Современные педагогические технологии в преподавании иностранного языка | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 02.12.2020

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Шумская, О. А. Современные педагогические технологии в преподавании иностранного языка / О. А. Шумская, И. Г. Придворева, Е. Г. Татарникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 43-47. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5819/ (дата обращения: 25.01.2021).



Данная разработка доступным языком рассказывает о современных педагогических технологиях обучения иностранному языку при переходе на ФГОС.

Ключевые слова: педагогические технологии, иностранный язык, образовательный процесс.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать» ( Л. Н. Толстой).

Но как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а самостоятельно могли открывать новые знания, показывать высокие результаты по предмету? Как сделать так, чтобы каждому обучающемуся было комфортно и интересно на уроке? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу урока, чтобы добиться максимального результата?

В связи с этим учителя апробируют в учебном процессе различные педагогические технологии . Так что же такое технология?

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов — д-р педагогических наук).

Цель педагогических технологий — повысить эффективность образовательного процесса. Возникает вопрос: как должен выглядеть современный урок?

Модернизация процесса обучения приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. [1, с.13]

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков иностранного языка можно использовать следующие образовательные технологии:

– информационно-коммуникационные технологии

– технология проектного обучения

– технология сотрудничества

– технология критического мышления

– здоровьесберегающая технология

– игровые технологии и т. д.

Итак, рассмотрим несколько из них более подробно.

  1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) затрагивают все сферы жизни общества, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».

Китайцы говорят: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я научусь». Эта народная мудрость подтверждает, что в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.

К средствам ИКТ можно отнести: мультимедийные презентации, электронные учебники и интерактивные доски, обучающие программы и электронные словари со справочниками, DVD/CD диски, а также интернет-ресурсы.

Урок с мультимедийной поддержкой:

– повышает эмоциональность урока, тем самым повышая интерес учащихся к учению;

– создает доброжелательную атмосферу на уроке и дает возможность каждому ребенку проявить себя, показать свои умения, знания и навыки;

– позволяет менять форму деятельности, учитывая психолого-педагогические особенности учащихся, а значит, утрачивается рутинный характер работы;

– стимулирует познавательное мышление;

– дает наглядность методов обучения, позволяет использовать игровые моменты в обучении [2, с.8]

Использование ИКТ позволяет учителю:

– повысить качество усвоения материала;

– сделать урок наглядным;

– увеличить объём работы на уроке и его эффективность;

– сократить время объяснения материала;

– осуществлять дифференцированный подход к учащимся.

В заключение, хочется сказать, что использование ИКТ на уроках, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в его жизнь, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимодействия учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Использование элементов ИКТ на уроках английского языка оправдывает себя во всех отношениях, но нужно найти золотую середину. Всё должно быть в меру:

– нельзя реальность подменять виртуальностью

– нельзя превращать урок в шоу.

  1. Технология проектного обучения и исследовательской деятельности

Использование технологии проектного обучения наиболее полно отражает основные принципы личностно-ориентированного подхода. Применительнокуроку иностранного языка, проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Проекты предполагают, что учащиеся должны выполнять презентации, видеоролики, писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, в Интернете, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно делать аудиозаписи. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми. Учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Совместная работа над подготовкой проекта — это прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность, обучая его важному жизненному навыку: умению работать в команде. Проект — это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами иностранного языка. [3, с.4]

  1. Технология сотрудничества

Обучение в сотрудничестве — это ещё одна из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка. Идея обучения в сотрудничестве гуманна по своей сути и поэтому — педагогична и интересна.

Одним из принципов обучения в сотрудничестве является самостоятельное добывание новых знаний, а не получение их в готовом виде. Учитель может быть в этом случае консультантом или помощником.

Технология обучения в сотрудничестве предполагает работу в малых группах по 3–4 человека. В каждой группе должны быть сильные, средние и слабые учащиеся, девочки и мальчики. Перед выполнением задания оговаривается роль каждого участника. Такие группы могут быть постоянными или меняться в зависимости от сложившейся ситуации. Таким образом, создается ситуация, когда каждый учащийся отвечает не только за свой результат, а за результат работы всей группы. Позиция слабого ученика меняется. Ему приходится проявлять инициативу и самостоятельность. Если он не знает, он должен просить помощи у сильного ученика, который будет заинтересован в хорошем результате всей группы и ему предоставляется возможность применить свои знания. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.

