Результаты опытно-экспериментальной работы по тьюторскому сопровождению эколого-исследовательской деятельности обучающихся | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.

Дата публикации: 01.03.2021

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Крапивин, Б. Д. Результаты опытно-экспериментальной работы по тьюторскому сопровождению эколого-исследовательской деятельности обучающихся / Б. Д. Крапивин, М. Е. Крапивина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 53-59. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6120/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по повышению уровня готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности. Авторами описываются основные составляющие экологического образования и доказывается их назначение в контексте данного исследования. Отражена динамика развития критериев готовности по результатам опроса: экологические мотивы и экологически значимые качества личности, проверка письменных и тестовых работ, анализ продуктов экологической деятельности обучающихся, а также данные наблюдения. В ходе опытно-экспериментальной работы выявлено, что наибольший рост готовности к эколого-исследовательской деятельности происходит в той группе, где используется полный набор мер и условий. В группах, где используется не весь комплекс мер, незначительная часть обучающихся также может подняться на более высокий уровень. Выявлено, что положительная динамика развития готовности наблюдается только в контрольных группах.

Ключевые слова: готовность к эколого-исследовательской деятельности, динамика показателей, обучающиеся, тьютор, экологически значимые качества личности, экологические знания, экологические мотивы, экологические умения и навыки.

The article presents the results of experimental work to improve the students’ level of readiness for ecological research activity. The authors describe the main components of ecological education and prove their purpose in the context of this research. The dynamics of the development of readiness criteria according to the survey results is reflected: ecological motives and ecological significant personal qualities, checking written and test papers, analysis of the products of the students’ ecological activities and observation data. In the course of the experimental work, it was ascertained that the greatest increase in readiness for ecological research activities occurs in the group where the full set of measures and conditions is used. A small part of students can also rise to a higher level in groups where not the whole range of measures is used. It was ascertained that the positive dynamics of the development of readiness is observed only in the control groups.

Key words: readiness for ecological research activities, dynamics of indicators, students, tutor, ecological significant personal qualities, ecological knowledge, ecological motives, ecological skills.

Современный процесс образования сложно представить без проектной, практической и исследовательской деятельности. В качестве организатора такого рода деятельности может выступать педагог, наставник, научный руководитель, а в последнее время все чаще встречается слово «тьютор». Под ним принято понимать исторически сложившеюся особую педагогическую позицию, которая сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, системе дополнительно и непрерывного образования [4].

Вторым активно развивающимся направлением современной системы отечественного образования является экологическое образование. В контексте нашего исследования особо стоит отметить работы, посвященные развитию экологических мотивов, потребностей и интересов [3].

Еще одной не менее важной составляющей экологического образования и эколого-исследовательской деятельности являются экологические знания. Без понимания необходимости сохранения природы, знания мер и способов по ее восстановлению ни о каком экологическом образовании не может быть и речи. Поэтому, обращая внимание на современное состояние природной среды, многие ученые высказывают мнение о необходимости развития непрерывного экологического образования, которое должно затронуть все уровни образования для развития экологических знаний на протяжении всей жизни человека [1].

Особенно большое внимание многие ученые уделяют практической природоохранной и природосберегающей деятельности. По мнению В. А. Игнатовой, практическая экологическая деятельность является неотъемлемой частью экологического образования [6]. А. Н. Захлебный утверждает, что практическая деятельность по экологии является составной частью экологического образования. Также он утверждает, что необходимость занятия такого рода деятельности определяется сложившимися экологическими мотивами и потребностями [5].

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что сначала у обучающегося должны сформироваться экологические мотивы, а уже после этого произойдет развитие практических навыков экологического характера. Без организации практической деятельности невозможно проведение экологического исследования, в котором ей как раз и принадлежит ведущая роль.

В организации эколого-исследовательской деятельности обучающихся функции тьютора будут сводиться к расширению экологических знаний у обучающихся, развитию у них практических умений и навыков в области сохранения природы, формированию экологически значимых качеств личности и повышения уровня мотивации к такому роду деятельности.

Процесс взаимодействия тьютора и обучающегося получил название тьюторского сопровождения, в условиях которого объектом воздействия тьютора является уже не просто обучающийся, а тьюторант. В научной литературе достаточно редко упоминается этот термин. Проведенный нами анализ трудов Л. М. Гедгафовой и Т. М. Ковалевой позволил определить, что тьюторант — это объект тьюторского воздействия, который занимается планированием и реализацией определенного рода учебной деятельности на основе индивидуальных склонностей и возможностей в условиях тьюторского сопровождения [2, 8].

