Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.

Дата публикации: 26.03.2021

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Цамая, М. Ю. Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска) / М. Ю. Цамая. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/6021/ (дата обращения: 26.04.2024).



Коммуникативные компетенции дошкольников помещены в основу действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим владение речью, умение вести диалог и воспринимать печатную информацию, верно ее интерпретировать на данный момент являются ключевыми умениями для современных дошкольников. Сказочное произведение как один из факторов культурной и образовательной среды в любом случае оказывает на ребёнка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку без учета контроля со стороны взрослых ребенок не всегда может понять сюжет и мораль сказки, выявить логические взаимосвязи в повествовании. Поэтому, нельзя не отметить, что в практике логопеда, при организации занятий, должны активно использоваться специальные сказки (логосказки), выполняющие как воспитательную, так и коррекционную роль. Работа со сказкой, имеет свои особенности, которым должен быть обучен специалист и к которым должен быть приобщен ребенок. Кроме того, приемы работы со сказкой должны передаваться родителям для организации домашней воспитательной среды. В связи с этим особую актуальность будут сохранять проекты направленные на популяризацию применения сказки в логопедической практике, одним из которых выступает проект «Путешествие в сказку», разработанный и прошедший апробацию на базе МБДОУ Детский сад № -23 г. Хадыженска Апшеронского района.

Ключевые слова: проектная деятельность, речевые нарушения, коррекционная работа, логопедия, ОНР, сказкотерапия, логосказки.

Объем детей с речевыми нарушениями, поступающих на обучение в логопедические группы, с каждым годом возрастает, что в свою очередь связано с множеством внутренних и внешних факторов. Ухудшение экологии, активная информатизация социально-бытовой среды, сниженная воспитательная активность со стороны родителей, способствуют развитию речевых патологий, нарушению артикуляционной, мелкой и общей моторики, эмоционально-волевой сферы, отставанию в развитии высших психических процессов [4]. В этом отношении методика сказкотерапии зарекомендовала себя как эффективная часть коррекционной работы, применяемая учителем-логопедом для детей с разными группами задержки речевого развития и речевых нарушений. Сказки помогают постановке правильного звукопроизношения, совершенствуют дикцию, способствуют развитию связной речи и фонематического восприятия, расширяют словарный запас ребенка, предупреждают появление на письме; развивают память, воображение, внимание, коммуникативные навыки. Гармоничная целостность сказки, ее наивность и чистота являются для детей первым толчком к развитию творческого воображения и позитивного мышления [2, с. 46].

Соответственно, в зависимости от цели которую преследует педагог в обучении, логосказки как часть коррекционной работы группируются и систематизируются в зависимости от грамматической и лексической нагрузки. Одним из удачных примеров подобного представления коррекционного материала выступает сборник сказок Г. А. Быстровой, в котором каждая сказка прорабатывает определенные звуки, словосочетания, способствует пополнению словарного запаса и тренирует навыки активного говорения у дошкольников разного возраста [1]. Практическая часть представляемой проектной работы в ДОУ № -23 опиралась на материал, представленный в данном сборнике и подобных ему методических пособиях.

Дополнительным методическим достоинством логосказки, выступает разнообразие той формы, в которой она может быть представлена детям в процессе обучения. В частности, Е. В. Жулина выделяет следующие формы сказок, используемых для коррекции речи дошкольников: артикуляционные сказки, пальчиковые, фонетические, лексико-грамматические, речевые сказки и т. д. [3, с. 66]. Каждая из представленных форм, базируется на определенных принципах работы логопеда, среди которых:

– принцип систематичности и последовательности;

– принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;

– принцип учета структуры дефекта [5, с. 37].

Учет каждого из вышеприведенных принципов, позволяет в процессе использования сказки решать разнообразные воспитательные задачи: коррекционно-развивающие, коррекционно-образовательные и воспитательные. Развивающие задачи, предназначены для выправления высших психических функций дошкольников, контроля и развития фонематических процессов в речи. В свою очередь, образовательные задачи способствуют отработке техники произношения звуков, совершенствованию речевой моторики и обогащению активного словаря. Воспитательные задачи, в свою очередь позволяют развивать эстетическое восприятие детей, формируют чувство прекрасного, позволяют им стать добрее и сострадательнее к окружающим [6].

Согласно поставленным задачам, учитель-логопед определяет этапы работы со сказочным произведением, следуя принципам коррекционной работы. Специалисты, и в том числе Л. А. Степанова обозначают в работе с логосказкой три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе учитель-логопед совместно с группой проводит познавательно-эффективную тренировку, которая предназначена на осмысление сюжета сказки, интонирование сказочных образов и персонажей, выполнение специальных артикуляционных упражнений (которые могут сочетаться с воспроизведением повествования).

На втором этапе дети самостоятельно работают со сказкой, словесно комментируя происходящее, подражая персонажам. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. Ведущим методом, при работе со сказкой на втором этапе выступает — метод словесного комментирования [7, с. 42].

Третий этап, характеризуется активным применением метода словесной импровизации, который используется для отработки эмоционального поведения и выразительного слова. Работая на данном этапе, дети могут самостоятельно привнести новые элементы в повествование, сочинить новую сказку по аналогии, проиграть отдельные сюжеты сказочного повествования [7, с. 43].

