Внедрение дистанционных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС СПО в соответствии с передовыми технологиями образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 19.11.2020

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Самойлова, Ю. В. Внедрение дистанционных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС СПО в соответствии с передовыми технологиями образования / Ю. В. Самойлова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5705/ (дата обращения: 27.01.2021).



В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Автором предлагается поэтапная методика реализация дистанционных образовательных технологи, прошедшая апробацию в образовательной организации.

Ключевые слова: электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, наставничество, дифференцированный подход.

Российская система образования динамично развивается, ставит перед собой амбициозные цели, основной из которых является обеспечение конкурентноспособного преимущества на мировом рынке посредством развития интеллектуальных ресурсов страны.

Учебным заведениям, в свою очередь, необходимо ориентироваться на требования и ожидания потребителей, сохраняя при этом установленные Министерством Просвещения РФ нормативы. Результатом предоставляемых образовательной организацией услуг является совокупность общих и профессиональных компетенций выпускников, которую впоследствии оценивает работодатель. Решением поставленной задачи является разработка и внедрение современных технологических решений, в том числе дистанционных образовательных технологий.

Федеральным законом «Об образовании» данные термины трактуются следующим образом:

 электронное обучение — это организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников;

 дистанционные образовательные технологии — это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].

Ученым-социологом Ф. У. Тейлором предложена классификация дистанционного обучения по пяти стадиям развития: классическое заочное образование; применение различных односторонних средств передачи учебных материалов; двухсторонне синхронное дистанционное обучение с использованием аудио- или видео- конференцсвязи; асинхронное обучение в режиме онлайн в сочетании с интерактивным мультимедиа; интеллектуальное гибкое обучение, которое предоставляет высокую степень автоматизации и управления асинхронным онлайн — обучением студентов и интерактивные мультимедиа [2].

В целях реализации основных профессиональных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее — ЭО и ДОТ) колледжу присвоен статус краевой инновационной площадки по теме «Технологические решения, обеспечивающие реализацию требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями». Работа в данном направлении будет способствовать развитию дистанционного обучения в колледже на протяжении трех лет с выходом на высокую степень автоматизации и управления онлайн — обучением студентов с применением интерактивных технологий.

В условиях пандемии СOVID-19 с марта 2020 г. все образовательные организации страны были вынуждены перейти на дистанционный формат взаимодействия с обучающимися с применением ЭО и ДОТ. Технологию организации дистанционного обучения образовательные организации разрабатывали самостоятельно, руководствуясь распоряжениями и рекомендациями Правительства Российской Федерации, министерства Просвещения Российской Федерации.

В новых условиях осуществления образовательной деятельности основными задачами, стоящими перед колледжем, явились:

 продолжить обучение студентов с использованием ЭО и ДОТ в условиях пандемии СOVID-19;

 внедрить практику наставничества педагогов при реализации дистанционного обучения в колледже;

 сопровождать процесс обучения с применением ЭО и ДОТ методической службой колледжа.

Целевой аудиторией проекта выступили педагогические работники колледжа, обучающиеся и их родители (усыновители, опекуны).

В колледже, как и во многих других образовательных организациях, реализация образовательных программ в условиях дистанционного обучения осуществлялась с использованием технологии «Перевернутый класс», при которой педагогические работники предоставляли материал обучающимся для самостоятельного изучения в домашних условиях.

Реализация образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ педагогическими работниками колледжа осуществлялась согласно четко определённому механизму. Остановимся на ключевых положениях (действиях педагогических работников):

1.Ознакомление с действующими электронными ресурсами, в том числе электронными библиотечными системами, рекомендуемыми министерством образования и науки Хабаровского края.

2. Выбор онлайн-площадки для организации учебных занятий с обучающимися (реализация технологии «Педагог — студент»), используя сервисы для организации трансляции и видеосвязи, дистанционной платформы Moodle.

3.Формирование учебных материалов для обучающихся, адаптированных под специфику обучения: лекции, презентации, ссылки на них, практические работы с алгоритмом решения типовых заданий, интерактивные рабочие тетради, тестовые задания, тематика онлайн-семинаров, рефератов с указанием дисциплин(ы), групп(ы) с последующей их отправкой на проверку методической службе колледжа.

4.Составление педагогами онлайн-расписания «виртуальных занятий».

5.Создание чата в социальных сетях для контроля домашних заданий и консультаций. Домашнее задание при этом выдавалось параллельно с новой темой. Обучающиеся получали четкие методические указания по выполнению работ (презентации, инструкции), которые размещались перед очередным блоком новых материалов.

