Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.

Дата публикации: 23.01.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Агафонова, Г. Н. Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения / Г. Н. Агафонова, Е. Ю. Бартенева, Т. В. Семибратченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5972/ (дата обращения: 22.04.2021).



В статье авторы делятся опытом работы по формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников в учебной деятельности на уроках литературного чтения.

Ключевые слова : нравственность, воспитание, ценность, литературное чтение, младший школьник.

…Явление нравственного составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.

К. Д. Ушинский

В настоящее время большое внимание уделяется роли нравственных ценностей в системе образования. Литературное чтение, на наш взгляд, является самым гибким учебным предметом для осуществления воспитательной работы во время учебной деятельности. Чтение и слушание литературных произведений способствуют формированию у учащихся следующих качеств: умение соотносить поступки литературных героев по отношению друг к другу, умение проецировать оценку поступков героев сказок, рассказов, басен, стихотворений на собственные поступки; умение сопоставлять поступки героев произведений с общепринятыми нормами и ценностями; способность к самостоятельному нравственному поступку в различных ситуациях. Одной основных задач становится «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности» [2, с. 56], а выпускник школы должен стать носителем ценностей общества.

Работая с младшими школьниками, педагог обладает широкими возможностями для направления личности на нравственные ценности. «Дети благодаря не утраченной еще искренности способны к внутренней работе, сенситивны духовности (духовности в прямом смысле, т. е. способности к различению духа доброго и злого)» [1, с. 17]. В этом возрасте закладываются механизмы познания себя, окружающего мира, других людей, а также механизмы поведения в той или иной ситуации.

На уроках литературного чтения мы используем методы и приемы, которые являются источниками ориентации учащихся на нравственные ценности. К ним относятся:

1) чтение произведения, при котором центром его анализа становится судьба героя, его характер, авторская позиция;

2) работа с незаконченными предложениями, когда ученик оценивает события или героев, прогнозирует свое поведение в схожей ситуации;

3) систематический анализ пословиц, которые передают богатый человеческий опыт, способствуют не только обогащению словарного запаса, но и нравственному развитию личности, углубляя понимание нравственных ценностей;

4) установление взаимосвязи сюжета произведения с реальным событием, происходившим с учащимися класса, окружающими [3, с. 125].

Рассмотрим более подробно, как эти приёмы и методы можно использовать на уроках литературного чтения при формировании нравственных качеств учащихся.

Например, при изучении басен И. А. Крылова. После первичного чтения учащимся предлагается назвать главных героев и несколько основных черт их характера. Затем, после повторного прочтения или слушания текста, удобной формой работы, на наш взгляд, является заполнение таблицы по прочитанной басне.

Работа на уроке организуется следующим образом: каждому ученику предлагается заполнить таблицу, заголовком которой является название басни. Этот этап работы может выполняться коллективно, индивидуально, в парах или группах. После того, как основные колонки заполнены, учащимся предлагается найти в басне вывод, главную мысль или мораль. На доске или на экране записаны пословицы. Учащимся необходимо подобрать подходящую по смыслу пословицу, передающую смысл морали, и внести её в таблицу.

Например, к морали басни «Стрекоза и муравей» подходит пословица «Делу время, а потехе час». Образец заполненного варианта представлен в таблице 1.

Таблица 1

И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»

Автор

Жанр

Герои

Поступки

Мораль

И. А. Крылов

Басня

Стрекоза

Муравей

Отдыхала, бездельничала

Трудился,

делал запасы

Делу время, а потехе час

Пословица помогает выразить главную мысль в краткой форме. После заполнения таблицы, предлагается обсуждение поступков героев басни. Далее учащимся нужно вспомнить ситуации из жизни, схожие с ситуацией в басне и дать им оценку.

В заключение занятия необходимо провести минуту рефлексии, в ходе которой ученики отвечают на вопросы: «Был ли наш разговор полезным для вас? О чем он заставил задуматься?»

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что желание младшего школьника — желание «быть хорошим» [4, с. 104]. Поэтому в воспитании необходимо опираться на эту замечательную черту детской личности.

Публичные замечания, громкие отрицательные оценки поступков и качеств ученика очень ранят его, создают эмоциональный барьер для осуществления педагогических воздействий. Доброта, понимание школьника учителем достигнут большего успеха, чем резкое, категорически высказанное указание. Надо помнить, что младший школьник уже во многом сформировавшаяся личность.

Литература:

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 996-р от 29 мая 2015 г.
  2. Воловикова М. И. Нравственное становление человека: субъектный подход // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000.
  3. Калинина, Л. В. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников / Л. В. Калинина, М. И. Скоморохова. — 2-е изд. — Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2014.
  4. Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1979. Т. 1.
Задать вопрос