Внедрение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения истории | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.

Дата публикации: 30.03.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Донскова, И. А. Внедрение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения истории / И. А. Донскова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6218/ (дата обращения: 19.04.2021).



Ключевые слова: учебный материал, учебный процесс, возможность, ИКТ, визуальное восприятие, федеральный проект, история.

Программные документы об основных направлениях модернизации образования последних лет акцентируют наше внимание на том, что обучение в школе должно способствовать процессам социализации личности, обеспечения возможности продолжать обучение, подготовке высокообразованных людей и квалифицированных специалистов, способных к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых технологий. А модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям и навыкам.

Государственный образовательный стандарт выделяет историю, как стержень гуманитарных, обществоведческих курсов. История обеспечивает всей системе школьного образования необходимый гуманитарный и исторический аспекты, позволяет раскрыть связь разных областей знаний с человеком, их значение для личности и общества. Обратившись к опыту Я. М. Неверова, который стремился к совершенствованию воспитания, и делал это в духе народности, мы видим, что средствами для реализации идеи народности он также считал труд, историю и устное народное творчество [5]. Формирование у школьников ключевых компетентностей — также одна из задач, поставленных перед педагогами в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Ключевые компетентности — «результат образования, выражающегося в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия» [6] и выделяют три ключевые компетентности: компетентность разрешения проблем, информационную и коммуникативную компетентности.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Также позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы по истории, основанные на гипертекстовой структуре и использовании мультимедиа курсов, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.

На уроках истории задания должны быть ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у школьников умений анализировать, сопоставлять, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Достижение этого без изучения документов, исторических первоисточников невозможно. Уроки истории, построенные на самостоятельной работе учащихся с информацией, являются более успешными, если в их основе лежит конкретная программа действий ученика. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.

1 сентября 2020 года в 14 регионах Российской Федерации началось проведение эксперимента, состоящего во внедрении федерального проекта «Цифровой образовательной среды» (ЦОС) в школах. Возможность использования ИКТ и Интернет-технологий на уроках истории и во внеурочной работе стимулирует учащихся и учителя к проектному методу работы. Поисково-исследовательская работа школьников с использованием ИКТ и Интернет-технологий, дает положительную мотивацию при изучении предметов всех школьных циклов. Главное преимущество применения информационных технологий — это возможность от заучивания учебного материала перейти к его пониманию.

Мультимедиа курсы по истории имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными печатными учебниками и учебными пособиями:

— Они дают возможность индивидуализировать учебный процесс, скоординировать его с индивидуальными особенностями обучающихся. Это особенно актуально при работе с детьми, имеющими подготовку разную по уровню.

— Гипертекстовая организация таких курсов позволяет организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности.

— Модульная организация позволяет сжато представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной.

— Использование различных технических возможностей, позволяет учесть особенности детского восприятия. Большая часть школьников имеет визуальное восприятие, а не аудиальное. Следствие — прослушанный на уроках материал остается не усвоенным. Включение статической и динамической графики, иллюстраций, карт дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.

— Тестирующие программы усиливают контролирующие функции учебного курса, облегчают деятельность учителя и создают эффективную обратную связь.

При организации учебной и внеурочной деятельности с применением информационных технологий важно учитывать санитарные правила и нормы СанПиН, которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование инновационных технологий значительно повышает интерес у школьников к изучению истории. Активизируется внимание учащихся. Формируется новая информационная культура российского общества, которую должна составлять совокупность профессиональных, социальных и этических норм поведения человека в новой, высокоавтоматизированной информационной среде обитания людей в XXI веке.

Литература:

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. — Текст: электронный // static.government.ru: [сайт]. — URL: (дата обращения: 28.03.2021).
  2. Возможности использования исторических документов на уроках истории. — Текст: электронный // infourok.ru: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/kursovaya-rabota-vozmozhnosti-ispolzovaniya-dokumentov-na-urokah-istorii-2624135.html (дата обращения: 28.03.2021).
  3. Формирование умений работы с историческими источниками на уроках истории. — Текст: электронный // infourok.ru: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/formirovanie-umeniy-raboti-s-istoricheskimi-istochnikami-na-urokah-istorii-na-materiale-mbou-rassvetovskoy-oosh-romanovskogo-ray-3098508.html (дата обращения: 28.03.2021).
  4. Использование ИКТ в учебном процессе. — Текст: электронный // infourok.ru: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-ikt-v-uchebnom-processe-1795183.html (дата обращения: 28.03.2021).
  5. Хатаев И. Е «Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я.М.Неверова (1810-1893 гг.)» Автореферат. Владикавказ 2002
  6. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д.ф.-м.н., проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – С. 7.
Задать вопрос