Формирования профессионального творчества будущих специалистов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 24.11.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Эрназарова, Г. О. Формирования профессионального творчества будущих специалистов / Г. О. Эрназарова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 74-78. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5706/ (дата обращения: 27.01.2021).



В данной статье рассмотрена методика повышения эффективности образовательного процесса на основании акмеологического подхода в профессиональном образовании и развитие процесса подготовки к профессиям путем применения акметехнологий, компьютерных технологий, а также предусмотрено получение в итоге профессиональной акме-личности владеющей профессиональными способностями, ориентацией и компетентностью в результате использования форм и методов организации профессионального образования и воспитания; создания для этого педагогико-психологических условий, налаживания профессионально ориентированного обучения, продуктивного использования современных образовательных и информационных технологий на основе акмеологической ориентации — акмеологического воспитания и образования, акмеологического подхода, технологий, направленных на развитие личности.

Научно обоснована разработка теоретических и практических основ совершенствования процесса подготовки учеников профессиональных колледжей, совершенствование оптимального развития личности в подростковом и юношеском периодах на основании акмеологического подхода является одним из важных факторов а также обосновано, что воспитание самостоятельно мыслящей, обладающей высоким интеллектуальным и духовным потенциалом молодежи, не уступающей своим ровесникам ни в какой сфере в мировом масштабе, необходимость формирования у нее способности к логическому, самостоятельному активному творческому мышлению, повышение уровня индивидуального профессионального формирования, решение их с помощью широкого внедрения на практике факторов (условий, форм, методов и средств), активизирующих образование, совершенствование на основе акмеологического подхода подготовки к профессиональной деятельности обучающихся в профессиональных колледжах определяет актуальность темы исследования.

Развитие науки и техники на международном уровне, передовой опыт производства, изменения происходящие в обществе и природе, которые интенсивно входят в практику требуют совершенствования педагогико-психологических механизмов подготовки специалистов в профессиональном образовании. При этом важным является осуществление интенсивной профессиональной подготовки, обеспечение интеграции педагогико-психолого-акмеологических функций образования, разработка методов акмеологической профессиональной ориентации в учебно-воспитательном процессе. Такой подход к совершенствованию образовательной среды на основе акмеологического подхода дает возможность формирования специалиста, являющегося акмеличностью, развития профессиональной подготовки, создания научно-методического обеспечения, повышению качества подготовки специалистов, что определяет актуальность темы данной статье.

Ключевые слова : профессиональной компетентности, модернизации профессиональной подготовки, акмеологической ориентации, акмеологического подхода, акмеологического воспитания и образования, методы дискуссионных акметехнологий, акмеограмма, профессиональной акмеориентации, формирование специалиста, образовательной среды, научно-методического обеспечения, интенсивной профессиональной подготовки, профессиональной акме-личности, компьютерных технологий, профессиональной акме-ориентированности, инновационно дидактическая модель, современных образовательных технологий, профессиональной компетентности, интеллектуального совершенствования

This article discusses the development of a methodology for increasing the effectiveness of the educational process based on the acmeological approach in vocational education and the development of the process of preparing for professions by using acmetechnology, computer technology, and it also provides for obtaining a professional acme personality who owns professional abilities, orientation and competence as a result of using forms and methods of organizing vocational education and training; creating pedagogical and psychological conditions for this, establishing professionally oriented training, productive use of modern educational and information technologies based on acmeological orientation-acmeological education and training, acmeological approach, technologies aimed at personality development.

Scientifically based on the development of theoretical and practical foundations for improving the process of training students in professional colleges, improving the optimal personality development in adolescence and youth on the basis of the acmeological approach is one of the important factors and, it is justified that the education of self-thinking, with high intellectual and spiritual potential of youth, not inferior to its peers in any field on a global scale, the need to develop its ability for logical, independent, active creative thinking, increase the level of individual professional formation, solve them with the help of a wide practical application of factors (conditions, forms, methods and means), activating education, improving on the basis of the acmeological approach to preparing for professional activities of students in vocational colleges determines the relevance of the research topic.

