Формирование патриотического сознания школьников через организацию краеведческой работы | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Агафонова, Г. Н. Формирование патриотического сознания школьников через организацию краеведческой работы / Г. Н. Агафонова, Е. В. Драгунова, А. А. Кожина, Е. И. Сухина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5817/ (дата обращения: 27.01.2021).



В статье рассматривается проблема формирования патриотического воспитания школьников через организацию краеведческой работы на уроках и во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, краеведение, школьники .

С каждым годом всё больше и больше увеличивается разрыв между годами Великой Отечественной войны и сегодняшним днём. Но тема Великой Отечественной войны хорошо известна современным детям. Мы говорим со своими учениками на эту тему серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Несмотря на то, что школьникам хорошо понятна идея противостояния добра и зла, они испытывают острую необходимость в получении исторических знаний о событиях этого времени. Долгий путь формирования патриотического сознания начинается в школе. У детей формируются такие личностные качества, как нравственность и патриотизм. В школьном возрасте только начинает формироваться личность ребенка, его ценности, идеалы, а вместе с тем гражданская позиция, взгляд на исторические события и собственное отношение к ним [2].

Формируя историческое сознание у детей, учитель одновременно пробуждает интерес к историческим корням, воспитывает уважение к историческому прошлому.

Огромные воспитательные возможности сосредоточены в музейной педагогике. Большую помощь в этом оказывает комплексный краеведческий музей «Осколье» (МБОУ «ЦО — СШ № 22»), в котором широко освещены военные годы нашей страны, оккупация родного города — Старого Оскола. В школьном музее действует зал Боевой славы.

Экскурсии дают школьникам представления об истории родного края, традициях и обычаях наших предков, свидетельствуют о ярких и памятных исторических периодах нашей страны, рассказывают о судьбах наших земляков. Именно с использованием возможностей музеев реализуется основная цель гуманитарного образования — становление человека как духовно-нравственной личности.

Очень важным является то, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы в рамках федерального государственного стандарта должен стать патриотизм [2]. Для большинства россиян слово «патриотизм» сохранило свое первоначальное значение. Это — чувство гордости своим Отечеством, его историей, победами, героями; это -стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее; это — источник мужества, стойкости, силы народа. Формирование этого святого чувства начинается с формирования исторического сознания, которое включает в себя приобщение школьника к историческому прошлому, знание выдающихся событий истории, как родного края, так и страны в целом.

В период школьного возраста развиваются высокие социальные мотивы, благородные чувства, потребность в хороших поступках и общественно важных делах. От того, как они будут сформированы в это время, во многом зависит последующее развитие.

Малой Родиной для нас является город Старый Оскол. Наш город по праву носит звание города воинской славы. Нехватка исторических знаний в школьном возрасте не позволяет детям глубоко прочувствовать то, через что пришлось пройти Белгородчине в годы Великой Отечественной войны. Сегодня мы видим перед собой цветущий современный город, а ведь когда-то здесь, на нашей земле шли кровопролитные сражения… Сегодня нам трудно себе представить, как выглядел наш город в годы войны. Были разрушены все промышленные предприятия, железнодорожные узлы, школы и больницы, всюду царили голод и разруха. Старооскольцы день за днем сражались за родную землю, совершали подвиги и выстояли. Мужество и патриотизм не позволили жителям нашего края поддаться натиску фашистской Германии. Своим существованием и мирной жизнью мы обязаны людям, которые сложили головы в той страшной войне, и тем, которые живы до сих пор.

Отголосками военного времени являются памятные места нашего города. Таких мест очень много. Посетить с детьми все мемориалы и памятники не всегда представляется возможным. Но, кроме экскурсий, существуют и другие формы роботы, которые дают возможность младшим школьником узнать памятные места Старого Оскола. Например, создание путеводителя по героическим местам нашего города, который содержит краткие исторические справки, фотографии. Такая форма работы позволяет детям обобщить знания о местах сражения в годы Великой Отечественной Войны, о старооскольцах — героях и их подвигах, поможет оценить мощь советской военной техники.

Ну и, конечно же, большое воспитательное значение имеет участие в шествии «Бессмертного полка». Когда 9 мая внуки и правнуки с особой гордостью несут портреты дедов и прадедов, добывших такую долгожданную победу над фашизмом, мы осознаем, что у нас у всех есть нечто общее, очень важное для нас общее.

В такие моменты важно именно то, что делает нас гражданами одной страны — общий, один на всех подвиг наших отцов и дедов, общая Россия, за которую они умирали и в которой нам жить. Это значит, что память о том великом поколении, потрясающем поколении, которое за ценой не постояло, как пелось в одной песне, жива.

Воспитание патриотизма у ребенка — это кропотливая систематическая работа по формированию у школьников чувства гордости за свою Родину, свой край, свой город, в котором родился, за свою школу и класс.

Основой патриотического воспитания школьников является краеведение, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках. Ведь как можно «научить» любить то, о чём ничего не знаешь, не ведаешь. Поэтому вершиной патриотизма конкретного человека является осознание себя как человека культуры, гражданина и патриота России.

Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будет проведена краеведческая работа с учащимися, тем более действенно скажется она на формировании благородного нравственного чувства: патриотизма, интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к традициям земляков. Такая деятельность поможет учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма — патриотизма как чувства долга перед своим народом, перед Родиной.

Краеведческая работа была актуальной во все времена. Её плодами является формирование познавательный интерес к истории родного края, уважительного отношения к своему народу, а также осознание своего места в обществе, осмысления того, что история — это краткий очерк судеб конкретных людей, отпечатки существования разных поколений. Краеведение требует различных форм работы:

− изучение исторической, учебной и справочной литературы;

− наглядный материал (иллюстрации, репродукции и исторические карты, фотографии, зарисовки);

− выставки книг, рисунков, поделок,

− участие и создание условий для проведения открытых мероприятий, посвященных историческим датам и праздникам;

− медийные материалы (аудио и видеозаписи, презентации)

Занятия краеведением создают условия для проектно-исследовательской работы. Создание проектов помогает добиваться нового качества образования, предмет становится наглядным и увлекательным. Например, проект «Топонимика Старого Оскола», позволяет учащимся почувствовать себя историками и исследователями, помогает узнать детям о жизни людей, в честь которых названы улицы нашего города. Накапливается материал, который можно дополнять, расширять, обновлять и практически применять на уроках и во внеклассной работе. Данная организация работы с детьми способствует активизации познавательного интереса к краеведению, формированию осознанного отношения к ценностям родного края, воспитанию гражданских чувств и, прежде всего любви к родному городу.

Эффективными формами работы являются те, которые требуют от детей творческого подхода. Например, конкурс чтецов стихотворений, написанных нашими поэтами — земляками в годы Великой Отечественной Войны «Когда бьют пушки, музы не молчат»; конкурс рисунков, посвящённых Дню Победы в ВОВ; сочинения на тему «Не забыть нам этой даты». Незаменимой формой работы по краеведению являются экскурсии. Не стоит забывать и о благотворительных акциях, встречах с ветеранами войны и тыла.

Организация патриотического воспитания школьников — это путь к духовному возрождению социального общества, будущих поколений страны, восстановлению величия нашего Отечества.

Литература:

  1. Белгородская энциклопедия/ Гл. ред. В. В. Овчинников. — Белгород. — Изд-во обл. типографии. — 2000.- 464 с.
  2. Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодежи/А. К. Быков // Педагогика. — 2010. — № 9. —78 с.
  3. Никулов А. П. Оскольский край/ А. П. Никулов — Старый Оскол-1997. — 538 с.
Задать вопрос