Технология кроссенс как средство развития креативности, логического мышления и творческих способностей обучающихся | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.

Дата публикации: 05.02.2021

Статья просмотрена: 617 раз

Библиографическое описание:

Шатских, Н. В. Технология кроссенс как средство развития креативности, логического мышления и творческих способностей обучающихся / Н. В. Шатских. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6045/ (дата обращения: 26.04.2024).



Согласно требованиям ФГОС мы должны обеспечить «развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии» [2].

Они должны уметь самостоятельно ставить цели, принимать решения, анализировать результаты. Это помогает добиться технология кроссенс. «Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации…» [1].

С этой технологией я познакомилась на курсах повышения квалификации, которые для учителей русского языка и литературы проводил ВИРО в 2015–2016 учебном году. Она меня заинтересовала, и я стала применять на уроках литературы в старших классах (9–11 класс).

Чем заинтересовала технология кроссенс?

  1. Новизной.
  2. Технология работает на развитие мотивации обучающихся. А это первейшая задача. Без нее процесс обучение невозможен.
  3. Возможностью ее применения

Технологию данную можно применить на любом этапе урока: в начале урока при определении цели и задач, при объяснении новой темы, при закреплении полученных знаний, при организации групповой работы, как творческое домашнее задание и на разных типах уроков: как на уроке освоения новых знаний, так и на уроке повторения или обобщения.

  1. Способами использования технологии

Способы использования кроссенс могут быть разными. Можно предложить группам обучающихся попробовать дать свое объяснение кроссенса. Это задание первого уровня сложности. Второй уровень сложности — кроссенс разделен на 9 квадратов и его надо собрать. Это задание еще можно усложнить: добавить 1 лишний квадрат, и тогда обучающиеся должны выбрать его среди 10 или предложить только 8 квадратов-картинок и ребята должны догадаться чего не хватает в цепочке. Третий уровень сложности — предложить попробовать самим составить кроссенс.

Что даёт использование данной технологии?

  1. Появление устойчивой мотивации обучающихся к урокам литературы.
  2. Развитие креативности, логического, нестандартного мышления и творческих способностей моих учеников.
  3. Повышение качества знаний обучающихся по предмету.
  4. Стабильность этих результатов.

Использование технологии и во внеурочной деятельности дает положительный результат в учебно-воспитательном процессе в целом

С 2016 года после прохождения курсов ВИРО по программе «Теория и методика преподавания русского языка и литературы в условиях ФГОС» я стала применять технологию кроссенс на уроках литературы, во внеурочной деятельности, в работе с родителями.

Кроссенс к уроку литературы в 7 классе «Спешите делать добро!» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»

Кроссенс к уроку литературы в 10 классе «Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Кроссенс к родительскому собранию «Взаимоотношения родителей и детей в семье»

Затем я проанализировала свою деятельность: каков результат? Результаты хорошие, стабильные. Мне была важна обратная связь: как оценивают использование технологии сами обучающиеся и их родители. С этой целью я провела анкетирование и выстроила диаграммы.

Анкета:

1. Были ли вы знакомы с технологией кроссенс ранее?

2. Что внесла нового технология кроссенс в урок литературы?

3. Какие качества обучающихся помогает формировать данная технология? Выберите правильный ответ(ы):

А) умение работать в группе

Б) логическое мышление

В) креативность

Г) интерес к предмету

Д) интерес к теме урока

Е) мотивацию

4. Считаете ли вы, что использование технологии кроссенс позволяет разнообразить уроки?

5. Может ли использование технологии кроссенс влиять на качество знаний по предмету?

Использовала технологию кроссенс:

  1. на открытом занятии «Пасхальные вытынанки» в региональном конкурсе «Педагог дополнительного образования Воронежской области» 2018 г.
  2. В финале всероссийского конкурса «Воспитать человека-2018»
  3. Во всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» 2020 на региональном этапе и межрегиональном.
  4. Во всероссийском конкурсе «Серафимовский учитель» 2020
  5. В работе с одаренными детьми: Щеголева Анна и Рязанцева Анна — призер и победители муниципального этапа ВОШ по литературе 2020, Рязанцева Анна — дипломант Всероссийского конкурса сочинений 2021

«У технологии кроссенс есть огромный потенциал… Никаких ограничений на предмет тоже нет: кроссенс пригодится как на химии, так и на литературе. Классные занятия, праздники, тематические уроки –– всё это может быть полем для использования кроссенса.

Взаимосвязанность изображений –– главное преимущество кроссенса как педагогического метода… Квадратное изображение станет отличным «крючком», который заинтересует детей в начале урока.

Единственным недостатком кроссенса как метода может быть его трудозатратность… Впрочем, эта проблема решается тренировкой 1 .

Литература:

  1. Бондаренко О. В. «Современные инновационные технологии в образовании». электронный ж-л «Роно», 2012 г.; Выпуск 16 (сентябрь 2012)‎ ‎https://www.sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-16-sentabr-2012/innovacii-poiski-i-issledovania/sovremennye-innovacionnye-tehnologii-v-obrazovanii
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования 2-го поколения. Концепция / Рос.академия образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — 2-е изд. — М.: Просвещение. — 2009
  3. https://yandex.ru/video/preview/?text= %D0 %A1 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B6 %D0 %BD %D1 %8B %D0 %B5+ %D0 %B8+ %D1 %81 %D0 %BF %D0 %BE %D1 %80 %D0 %BD %D1 %8B %D0 %B5+ %D0 %BC %D0 %BE %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B+ %D0 %B2+ %D0 %B8 %D1 %81 %D0 %BF %D0 %BE %D0 %BB %D1 %8C %D0 %B7 %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B8+ %D1 %82 %D0 %B5 %D1 %85 %D0 %BD %D0 %BE %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %B8 %D0 %B8+ %D0 %BA %D1 %80 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %81 %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %81&path=wizard&parent-reqid=1609866188567147–593302184647990738500107-production-app-host-vla-web-yp-231&wiz_type=vital&filmId=5107883366736528750&url=http %3A %2F %2Fwww.youtube.com %2Fwatch %3Fv %3DiULJCxmGIvM
Задать вопрос