The development of science and technology at the international level, advanced production experience, changes taking place in society and nature, which are intensively entering into practice, require the improvement of pedagogical and psychological mechanisms for training specialists in vocational education. At the same time, it is important to carry out intensive training, ensure the integration of pedagogical, psychological, and acmeological functions of education, develop methods of acmeological vocational guidance in the educational process. Such an approach to improving the educational environment on the basis of the acmeological approach makes it possible to form a specialist, who is amenity, develop vocational training, create scientific and methodological support, improve the quality of training of specialists, which determines the relevance of the topic of this article.

Keywords : professional competence, modernization of vocational training, acmeological orientation, acmeological approach, acmeological upbringing and education, methods of discussion acmetechnologies, acmeogram, professional acme orientation, specialist formation, educational environment, scientific and methodological support, intensive professional training, professional acme personality, computer technologies, professional acme-oriented, innovative didactic model, modern educational technologies, professional competence, intellectual improvement.

Расширение круга знаний человека c развитием науки и техники, общества в целом, увеличение потребностей, несоответствие традиционной системы образования обновляющейся рыночной экономике и социальной культуре делает актуальным исследование подготовку обучающихся к профессиональной деятельности на основе акмеологического подхода, модернизацию методов профессионального образования. Это предполагает подготовку специалистов, обладающих высокими духовными и нравственными качествами, в овладении профессией в учебно-воспитательном процессе; организацию профессионально ориентированной системы обучения, основанной на акмеологическом подходе, который является одним из инновационных подходов, посредством внедрения акмеологического подхода в учебно-воспитательный процесс в целях развития познавательных возможностей и креативных способностей обучающихся; обеспечение интеграции педагогических, психологических, акмеологических задач образования в обучении; формирование акме-личности специалиста в учебно-воспитательном процессе.

Акме-личность — это глубокое овладение профессии каждым человеком посредством науки, знаний; глубокое понимание им того, что он служит развитию общества, расцвету нации, благосостоянию жизни, а также усилению положительного влияния на экономический, политический, духовно-правовой аспекты социального развития; достижение им совершенства и более высокого уровня в своем социально-экономическом, духовном мире, профессионального совершенства в целях осуществления своей творческой деятельности, исполнения своего долга и обязанностей.

Акмеология — это новая научная дисциплина, возникшая на стыке естественных, социальных, теоретических и гуманитарных наук, изучающих механизмы и закономерности развития человека в зрелости, особенно, достижения им самого высокого уровня этого развития. Основной ее задачей является обеспечение личности, являющейся субъектом осознанной деятельности, знаниями, практическими навыками, умениями, технологиями, связанными с полноценной реализацией и проявления на практике творческого потенциала в процессе осуществления различных видов деятельности, в частности, избранной им профессии, специальности.

Акмеология» («акме» в переводе с латинского — «вершина», означает период самого высокого расцвета, достижение самого высокого уровня, проявления человеком всех своих возможностей и талантов) занимается исследованием уровня достижения индивидом в своей деятельности самых высших результатов, объективных и субъективных факторов достижения профессионального совершенства, его достижений в учебе и развитии, достижение высокого уровня в деятельности личности, системе профессионального образования, процессе обучения. Она предполагает формирование таких качеств, как самокритика, саморазвитие, самоуправление, самоконтроль, имеющие важное значение в познании обучающимся действительности и особенностей практической деятельности человека. Для достижения вершин в своей деятельности от обучающегося требуется в процессе обучения когнитивное, психомоторное, аффективное, профессиональное формирование, креативное мышление, умение выйти из нестандартной и проблемной ситуации, самостоятельности и организации своей деятельности.