6.Проверка работ, выполненных обучающимися, осуществлялась согласно установленных сроков путем отслеживания поступающих отчетов на официальную почту колледжа.

С обучающимися, у которых возникали проблемы с отправкой отчетов на электронную почту колледжа, выстраивалась индивидуальная работа при участии куратора группы с использованием иных механизмов взаимодействия: отправка материалов для изучения Почтой России, контроль процесса обучения посредством телефонной связи с родителями.

Основными отличиями технологического решения колледжа от других аналоговых продуктов являются:

  1. Внедрение функции наставничества на всех этапах реализации образовательного процесса с применением ЭО и ДОТ.

В колледже наставничество реализуется через четко выстроенные модели взаимодействий и их корректировки посредством обратной связи. «Наставником» выступает методическая служба колледжа, которая на начальном этапе реализации дистанционного обучения производит обучение педагогов как в индивидуальном порядке, так и посредством записи преподавателей на обучающие вебинары. В последующем наставники занимаются сопровождением образовательного процесса, которое заключается в регулярном мониторинге материалов, предлагаемых обучающимся преподавателями для самостоятельного изучения, их корректировке, актуализации и доработке, с предложением соответствующих рекомендаций педагогам; оказании помощи преподавателям в подготовке и проведении промежуточной аттестации с применением ЭО и ДОТ.

  1. Дифференцированный подход к процессу реализации дистанционного обучения с применением ЭО и ДОТ, заключающийся в применении различных методов обучения, текущей и промежуточной аттестации: педагоги формировали задания с учетом разноуровневой подготовки обучающихся, ранжируя их по уровню сложности.

Отличительными особенностями внедрения технологических решений, обеспечивающих реализацию требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессиональных стандартов, является соответствующее ресурсное обеспечение образовательного процесса:

 компьютеры (ноутбуки, нетбуки) с выходом в сеть INTERNET;

 квалифицированные сотрудники методической службы, выполняющие регулярную корректировку и актуализацию учебных материалов, с последующей выгрузкой их на сайт колледжа и осуществлением контроля за своевременной их подготовкой педагогическими работниками; ежедневное консультирование преподавателей, обучающихся колледжа в случае возникновения затруднений при регистрации на интернет-платформах, выгрузке материалов и другим вопросам;

 создание, актуализация и мониторинг курсов на платформе Moodle, своевременное подключение участников курсов, выявление и устранение технических неисправностей;

 учебные материалы педагогов по дисциплинам (междисциплинарным курсам).

Следует отметить ряд достижений, обозначенных в ходе реализации проекта, как для обучающихся, так и для педагогического коллектива, родителей, социума и собственно образовательной организации:

1. Для образовательной организации: развитие нормативно-правовой базы дистанционного обучения; создание банка виртуальных комплектов обучающих материалов по дисциплинам и междисциплинарным курсам, контрольно-оценочных средств; расширение перечня специальностей по программам СПО, ДПО посредством изучения дисциплин, междисциплинарных курсов с использованием ЭО и ДОТ; экономия аудиторного фонда в условиях дефицита материально-технической базы.

2. Для педагогического коллектива: создание банка виртуальных комплектов обучающих материалов по дисциплинам и междисциплинарным курсам, контрольно-оценочных средств; расширение перечня учебных дисциплин и профессиональных модулей, изучаемых посредством ЭО и ДОТ на старших курсах; возможность организации более комфортных условий при осуществлении образовательного процесса.

3. Для обучающихся, родителей: улучшение качества образования обучающихся за счет эффективного использования ЭО и ДОТ; увеличение числа образовательных услуг, предоставляемых колледжем; возможность получить новые знания в домашних условиях с минимальными затратами, в удобно время.

4. Для социума: возможность снижения риска заражения СOVID-19 ввиду максимальной доступности образования в домашних условиях; повышение цифровой и информационной грамотности населения; формирование (повышение) навыка самодисциплины, самообразования и самообучения.

В ходе осуществления дистанционного обучения могут возникать некоторые сложности, основными из которых являются: интенсификация труда преподавателей; технические сбои.

Применение технологий дистанционного обучения позволяет расширить перечень и качество оказываемых образовательных услуг: возможна организация обучения одновременно для студентов разного профиля; повышается профессионализм и компетентность педагогов, обучающихся в условиях цифровизации; формируется единое информационное пространство; появляется возможность совмещения обучения для трудоустроенных студентов; снижаются расходы на материальные ресурсы.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
  2. Taylor J. Fifth Generation Distance Education. Higher Education, Report, № 40.

Ключевые слова

наставничество, дифференцированный подход, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Задать вопрос