческих потенций. Низкая работоспособность, неустойчивость интересов, непродуктивность выполнения механических, однообразных заданий приводят к частому отказу детей с ограниченными возможностями здоровья от ранее запланированных целей, от занятий в системе дополнительного образования. В преодолении этой проблемы важна роль педагога, который помогает ребёнку включиться в тот вид деятельности, который максимально отвечает его способностям и склонностям, признания ребёнка полноправным субъектом творческой самореализации. Педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы по конкретному направлению деятельности или области знаний, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал. Это даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути, включение в занятия по интересам, создание условий для достижений и успехов, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Основной целью развития дополнительного образования у детей является: создание условия для воспитания ответственного гражданина, способного мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Ведь детский досуг — это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, так как именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит его дальнейшая жизнь.

Планирование занятий осуществляется с учётом возрастных особенностей, ограничений в здоровье и интересов обучающихся. В процессе реализации программ используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказы и беседы, работа с книгой, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии. Воспитанники детских творческих объединений под руководством своих педагогов принимают активное участие в районных и областных спортивных соревнованиях, выставках, конкурсах, где нередко занимают призовые места. Одним из условий успешной работы таких коллективов является профессиональная компетентность каждого педагога. На занятиях детских творческих объединений реализуется системно-деятельный подход. Занятия ведутся в групповой и индивидуальной форме, что создает благоприятные условия для развития познавательных способностей, активности, одарённости каждого воспитанника. У детей развиваются такие качества: экологическая культура, кругозор, любознательность, память, мышление, воображение, формируются нравственные качества, коллективизм. Эффективной реализацией экологической направленности являются: достойный уровень общего развития ребёнка, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства. Изучение каждого раздела начинается с теоретической части и подкрепляется практической деятельностью. Возможно, что кто-то из этих детей найдёт свое признание, овладеет своей будущей профессией.

Привлечение детей к занятиям в системе дополнительного образования приводит к развитию и них самостоятельной творческой активности, художественного вкуса, творческого мышления, познавательных интересов, навыков самообразования, способствующих самореализации личности. Формирует разностороннее развитие личности, способной реализовать творческий потенциал в современных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

Необходимо организовать специальный «период выбора», в течение которого ребенок сможет посетить несколько кружков, попробовать свои силы и решить, где лежит сфера его интересов. Для ребят, испытывающих большие проблемы в освоении школьного программного материала, важно почувствовать себя успешными на занятиях дополнительного образования, что, в свою очередь, благоприятно сказывается и на учебной деятельности ребёнка.

Ведь одинаковый успех для нормального ребенка и ребенка с отклонениями — это разные вещи: для нормального ребенка — это, может быть, незначительная победа, а для больного — огромная победа, победа над собой.

В процессе творческой деятельности обогащается социальный опыт ребят, формируется субъектная, личностная позиция, закладываются кирпичики в фундамент будущего ребёнка: его карьеру, личную и семейную жизнь, активный отдых (хобби), что делает из каждого «жизнеустойчивую личность», готовую к жизни в социуме.

Литература:

  1. Голиков, Н. А. Дети с выраженными ограничениями в здоровье: как оптимизировать качество их жизни в массовой школе? / Н. А. Голиков // Народное образование. — 2015. — № 5. — С. 188–196.
  2. Голованов, В. П. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей / В. П. Голованов // Дополнительное образование и воспитание. — 2015. — № 1. — С. 3
  3. Карташова, Ю. Н. Инклюзивное образование для детей с ОВЗ. Технология организации / Ю. Н. Карташова // Практика управления ДОУ. — 2015. — № 4. — С. 48–52.
  4. Лаврентьева, З. И. Дополнительное образование как условие развития инклюзии для детей с ОВЗ / З. И. Лаврентьева // Дополнительное образование и воспитание. — 2016. — № 2. — С. 3–6.
  5. Маллер А. Р. Программа спецкурса. Воспитание, обучение и интеграция в общество детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта. — М., 2000.
  6. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениям в развитии. — М., 2002.
  7. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. — М., 1998.
  8. Малофеев Н. Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология. — 2001. –№ 5.
  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  10. Семенова, Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова.
Задать вопрос