«Жемчужины из Волшебной шкатулки»: от творческого «Я» к творческому «Мы» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 02.12.2020

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Репина, И. А. «Жемчужины из Волшебной шкатулки»: от творческого «Я» к творческому «Мы» / И. А. Репина, О. В. Кириленко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 18-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5816/ (дата обращения: 26.04.2024).



Нет, не пейзаж влечёт меня, не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит: Любовь и Радость Бытия!

М. Ю. Лермонтов

Таланты трудно распознать, не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать, их надо развивать, в них верить!

Простую истину признать сумеет всякий… кто понятлив:

Таланты может воспитать Наставник, если сам талантлив!

Восточная мудрость

Каждый ребёнок талантлив от природы, и обладает способностью к творчеству. И, если ребенок своё раннее детство будет проживать в мире творческого поиска, полёта фантазии, глубоких эмоций и чувств, в атмосфере понимания и доброжелательности, как сверстников, так и взрослых, он сохранит при этом свою индивидуальность, своё собственное «Я», и будет уважать это право в других.

В нашей многолетней работе в качестве музыкального руководителя и воспитателя всегда приоритетным направлением являлось духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание, формирование общей культуры через синтез искусств, как основы гармоничного развития личности ребенка.

Такая форма взаимодействия с детьми, педагогами, родителями, учреждениями культуры как «Встречи в музыкально-литературной гостиной» (включающие в себя занятия, мастер — классы, праздники из серии «Напитаем Душу Красотой и Любовью», основанные на интеграции всех областей развития и синтезе искусств, несущие всё самое прекрасное и светлое, что есть в русской культуре, формирующие такие нравственные понятия, как Красота, Доброта, Милосердие) стала именно той доброй традицией творческого развития детей, «…единственной традицией постоянного обновления, изобретения и развития», о которой говорил Л. А. Соловейчик. Накопленный опыт позволил выработать концептуально — личностный подход к коллективному сотрудничеству:

«От творческого «Я» к творческому «МЫ»:

«Я — Творческая Личность» -

«Я — познаю Красоту Мира» -

«Мы — играем, поём, танцуем, рисуем!» -

«Мы — Таланты, Мы — Вместе!»

Эта концептуальная основа помогает коллективу правильно определить цель, тактику и стратегию в реализации поставленных задач любой образовательной деятельности, скоординировать алгоритм взаимодействия всех участников творческого процесса, и в то же время она динамична, вариативна и индивидуальна, а разработанная, продуманная и апробированная модульно-блочная структура занятий позволяет эффективно организовать процесс сотворчества.

Организация студийной работы по изо и музыкальной деятельности (студии изодеятельности «Радуга» и ритмопластики «Вдохновение»), позволили расширить наши возможности, и наметить дальнейшие перспективы в совместной работе — создание модифицированной Программы по изо и музыке, включающей в себя новые методические разработки, одной из которых является серия занятий из цикла «Жемчужины из Волшебной шкатулки» ( по ознакомлению с творчеством великих русских художников).

В основу данных занятий легли серия книг «Сказки о художниках», творчество Т.Лепихиной «Сказки из бабушкиного сундука», книга М. А. Андрианова «Философия для детей в сказках и рассказах», а также авторские стихи, сказки, арт-этюды и театрализации. Положительный результат нашей работы напрямую связан с большой предшествующей работой, требующей от педагога и воспитанников глубокого погружения в изучение творческого наследия русских художников. Использование культурных практик в студийной работе помогает раскрывать способности, индивидуальность личности каждого ребёнка и творческий потенциал всего коллектива.

Чем мы заполним мир ребёнка — зависит и от вас,

И станет ль общество счастливей? Что будет после нас?

Мы этот светлый детства путь пройти с детьми должны,

От творческого «Я» стремиться к большому творческому «Мы»!

Вашему вниманию предлагаем «Жемчужину» из нашей коллекции…

Встреча в музыкально-литературной гостиной «Мы — пейзажисты, ученики И. И. Шишкина»

Шишкин до сих пор остался единственным знатоком и рисовальщиком хвойного леса. Когда Шишкина не будет, тогда только поймут, что преемник ему не скоро отыщется…

И. Крамской

Ни об одном из современных художников не хочется сказать так много и по душе, как об И. И. Шишкине, и едва ли кто-нибудь из его товарищей, обладающих равным талантом, представляет собой такой цельный и законченный образ, такую характерную фигуру, какою является этот истинный «поэт Природы»!