Девиз обучения в сотрудничестве — помогая другим, учимся сами, таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Только в таких условиях возможно истинно нравственное воспитание в духе общечеловеческих гуманных принципов. [4, с.3]

  1. Технология критического мышления

Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Технология развития критического мышления предусматривает «проблемный» характер обучения: обучающиеся должны иметь возможность самостоятельно «открывать» знание и четко понимать, для чего это знание им нужно, как им можно воспользоваться для решения разнообразных жизненных проблем. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Каждый ученик должен научиться осуществлять хотя бы несколько мыслительных действий: анализировать, сравнивать, приводить аргументы «за» или «против».

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

– Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли — признак уверенности.

– Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.

– Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.

– Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.

– Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

– Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

Технология критического мышления дает обучаемому:

– Умение работать в сотрудничестве с другими

– Умение ответственно относиться к собственному образованию

– Повышение эффективности восприятия информации

– Повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения

– Желание и умение стать человеком, который учится в течении всей жизни. [5, с.11]

Применение этой технологии, приводит к изменению структуры урока, в котором выделяются 3 основные стадии:

стадия вызова

На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей) и т. д.

– стадия осмысления

На фазе осмысления учащиеся знакомятся с новой информацией . Её может предлагать учитель, объясняя материал. Либо ученики, получают её из иных источников: читают учебники и дополнительную литературу (в том числе в Интернете), смотрят фильмы, проводят наблюдения и эксперименты, анализируют статистические данные и так далее.

– стадия размышления (рефлексии)Происходит осмысление всей новой информации. Именно на этой стадии учащиеся делают новые знания своими.

На стадии «вызова» учитель может использовать следующие приемы:

Приём Корзина идей

Это приём организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идёт актуализация знаний и опыта. Этот приём позволяет выяснить всё, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Прием «Кластер»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер — это графическая организация материала. Слово кластер в переводе означает пучок, гроздь. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки -лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

Прием «Синквейн»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Правило написания синквейна

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  4. Четвертая строка — фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме
  5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
  6. Здоровьесберегающие технологии

Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И. Т. Сивков) т. е иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания.

Учебный процесс необходимо организовывать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной нагрузки.

– Уделяя особое внимание профилактике перегрузок и для снятия усталости детей надо проводить зарядки. Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

– Чтобы помочь детям настроиться на овладение знаний в середине или в конце учебного дня им бывает необходима психологическая поддержка и для этого можно использовать аутогенную тренировку. Аутогенная тренировка — это система приемов саморегуляции функций организма. Центральной задачей аутогенной тренировки является регуляция собственных эмоций. Прежде чем приступить к аутогенной тренировке, необходимо уменьшить освещенность классной комнаты, включить тихую, спокойную музыку. После этого учащимся следует психологически настроить себя, принять удобную позу, отрегулировать дыхание и расслабиться

– Поскольку количество учащихся с ухудшающимся зрением растет, можно проводить разрядку в виде упражнений для глаз, используя специальную таблицу с различными траекториями движения глаз.

В заключение хочется отметить, что современный педагог не может работать эффективно без применения в своей работе современных педагогических технологий.

Педагогические технологии — это огромное количество возможностей, приводящих к мотивации, как к основному двигательному механизму образования и самообразования человека, что и является отображением моего педагогического кредо — «желание — это тысяча возможностей, нежелание-тысяча причин…»

Литература:

  1. Е. С. Полат. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе-2002 № 1. С.22–27.
  2. Условия повышения качества иноязычного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Казань, 5–6 декабря 2007 г.)
  3. И. В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
  4. В. А. Бахвалов. Методики и технологии образования. Рига,1997.
  5. В. Н. Рыжова. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. Журнал «Завуч» № 8,2003.
Задать вопрос