Акмеологический подход в качестве научной основы формирования профессионального творчества будущих специалистов основывается на том, что в образовательных учреждениях участники этого процесса проявляются в качестве зрелых личностей и активных субъектов профессиональной деятельности, а также тем, что создает условия для их поэтапного, непрерывного самосовершенствования в качестве субъектов и специалистов.

В связи с этим были определены методологические, организационные, педагогические аспекты и психолого-педагогические, дидактические возможности применения акмеологического подхода в подготовке обучающихся к профессиональной деятельности.

В системе профессионально ориентированного обучения на основе акмеологического подхода осуществление интенсивной профессиональной подготовки, вопросы совершенствования обучающихся к профессиональной деятельности в профессиональных колледжах осуществляется в неразрывной взаимосвязи образования и воспитания.

Применение акмеологического подхода в профессиональном образовании обеспечивает определение личностных возможностей и их продуктивное использование для достижения высокой профессиональной квалификации и результатов, усиления профессиональной мотивации, касбий қобилиятни ривожлантириш, формирования профессиональной компетентности, стимулирования творческого потенциала, профессиональной акме-ориентированности, достижение успехов в деятельности.

Применение акмеологического подхода в профессиональном образовании обеспечивает достижение высоких профессиональных навыков и результатов, усиление профессиональной мотивации, развития профессиональных способностей, формирования профессиональной компетентности, стимулирования творческого потенциала, определения личностных возможностей и их продуктивного использования для достижения профессиональной акме-ориентированности, успехов в деятельности.

Более широкое использование акмеологического подхода при развитии подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности, развитие профессиональной компетентности, модернизация профессиональной подготовки, совершенствование психолого-педагогических механизмов подготовки конкурентоспособных кадров в условиях профессионального образования имеют актуальное значение.

С помощью акмеологии можно внести вклад в решение таких проблем, связанных с развитием подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в профессиональных колледжах, как активное применение инновационных идей, технологий в процессе обучения, организации педагогического процесса на основе новых педагогических форм и методов.

В Указе Президента Республики Узбекистан УП-5313 от 25 января 2018 года «О мерах по коренному совершенствованию системы общего среднего, среднего специального и профессионального образования» поставлены задачи по коренному улучшению качества подготовки специалистов, организации направленного на всесторонне гармоничное развитие молодежи педагогического процесса на основе новых форм и методов. Это видно в осуществлении требования подготовки проницательно мыслящих, стремящихся к достижению успехов и планирующих пути самостоятельного индивидуального развития, отвечающих требованиям государства, общества и работодателей, творческих, коммуникабельных кадров посредством применения акмеологического подхода в профессиональных колледжах, отвечающих требованиям общества, предъявляемым к учебно-воспитательному процессу и процессу управления.

Внедрение в системе профессионально ориентированного профессионального образования акмеологического подхода приведет к ощутимым изменениям в уровне теоретико-методологической и практической профессиональной подготовки. Вместе с тем он способствует эффективному формированию профессиональных способностей и компетентности, позволяющих обучающимся проектировать, моделировать, конструировать все более усложняющиеся учебные и учебно-производственные задачи и ситуации, требующие самостоятельного поиска, который формирует мышление, развивает творческое мышление, позволяет достичь высоких результатов в процессе обучения.

Разработана инновационная дидактическая модель внедрения акмеологического подхода, в которой в процессе подготовки обучающихся к профессиональной деятельности на основе акмеологического подхода в профессиональном колледже предусмотрено акмеологическая ориентированность, организация учебно-воспитательных, педагогических и психологических условий, обеспечение профессиональной ориентации, определение результатов обладания такими личностными качествами, как поведение, профессиональной способности, воспитание этики, культуры, усвоение профессиональных знаний, повышение уровня профессиональной компетентности, эффективности профессиональной деятельности, обладания профессиональной креативностью; создание педагогических и психологических условий использования форм и методов организации профессионального образования и воспитания на основе акмеологического обучения-воспитания, акмеологического подхода; налаживание профессионально ориентированного обучения, использование электронно-образовательным контентом на основе современных образовательных и информационных технологий в конечном итоге преследует цель обладание обучающимся профессиональной креативной способностью, профессиональной компетентностью; в результате достижения акмеологической профессиональной ориентации он должен стать профессиональной акме-личностью.