Деятельность тьютора, в отличие от деятельности учителя обладает рядом преимуществ:

− учет познавательных интересов тьюторанта при построении образовательного пространства;

− признание проб и ошибок тьюторанта ценными для образовательного процесса;

− возможность рассмотрения материала, выходящего за рамки школьной программы;

− в качестве дополнительного источника новых знаний может выступать деятельность тьютранта по реализации своего индивидуального образовательного плана, проекта, исследования;

− своевременная возможность оказания помощи тьюторанту в решении трудностей, возникших в результате его деятельности;

− возможность создания более доверительной и комфортной обстановки для контакта с тьюторантом [7].

Основная цель нашего исследования — это определение готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности. Оценка происходила по трем компонентам: мотивационно-ценностному (экологические мотивы и экологически значимые качества личности), когнитивному (экологические знания) и практико-деятельностному (экологические умения и навыки). На основе этих критериев нами были выявлены уровни готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности: непродуктивный, продуктивный и креативный. При этом, в ходе реализации экспериментальной работы предполагается, что учащиеся имеют возможность переходить с одного уровня на другой благодаря непрерывному наблюдению и внесению изменений и корректировок тьютором.

Оценка каждого критерия по определенной методике. Экологические мотивы определялись на основе опросника «Мотивы эколого-исследовательской деятельности». Экологически значимые качества личности выявлялись на основе опросника, составленного при помощи метода экспертных оценок, где экспертами были выбраны следующие качества: экологическая грамотность, экологическая ответственность, экологическая нравственность, экологическое поведение и экологическое мировоззрение. Определение экологических знаний происходило на основе проверки письменных и тестовых работ. Оценка развития экологических умений и навыков проводилась на основе анализа анкет и продуктов экологической деятельности обучающихся.

В экспериментальной работе приняли участие 112 учеников, которые были разбиты на четыре экспериментальные и одну контрольную группы. В каждой из экспериментальных групп реализовывался определенный набор условий, исключающий один или несколько условий сформированности готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности. Исключение составила первая экспериментальная группа, где реализовывался весь комплекс необходимых мероприятий. Такое разделение на группы было произведено с целью получения ответа на вопрос: возможно ли, что в группах, где реализуется не весь комплекс условий, обучающиеся перейдут на более высокий уровень?

Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из констатирующего, промежуточного и формирующего этапов. Если говорить о констатирующем этапе нашего исследования, то анализ данных показал, что более чем у половины опрошенных (66 %) отмечается непродуктивный уровень готовности к эколого-исследовательской деятельности. Продуктивный уровень составляет 31,3 %, а креативный — 2,7 % и встречается только в контрольной и первой экспериментальной группах (рисунок 1).

Данные констатирующего этапа эксперимента по оценке уровня готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности

Рис. 1. Данные констатирующего этапа эксперимента по оценке уровня готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности

Промежуточный этап предполагал проверку уровня готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности через год в ходе реализуемого исследования. Анализ данных позволяет утверждать, что во всех экспериментальных группах происходят изменения. Самые существенные изменения произошли в первой экспериментальной группе, где 25 % обучающихся перешли на более высокий уровень. Такие значительные изменения объясняются тем, что в данной группе реализовался весь комплекс необходимых мероприятий, направленных на повышение уровня готовности. Затем следуют экспериментальные группы: четыре — 22 %, два — 10 % и три — 9,5 %. Самые низкие показатели отмечаются в контрольной группе (рисунок 2).

На формирующем этапе экспериментальной работы нами был полностью реализован курс экологических занятий, была усилена практическая составляющая деятельности обучающихся, было положено начало взаимодействию с территориальным отделом по экологии и природопользованию с целью получения от сотрудников отдела сведений о современном экологическом состоянии нашего города, проведения совместных мероприятий и получения возможности для учеников лично поучаствовать в улучшении экологического состояния своего города. Все принятые меры направлены на повышение уровня готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности.