Проект — «Путешествие в сказку», разработанный на базе МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска, соответствует рассмотренным методическим приемам и подходам работы со сказочным произведением и направлен на коррекцию речевых нарушений дошкольников, проходящих обучение в подготовительной группе детского сада. Тем самым, представляемый проект имеет высокое практическое значение, по той причине, что позволяет осуществлять эффективную подготовку к предстоящему обучению в школе.

Достижение основой цели проекта, обеспечивается за счет выполнения следующих практических задач:

  1. Повысить мотивационную составляющую образовательного процесса и познавательной активности детей;
  2. Активизировать процесс восприятия лексического материала;
  3. Развивать лексико-грамматические средства языка и использовать их в оформлении связного высказывания;
  4. Формировать и развивать связную речь и коммуникативную компетенцию дошкольников.

На протяжении одного календарного года, дошкольники, посещающие подготовительную группу, участвуют в проектной работе — самостоятельно, совместно с учителем-логопедом и родителями. Активное участие родителей, выступает обязательным компонентом работы, поскольку дошкольники должны включаться в творческую деятельность со сказкой непрерывно на протяжении всего воспитательного процесса. Родители совместно с детьми практикуют разнообразные формы игр и упражнений, совмещаемых с чтением логосказки, что также включается в общий комплекс мероприятий проекта «Путешествие в сказку». В указанный перечень включаются — имитационные игры; игры «Сочини сказку» или «Измени конец»; игра «Доскажи словечко» (представляется фраза из сказки и детям предлагается ее завершить); игра «Кто так говорит» — дети угадывают фразы, сказанные действующими персонажами; пальчиковые игры и кукольный театр; игры «Нарисуй» или «Раскрась персонажа» и др.

Весь объем выполняемой работы, включенный в программу проектной работы, прошел апробацию в условиях методической работы ДОУ в период с 2019 по 2020 гг. С этой целью, учителем-логопедом была выбрана подготовительная группа дошкольников в составе 23 человек, где 90 % от общего числа воспитанников имеют III уровень речевого развития, 25 % имеют стёртую форму дизартрии. При этом 8 воспитанников проходят обучение имея инвалидность и ОВЗ, что значительно осложняет работу по коррекции речевых нарушений. В связи с этим, было решено использовать метод сказкотерапии.

Проект доказал свою эффективность, что было наглядно продемонстрировано в результатах диагностики, проводимой непрерывно на протяжении всего периода экспериментальной работы. Первый этап включал в себя первичную диагностику уровня, проведенную до начала эксперимента в сентябре 2019 г. Второй этап проводился по истечении шести месяцев с момента начала экспериментальной работы — в феврале 2020 г. Третий и заключительный этап диагностики был реализован в сентябре 2020 г.

Диагностика проводилась по 4 критериям позволяющим определить динамику уровня речевого развития: словарь, грамматика, связная речь, звукопроизношение (по каждому из критериев экспериментальная группа могла набрать от 1 до 10 баллов, где 10 баллов наивысший уровень владения навыком). Результаты диагностического обследования вносились в специальную диагностическую карту. На основании полученных результатов был построен следующий график, наглядно демонстрирующий эффективность проведенной работы (рис. 1):

При сравнении данных, представленных на диаграмме, можно сделать следующие выводы: объем активного словаря по сравнению с начальным и итоговым этапом диагностики вырос на 43 %; грамматические навыки на 17 %; уровень владения связной речью увеличился на 75 %; звукопроизношение было усовершенствовано и общий показатель диагностики возрос на 60 % в равнении с первоначальным результатом.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что методика сказкотерапии в коррекционной работе логопеда доказывает свою эффективность, так как позволяет улучить речевые навыки дошкольников, сгладить последствия речевых нарушений, пополнить активный словарь и обеспечить достаточную подготовку к обучению в школе включая ребенка в сферу литературных произведений, развивая его эстетическое и художественное восприятие. Кроме того, логосказка представляемая в разнообразных формах, может выполнять роль дополнительного компонента коррекционной работы, поскольку дети, погружаясь в атмосферу сказки активно, непринужденно, в игре выполняют сложные артикуляционные упражнения и речевую гимнастику. В этом отношении наглядно демонстрируется важная особенность сказочного произведения для коррекционной работы в целом — оно может использоваться как основной элемент занятия, так и в качестве вспомогательного элемента, облегчающего проведение запланированных коррекционных упражнений.

Литература:

  1. Быстрова Г. А. Логосказки. — М.: Азбука воспитания, 2017. — 216 с.
  2. Волжанкина Н. В. Сказка как средство логопедической коррекции задержки речевого развития // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 10. — С. 45–48.
  3. Жулина Е. В. Логосказки как средство коррекции речевых нарушений у детей // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 1. — С. 65–68.
  4. Игнатьева С. И. Использование элементов сказкотерапии и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях // Образование и воспитание. — 2020. — № 1(27). — С. 8–11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4841/ (дата обращения: 11.01.2021).
  5. Рахимкулова А. Ф. Логосказка как форма проведения логопедических упражнений // Дошкольная педагогика. — 2018. — № 3(98). — С. 36–38.
  6. Симонова О. В. Логопедические сказки как средство коррекции речевых нарушений // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 27–30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4108/ (дата обращения: 11.01.2021).
  7. Степанова Л. А. Современная практика использования сказкотерапии в коррекционной работе специалистов ДОУ // Достижения науки и образования. — 2017. — № 3. — С. 41–44.
Задать вопрос