Формирование у школьников познавательного интереса и уважительного отношения к истории родного края через краеведческую работу в классе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (34) июнь 2021 г.

Дата публикации: 21.05.2021

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Красильникова, Н. А. Формирование у школьников познавательного интереса и уважительного отношения к истории родного края через краеведческую работу в классе / Н. А. Красильникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 3 (34). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/198/6342/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор представляет опыт работы по формированию интереса и уважительного отношения к истории родного края и его культурному наследию, через организацию краеведческой деятельности в работе классного коллектива.

Ключевые слова : краеведение, родной край, история, местное население, воспитательная система в классе, работа в музее, тимуровская помощь, походы, этно-экологическая тропа «Страна Берендея».

Одно из самых прекрасных и высших человеческих чувств — любовь к Родине. Что же такое Родина в судьбе и жизни человека? Родина — это место, где он провёл лучшие годы своей жизни, детские годы. История каждой страны индивидуальна, но я считаю, что каждый гражданин должен знать историю тех земель, где он родился, вырос и живёт. Тяжело будет человеку, который не знает историю родного края, своей страны. [1]

Все это и заставляет многих людей заниматься одной из интереснейших наук — краеведением. И начинать эти занятия необходимо как можно раньше, начиная уже в детском или подростковом возрасте.

Одним из основных направлений программы развития МБОУ «Карповская СОШ» Уренского муниципального округа является краеведение. Успешной работе способствуют не только богатая история и природные особенности нашего села, но и давние традиции. Школа, школьная и сельская библиотеки, Дом культуры являются пропагандистами знаний об истории, культуре, быте и людях села среди учащихся, местного населения, жителей района и области. Местные краеведы стараются делать всё возможное для того, чтобы наши дети не были бы «Иванами, не помнящими родства».

В основе воспитательной системы класса лежит разработанная мною модель краеведческой работы, где все направления деятельности взаимосвязаны, хотя каждое имеет собственное содержание. Работа по этим направлениям строится с целью формирования интереса и уважительного отношения к истории родного края и его культурному наследию.

Краеведческая деятельность с учащимися ведётся по пяти направлениям:

Первое направление — это работа в школьном краеведческом музее. Наш школьный музей — это не собрание экспонатов, а деятельное звено учебно-воспитательной работы, которое помогает педагогам и родителям растить знатоков родного края, патриотов Отчизны. На базе музея проводятся уроки, классные часы, мероприятия, занятия кружков «Краеведческий», «Юный эколог», заседания сельского клуба «Краевед». Большой популярностью пользуются экскурсии как для учащихся школы, так и для жителей села и района.

Учащиеся моего класса — актив школьного музея. Основные формы работы — это разработка и проведение краеведческих экскурсий, пополнение фонда музея экспонатами, уход за ними, проведение поисковой и исследовательской работы, а также оформление экспозиций музея, организация конкурсов «Конкурс новых экспонатов», фотоконкурсы «Карпово крупным планом», «Моя малая родина», конкурс рисунков «А я люблю свои места родные…».

Второе направление — п утешествия по родному краю.

Неоценимо значение туризма как важного средства духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Главные задачи краеведческого туризма — открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории и культуры, обычаи и традиции местного населения.

Считаю, что краеведческий туризм является эффективным средством воспитания, обучения, оздоровления, утверждения здорового образа жизни, эффективной системы непрерывного образования и развития личности детей. Краеведческие походы и поездки увлекают детей, способствуют расширению знаний учащихся в области географии, экологии, краеведения. Поэтому ежегодно в летние каникулы мы организуем туристско-краеведческие походы и поездки по территории Карповского сельского совета и за его пределы.

Я считаю, что именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира и являются важнейшим средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Материалы, полученные в рамках туристско-краеведческих походов, систематизированы и оформлены при помощи работника сельской библиотеки в книгу «Исчезнувшие деревни».

Третье направление деятельности — работа на этно-экологической тропе «Страна Берендея», которая обустроена на территории нашей Карповской школы. Учащимися проведены исследования, которые положены в основу 9 тематических экскурсий на этно-экологической тропе «Страна Берендея», например, «Гороскоп друидов», «Они оставили свой след» (о создателях аллей), «Деревья в народной медицине», «12 месяцев» (приметы народного календаря) и др.

Организуя работу на экологической тропе (экскурсии, учебно-исследовательские работы, трудовые десанты по очистке территории, посадка деревьев), убеждена, что воспитанники узнают не только об экологической составляющей, но и могут по-новому увидеть и осознать окружающий мир посредством возврата к прошлому, к истории, накопленной поколениями. Поэтому в экскурсионную деятельность включены также и краеведческие материалы, взятые из школьного музея и из воспоминаний старожилов.

Четвертое направление работы — проведение коллективных творческих дел по методике И. П. Иванова. Совместно с ребятами мы планируем одно долгосрочное дело на весь учебный год, например КТД «В гости всем классом». Из названия понятно, что в течение года мы ходили в гости к одноклассникам. Принимающая сторона заранее готовила игровую программу и небольшое чаепитие. И здесь игровая программа обязательно связывалась с историей семьи, дома, т. е. краеведением. Это были игры и конкурсы, содержащие знания о нашей родине и месте, где мы живем.

Каждое воскресенье мы встречались, общались, веселились, играли, рассказывали смешные истории, пили чай, фотографировались. Уходя, с нетерпением ждали следующего воскресения. КТД «В гости всем классом» стало незабываемым, помогло сдружить ребят и установить благоприятный психологический климат в классном коллективе.

Пятое направление деятельности — тимуровская помощь. В последнее время мы начали осознавать, что самым острым дефицитом общества стали человеческое тепло и забота о ближнем, и именно поэтому необходимо чаще обращаться к словам: милосердие и добросердечность, отзывчивость и сострадание. «Тимуровская» работа — это возможность проявить заботу о пенсионерах, а также включение школьников в активную благотворительную деятельность, направленную на поддержку тех, кто в ней нуждается. В ходе акции «Мы поможем» ребята еженедельно посещают подшефных ветеранов, оказывают помощь в ведении домашнего хозяйства. Мы стараемся не только помочь пенсионерам, но и побеседовать с ними о том, как они жили раньше, какие были традиции и обычаи в их времена. Общаясь с нами, молодежью, пожилые люди как бы молодеют душой, забывают на время о болезнях, одиночестве. И для нас такое общение приносит огромную радость и пользу, т. к. мы узнаем много нового об истории своей малой родины.

Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п. В этом отношении, значение краеведческого материала в воспитании и развитии школьников трудно переоценить. В самых увлекательных формах (экскурсии, походы, экспедиции, подготовка экспонатов для выставок, создание школьных музеев и т. д.) краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному общественно полезному труду, преодолевая любые формы национального эгоизма и ограниченности. Воспитательная работа становится наиболее эффективной, если она носит поисковый исследовательский характер, который и есть суть краеведения в целом. [2]

Литература:

  1. М. П. Чебан, С. И. Смирнов. История села Карпова. 2-е изд. Карпово 2002.
  2. edu-time.ru/pub/122989

Ключевые слова

история, краеведение, родной край, местное население, воспитательная система в классе, работа в музее, тимуровская помощь, походы, этно-экологическая тропа «Страна Берендея»
Задать вопрос