Данные промежуточного среза эксперимента по оценке уровня готовности школьников к эколого-исследовательской деятельности, где КГр — контрольная группа, ЭГр1 — первая экспериментальная группа, ЭГр2 — вторая экспериментальная группа, Эгр3 — третья экспериментальная группа, Эгр4 — четвертая экспериментальная группа

Рис. 2. Данные промежуточного среза эксперимента по оценке уровня готовности школьников к эколого-исследовательской деятельности, где КГр — контрольная группа, ЭГр1 — первая экспериментальная группа, ЭГр2 — вторая экспериментальная группа, Эгр3 — третья экспериментальная группа, Эгр4 — четвертая экспериментальная группа

В таблице 1 представлена диагностическая карта компонентов готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности.

Таблица 1

Диагностическая карта компонентов готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности

Группа

Кол-во

Мотивационно-ценностный компонент

Когнитивный компонент

Практико-деятельностный компонент

Экологические мотивы

Экологически значимые качества личности

Экологические знания

Экологические умения и навыки

н

п

к

н

п

к

н

п

к

н

п

к

Констатирующий этап

КГр

24

13

8

3

10

11

3

14

9

1

21

3

0

ЭГр1

24

10

10

4

16

4

4

10

10

4

21

2

1

ЭГр2

20

15

4

1

14

4

2

9

11

0

20

0

0

ЭГр3

21

11

8

2

12

8

1

13

8

0

19

2

0

ЭГр4

23

18

4

1

17

4

2

15

7

1

23

0

0

Итого

112

67

34

11

69

31

12

61

45

6

104

7

1

Промежуточный этап

КГр

24

12

9

3

9

12

3

13

10

1

21

3

0

ЭГр1

24

6

9

9

9

9

6

5

15

4

18

4

2

ЭГр2

20

9

8

3

12

5

3

8

11

1

19

1

0

ЭГр3

21

10

7

4

8

11

2

10

9

2

18

3

0

ЭГр4

23

13

5

5

13

6

4

10

11

2

22

1

0

Итого (без учета КГр)

88

38

29

21

42

31

15

33

46

9

77

9

2

Формирующий этап

КГр

24

12

9

3

7

14

3

13

8

3

21

3

0

ЭГр1

24

6

6

12

2

13

9

1

17

6

12

8

4

ЭГр2

20

6

11

3

6

8

6

4

14

2

14

6

0

ЭГр3

21

7

7

7

4

10

7

6

12

3

16

5

0

ЭГр4

23

8

7

8

7

7

9

4

10

9

19

4

0

Итого

112

39

40

33

26

52

34

28

61

23

82

26

4

На формирующем этапе особенно интересен становится анализ развития каждого из критериев сформированности готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности. Первый критерий, на котором мы остановимся — это экологические мотивы. Анализ таблицы 1 позволяет нам сделать вывод о том, что практически во всех группах наибольший рост данного критерия был отмечен на промежуточном этапе. Это связано с тем, что именно во время первого года взаимодействия с обучающимися велась большая работа по формированию у них экологических мотивов через привлечение их к участию в экологических конкурсах, в ходе подготовки к которым они могли реализовать свой творческий потенциал, могли приобрести экологические знания или умения в ходе подготовки конкурсного материала и расширить свой собственный экологический интерес. Однако в третьей экспериментальной группе значительный рост данного критерия пришелся на время проведения формирующего этапа. Данный рост может быть объяснен тем, что в данной группе и во время второго года эксперимента особое внимание уделялось развитию мотивации у обучающихся, так как в данной группе это было одним из основных условий.

Анализ данных второго критерия (экологические знания) позволяет сделать вывод о том, что переход обучающихся на более высокий уровень распределен примерно одинаково между промежуточным и формирующим этапами. Но при этом стоить отметить, что на промежуточном этапе возрастает количество обучающихся с продуктивным уровнем, тогда как на формирующем — с креативным. Вероятней всего такие изменения связаны с тем, что на втором году происходило более глубокое погружение учеников в предмет «Экология», ими осуществлялся поиск путей для решения экологических проблем, обнаруживались причинно-следственные связи. Для закрепления и актуализации знаний из дисциплин естественно-научного цикла использовались междисциплинарные исследовательские проекты.

Экологически значимые качества личности — это критерий, развитие которого в определенной степени зависит и от развития других критериев. В первой и второй экспериментальной группах переход на продуктивный уровень происходит равномерно на промежуточном и формирующем этапах, тогда как в третьей и четвертой группах на промежуточном этапе происходит рост, а на формирующем — незначительное снижение. А вот рост числа обучающихся с креативным уровнем во всех группах отмечается на формирующем этапе. Для развития данного критерия нами была проведена огромная работа — это классные часы, эколого-ориентированные беседы, полевые выходы и экологические акции. Основная цель данных мероприятий — формирование у обучающихся понимания необходимости бережного отношения к природе, поддержание экологической чистоты в ней.