В. И. Немирович — Данченко, из рецензии к альбому И.Шишкина «60 офортов»

Блок 1. Звучит фоновая музыка «Как упоительны в России вечера»

В зал, стилизованный под гостиную, оформленную репродукциями картин И. И. Шишкина, входят дети.

Слайд «Жемчужины из Волшебной шкатулки» ( в руках у педагога Волшебная шкатулка, фон «Музыкальная шкатулка»)

Педагог по ИЗО: Волшебная шкатулка открывается

А в ней — Прекрасная Жемчужина блестит,

И это значит — Чудо начинается

Нам в Мир Прекрасного дорога предстоит!

C:\Users\User\Desktop\печать 2020\DSC07157.JPG C:\Users\User\Desktop\печать 2020\DSC07164.JPG

Музыкальный Руководитель: Уже зажглись в гостиной свечи!

Мы очень рады нашей встрече!

П/И: ОШишкине хотим вам рассказать, прекрасные пейзажи показать,

О творчестве Художника подробнее узнать!

Итак — Иван Иванович Шишкин!

Видеоэкскурс «И. И. Шишкин — «Поэт русской Природы» (1832 -1869)

Блок 2. «Сказка о лесном художнике» сэлементами театрализации (по мотивам сказки Г. Ветровой, обр. Репиной И. А., фон — звуки природы)

Слайд Портрет И. И. Шишкина (работа И. Крамского)

П/И: Много художников в России, а мало кто был так знаменит, как Шишкин. Больше всего на свете он любил изображать пейзажи — леса, реки, деревья… И почти всегда на его картинах светит яркое солнце, сияет голубое небо, зеленеет трава, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы, сосновый лес. Кто ни посмотрит — залюбуется! Широка, просторна, нарядна, богата наша земля. Живи, да радуйся! Да и сам он был широкоплечий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками. Кажется, ему этими руками только бы топор или молот большой держать…

П/И: А он, как возьмёт карандашик — его и не видно в крепких пальцах — да как станет листочки, корешки да веточки вырисовывать — глаз не оторвёшь!

Слайд картина «Сосны, освещённые солнцем», фон — звуки леса

М/Р : Вот пошёл однажды Шишкин в лес посмотреть, как всегда, на всякие маленькие и большие чудеса: на деревья — великаны, цветы, да разных лесных обитателей. Шёл-шёл, и не заметил, как забрёл в глухую чащу.

Входит ребёнок в образе Художника, «делает зарисовки»

М/Р : Вдруг видит: впереди просвет. Глянул Шишкин сквозь ветки, глянул и обомлел! Кувыркаются на полянке, на поваленных стволах, три медвежонка.

Арт — этюд «Медвежата»

М/Р :Ивдруг кто-то сзади тронул его за плечо. Оглянулся, а перед ним стоит громадная медведица и грубым голосом, по-человечьи, говорит:

Медведица: Ты чей будешь? Как тебя звать-величать?

Художник: Иван Иванович я, сын купца Шишкина из Елабуги.

Медведица: Купеческий сын, говоришь. А что ж сам купцом не стал?

Художник: Не лежит душа у меня к торговле, а лежит душа к рисованию, я в Москве на художника выучился!

Медведица: А меня — Марьей Михайловной зовут, Я тебя давно знаю. Человек ты не злой — Природу любишь, костров не жжёшь, деревьев не ломаешь, животных не стреляешь, а всё лес рисуешь, он у тебя, как живой получается! Слышала, Царём Леса тебя люди называют, значит, наш ты, лесной!

Художник: Просто я русский лес люблю, его красоту!

Медведица: А в других- то краях бывал?

Художник: Вразных странах бывал, много чего повидал, а только такой красоты и простора, как у нас — нигде не видал!

Медведица: Что, хороши у меня детки?

Художник: Куда уж лучше — здоровенькие да пригоженькие!