Профессиональная акме-личность — это осуществляющая профессиональную деятельность зрелая личность, достигшая высокого уровня освоения профессии, способная проявить свой творческий потенциал и талант, самостоятельно профессионально мыслить, стремящаяся к саморазвитию, достижению профессиональных успехов.

Применение в профессиональном образовании акмеологического подхода, современных образовательных технологий, передового зарубежного опыта выражается в мерах по обновлению учебных планов, программ и методов обучения. Вместе с тем для создания акмеологической среды в профессиональном образовании, самостоятельного овладения знаниями, формирования саморазвития необходимо обновление взглядов в коллективе, учебно-нормативных документов, организации деятельности, решение проблемы профессионального формирования личности самыми приемлемыми способами.

На различных занятиях были опробованы методы, обеспечивающие профессиональное ориентирование образования, развивающие мировоззрение, самостоятельное мышление, креативные способности в процессе преподавания дисциплины «Электротехника и основы электроники», разработанные для учащихся профессиональных колледжей, к примеру метод полемической акметехнологии «Как достичь своей цели… или 8 шагов».

Игра «Если бы я был.».... была сформирован нами и была разработана методика его проведения, на основе акмеологического подхода в системе профессионально ориентированного обучения при обучении предмету «Электротехника и основы электроникаи» с использованием компьютерных технологий был проведен мониторинг технологии педагогического обучения, системы акме ориентированных интерактивных уроков рассчитанных для 2-часового занятия (на примере предмета Электротехника и основы электроники), на основе акмеологического подхода в системе профессионально ориентированного обучения предмету Электротехника и основы электроники с помощью методики «Мастер — ученик» была раскрыта активность деятельности преподавателя и учащегося.

Разработаны метод игры «Если я буду»..., методология игры акмехнологии, мониторинг педагогической технологии преподавания предмета «Электротехника и основы электроники» в профессионально-ориентированной системе обучения на основе акмеологического подхода, система интерактивного обучения, ориентированная на 2 часа (Электротехника и основы электроники), метод «Учитель — ученик» при обучении основам электротехники и электроники в профориентационной системе обучения на основе акмеологического подхода, проектирование и моделирование ситуаций преподавателем и обучающимся.

Литература:

  1. Бодалев А. А. Акмеология и современные проблемы воспитания. // Акмеология. 2005. № 1.
  2. Бодалев А. А. О смысле жизни человека, его акме и других образованиях и их взаимосвязи. // Акмеология, № 1, 2

3. Джураев Р. Х., Толипов Ў.Қ., Сафарова Р.Ғ, Тўрақулов Х. О., Иноятова М. Э., Диванова М. С. Педагогик атамалар луғати, Тошкент, 2008 йил, -136 Б, 5–7-бетлар

  1. Максимова В. Н. Акмеология: новое качество образования. // Акмеология. 2004. № 3.
  2. Полетаева Н. М. «Акмеологическая позиция — ядро здоровой личности педагога и школьника» // Акмеология. 2004. № 4. с. 29–35.
  3. Скуднова О. Ю. К духовному диалогу через образование. // Акмеология, № 1, 2004. № 3

Ключевые слова

профессиональной компетентности, модернизации профессиональной подготовки, акмеологической ориентации, акмеологического подхода, акмеологического воспитания и образования, методы дискуссионных акметехнологий, акмеограмма, профессиональной акмеориентации, формирование специалиста, образовательной среды, научно-методического обеспечения, интенсивной профессиональной подготовки, профессиональной акме-личности, компьютерных технологий, профессиональной акме-ориентированности, инновационно дидактическая модель, современных образовательных технологий, интеллектуального совершенствования
Задать вопрос