Последний анализируемый критерий — это экологические умения и навыки. Это самый сложный в плане развития и оценки критерий. Во всех экспериментальных группах всего 25 % обучающихся перешло на более высокий уровень. Наибольший рост наблюдается в первой и второй экспериментальных группах. В третьей и четвертой группах такие низкие значения показателя объясняются тем, что здесь практической деятельности по экологии уделялось несколько меньшее внимание. В первых двух группах активно применялись формы, такие как полевые выходы, экскурсии, лабораторные и практические занятия, организация экологических отрядов для проведения практической и природосберегающей деятельности. В целом, учитывая незначительный рост показателей по данному критерию, необходимо разработать и применить большее число организационных форм работы, а также совершенствовать оценочный материал по критерию.

После проведения комплексного анализа каждого из критериев остановимся на оценке уровня готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности. Если провести сравнение рисунка 1 и рисунка 3, то мы увидим следующие положительные изменения: наибольший рост готовности к эколого-исследовательской деятельности произошел только в экспериментальных группах. На основании этого можно сделать вывод о том, что вся проведенная работа оправдана полученными результатами.

Данные формирующего этапа эксперимента по оценке уровня готовности школьников к эколого-исследовательской деятельности

Рис. 3. Данные формирующего этапа эксперимента по оценке уровня готовности школьников к эколого-исследовательской деятельности

В первой экспериментальной группе, где использовался весь необходимый комплекс мероприятий по развитию уровня готовности, большая часть обучающихся перешла на более высокий уровень. Затем следует вторая и четвертая экспериментальная группы, в них на более высокий уровень перешло 45 % и 48 % учеников соответственно. И наименьшей показатель отмечается в третьей экспериментальной группе, где на более высокий уровень поднялось всего 28 % обучающихся.

Различные показатели в экспериментальных группах объясняются тем, что в каждой из групп реализовывался определенный набор условий. Проведенный анализ позволяет утверждать, что наиболее положительные изменения уровня готовности школьников к эколого-исследовательской деятельности наблюдаются только в той группе, где реализуется весь комплекс мер и условий, а наименьший рост — там, где их присутствие минимально. Но при этом стоить отметить, что несмотря на то, что в группах, где использовались не все условия, определенный процент школьников перешел на более высокий уровень. Иными словами, переход обучающихся на более высокий уровень готовности к эколого-исследовательской деятельности возможен, но перейдет лишь их незначительная часть, и для этого потребуется больше времени.

В заключении стоит отметить, что наблюдаемая положительная динамика в экспериментальных группах по сравнению с контрольной говорит об эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы по повышению уровня готовности школьников к эколого-исследовательской деятельности.

Литература:

  1. Вербицкий, А. А. Принципы и цели непрерывного экологического образования / А. А. Вербицкий // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. — 2014. — № 1. — С. 207–210.
  2. Гедгафова, Л. М. Практика реализации модели тьюторского сопровождения в отечественном высшем образовании / Л. М. Гедгафова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2013. — № 11. — С. 73–79.
  3. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. — 480 с.
  4. Ермилин, А. И. Культурные и педагогические ресурсы тьюторства в дополнительном научном образовании школьников / А. И. Ермилин, Е. В. Ермилина // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3. — С. 228–240.
  5. Захлебный, А. Н. Идеи устойчивого развития в школе: отечественный и зарубежный опыт адаптации идей устойчивого развития к предметным областям общего образования: монография / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская. — М.: Центр «Образование и экология», 2017. — 172 с.
  6. Игнатова, В. А. Проблемы использования системно-синергетического подхода в педагогике / А. В. Игнатова // Образование и наука. — 2013. — № 10. — С. 3–16.
  7. Ковалева, Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4 / Т. М. Ковалева. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. — 56 с.
  8. Ковалева, Т. М. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева и др. — М.: Тверь: СФК-офис, 2012. — 246 с.

Ключевые слова

экологические знания, тьютор, обучающиеся, динамика показателей, готовность к эколого-исследовательской деятельности, экологически значимые качества личности, экологические мотивы, экологические умения и навыки
Задать вопрос