Медведица: Анарисуй-ка, Иван Иванович, моих детушек на память, а то они быстро растут — не успеешь оглянуться — взрослыми станут, да и в лес уйдут! А я тебе места покажу, где мёда да малины — видимо — невидимо!

Художник: Да не умею я зверюшек рисовать, вот честное слово, не умею!

Медведица: Ты мне тут голову пустыми словами не забивай! Бери, да рисуй!

А то как ударю — и дух из тебя вон!

Художник: Да ведь у меня с собой красок нет, а карандашом так не сделаешь! Хочется красиво нарисовать твоих медвежат, да чтоб деревья зелёными были, да чтоб солнышко золотилось! Отпусти ты меня домой, Марья Михайловна! Там у меня краски разноцветные есть, я большую картину напишу, да и тебя с детьми туда вставлю.

Медведица: Ивсе меня с детишками увидят?

Художник: Ну конечно! — отвечает Шишкин.

Медведица: А ведь мне-то всё равно ничего не останется на память!

Художник: Зато её все люди увидят. Улыбнутся, глядя на твоих малышей, а там, может, и не выстрелят лишний раз в лесу, пожалеют вас, лесных жителей.

Медведица: Ишь, ты! А не обманешь?

Художник: Честное человеческое слово! Я тебе потом маленькую картиночку сделаю и сюда на полянку принесу!

Медведица: Ну, смотри! Не привыкла я вам, людям доверять! Но так и быть, поверю один разок! Ты хоть запомнил моих детушек?

Художник: Да!

М/Р : Кивнул головой Шишкин, а на самом деле эти мишутки для него одинаковы. Нужно много времени, чтобы каждого рассмотреть, нрав-характер распознать.

Медведица: Ну, ступай, а я погляжу, чего стоит ваше слово человеческое! (Медведица с медвежатами уходят)

Художник (растерянно) : Слово-то я дал, но как мне медвежат, как живых изобразить? Как мне выполнить обещание? И Медведица грозная такая, да по- человечески разговаривает, вот чудо-то! Пойду в свою мастерскую новую картину писать! (уходит)

П/И: И начал Шишкин новую картину писать. Взял большущий холст, да всё, что в тот день видел, на картине изобразил: и лес дремучий, и сосновые стволы с корнями вывернутые, и, кажется, даже сам лесной воздух, на смоле да на травах настоянный. Всё, как живое, вышло, всё есть — а медвежата не получаются! Что-то похожее, конечно, выходит — вроде игрушечных плюшевых мишек, а вот таких, каких видел, — весёлых, живых, озорных лесных детишек — написать не получается. Да и Марью Михайловну не запомнил он со страху — так, что-то огромное, зубастое, да лохматое в памяти осталось.

М/Р: Тут пришёл к нему в гости его друг — художник Савицкий Константин Аполлонович. Увидел он, как Шишкин бьётся — мучается, да решил ему помочь:

— Я тебе, говорит, этих медведей за милую душу нарисую, и никакая Марья Михайловна в жизни не догадается. Ты подумай, она что, в зеркало смотрится? Да и медвежат у неё каждый год по двое, по трое. Растут быстро, она их, поди, тоже не больно-то помнит. Главное, чтоб медведи, как живые вышли, а для этого на них надо как следует посмотреть, ну хотя бы в цирке! Сказано — сделано. И получилась картина на славу.

Слайд «Утро в сосновом лесу» , муз. фон«Утро» Грига

П/И: Сделал Шишкин маленькую копию, отнёс на поляну, да и оставил на том месте, где с Медведицей говорил. Пришёл дня через два — картинки нет, а кто уж её взял, Марья Михайловна или грибник какой — неведомо.

М/Р: Прошло время, и встретил как-то Художник в лесу знакомых охотников. Присели они на полянке, и, как водится, стали рассказывать охотничьи байки.

Арт-этюд «На привале», слайд — картина В. Г. Перова «Охотники на привале»

Охотник 1: Слышишь, Художник, какой случай у нас чудной вышел. Обложили мы недавно медвежью берлогу, собак натравили, стали зверя из берлоги выгонять — шум, гам, лай! Медведь рычит, а выходить не хочет. А потом высунул он осторожно из берлоги огромную лапу, а в лапе той, не поверишь, картинка! И на ней медведица с медвежатами в летнем лесу!

Художник: Так ведь это моя картина была! Это ж Марья Михайловна, знакомая моя! Неужели у вас рука поднялась в неё выстрелить?

Охотник 2: Что ты, разве мы не понимаем? Видим, зверь не простой, собак отозвали, ружья стволами вниз повесили, «выходи!», кричим. И вылезла громадная медведица, видно, старая уж, но ещё могучая. К груди картинку прижимает, и медленно в сторону леса уходит. А потом поклонилась нам и сказала по-человечески: передайте художнику спасибо от Марьи Михайловны!

Художник: Значит, помогла медведице картиночка. Ну и дела!

П/И: Акартина эта, что Шишкин с Савицким написали, стала знаменитой. Вот какая слава Шишкину да Марье Михайловне выпала!

Блок 3.

П/И: Всю свою любовь к родной природе, к её необъятные просторам старался передать художник в своих картинах.

(звучит р. н.п., «Среди долины ровныя…» обр.М. Глинки)

Слайды: «Утро в сосновом лесу», «Полдень», «Сосновый бор», «Лесные дали», «Сосны, освещённые солнцем», «Дубы. Вечер», «Дождь в дубовом лесу», «Корабельная роща», «Рожь».

П/И: Очень любил художник рисовать миниатюры. Слайд «Травка»

М/Р : В 1890–1891годах Шишкин обращается к литературным образам, и создаёт картины по мотивам стихотворений М. Ю. Лермонтова «На севере диком», «Отчизна ». Слайд «На севере диком» на фоне слайдов и р. н.м. звучат стихи Лермонтова.

C:\Users\User\Desktop\Беый.png

П/И: В своих работах И.И Шишкин воспел былинную силу и красоту, могущество России, ведь лес для него — это символ великого русского народа, горячо любящего свою Родину.

М/Р: Ребята, а вы знаете, чем деревья похожи на людей?

(Ответы детей: они — живые, питаются от корней, растут, тянутся к солнышку, дают семена, плоды, начало новой жизни)

Арт-этюд «Мы на деревья все похожи…»

Мы на деревья все похожи — они начало от корней берут,

А мы — от предков своих тоже, от них — потомки все растут.

Деревья тянут к солнцу ветки — растут, взрослеют тоже детки.

Потом деревья зацветут, плоды и семена дадут,

На землю тихо упадут, ростками снова прорастут!

Так подрастёте вы, друзья, у вас появится семья!

И будет вечное природы обновление,

Так происходит в жизни смена поколений! (И. Репина)

Блок 4: «Мы — пейзажисты, ученики И. И. Шишкина».

П/И: Я предлагаю пейзажистами вам стать,

И русский лес таинственный в картине передать!

Коллективно — творческая работа детей «Русский лес» (на фоне русской классической музыки)

F:\печать 2020\IMG_20180730_111444.jpg F:\печать 2020\IMG_20180730_111517.jpg

Блок 5. Заключительный «Наш вернисаж»

Слайд «Мастер и его шедевры» (рассказы детей о своих работах, обмен впечатлениями, фон «Музыкальная шкатулка»)

C:\Users\User\Desktop\Бешиш.png F:\печать 2020\DSC07174.JPG

П/И: Волшебная Шкатулка закрывается,

Но Радость Творчества вокруг еще царит!

Свои эмоции и чувства в виде смайликов,

Хотим Жемчужине мы нашей подарить!

М.Р: Уже в гостиной гаснут свечи, и наступает тишина,

Пусть в сердце след оставит наша встреча,

П/И: Ну, а в душе пусть остаётся Красота!

«Песня о Красоте» (Репина И. А.)

Литература:

  1. Андрианов М. А. «Философия для детей в сказках и рассказах» (Электронный ресурс)
  2. Ветрова Г. Е. «Сказки о художниках» Изд. «Белый город»
  3. Лепихина Т. Н.«Сказки из бабушкиного сундука» (Электронный ресурс)
  4. Новоуспенский Н. Н. Мастера русской живописи. «Иван Иванович Шишкин» Ленинград «Художник РСФСР», 1990
Задать вопрос