Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 19.11.2020

Статья просмотрена: 126 раз

Библиографическое описание:

Кириллова, Э. Е. Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции / Э. Е. Кириллова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5701/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый комплекс мероприятий, способствующих повышению правовой грамотности обучающихся, проведенные в рамках деятельности площадки.

Ключевые слова : краевая инновационная площадка, гражданскоевоспитание, правовое информирование, правовая культура, правовая компетентность, правовая грамотность.

Согласно современным исследованиям правовая грамотность в России находится на низком уровне, безусловно это одна из проблем модернизации образования, ведь это основа для становления у обучающегося гражданско-правовой позиции [1].

Каждый гражданин должен знать свои права и свободы. Если люди будут юридически неграмотными, то и законы будут функционировать неэффективно. В этом и заключается понятие правовой грамотности.

Правовая грамотность — это сформированная способность человека участвовать в демократическом сообществе. Наиболее важными задачами правовой грамотности являются:

 правовое информирование обучающихся;

 формирование убеждения в значимости законов и правоприменительной практики, личной ответственности за принятие решений и поступки;

 разъяснение в необходимости правомерного поведения;

 формирование готовности активно участвовать в охране правопорядка и противостоять правонарушениям [2].

Формирование правовой грамотности обучающихся — задача педагогических работников образовательной организации. В этой связи была принята Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 1430-р.

Концепция определяет основные цели, задачи и направления действий по созданию сети служб медиации, организации их работы, подготовке кадров, внедрению с их помощью медиативной и восстановительной практики в работу с детьми и подростками, вовлечению всех государственных и общественных институтов, участвующих в воспитании и формировании личности — от семьи до высшей школы, включая органы и организации, привлекаемые в случаях, когда имеет место правонарушение, а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в сфере обеспечения защиты прав и интересов детей.

Согласно Концепции, по своей структуре сеть служб медиации представляет собой двухуровневую систему:

 на первом уровне находится головная организация системы — Федеральный центр медиации и развития восстановительного правосудия, который является структурным подразделением федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт медиации», находящегося в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации;

 на втором уровне находятся службы медиации на региональном и местном уровнях. Основу службы медиации на региональном и местном уровнях должны составлять секретари комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также педагогические работники, реализующие дополнительные профессиональные программы. Они будут выполнять функции медиаторов-тренеров, методистов-тренеров, методистов-тренеров для обучения и профессиональной подготовки работников, осуществляющих свою практическую деятельность с семьями и детьми в возрасте с 7 до 18 лет, — провайдеров медиативных и восстановительных технологий. Они будут выполнять основной массив практической работы по защите детей, их профилактике, реабилитации и коррекции с помощью медиации и восстановительного подхода.

В Хабаровском колледже водного транспорта и промышленности в рамках курса обществознания, на уроках права и в свободное от учебных занятий время реализуется комплекс мер, способствующий повышению правовой грамотности у студентов. Цель этих мероприятий — формирование положительно ориентированного правового сознания студентов, системы юридических знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, правовых установок, регулирующих поведение личности в юридически значимых ситуациях.

Так, 15 октября 2019 года студенты групп ОЛ-11, ТС-11, ТС-13, ЭВВП-11 по специальностям 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, 26.02.02 Судовождение, 26.02.01 Эксплуатация внутренних водных путей, приняли участие во Всероссийском конкурсе для старшеклассников и студентов «Права человека нашими глазами», где заняли I место в номинации Видео-опрос о правах человека среди студентов СПО и НПО.

20 ноября 2019 года был проведен ряд мероприятий, посвященных Всероссийскому дню правовой помощи детям. Сведения о количестве обучающихся, принявших участие в мероприятиях, а также о количестве обращений по вопросам правовой помощи, приведены в таблице.

Таблица. Востребованность правовой помощи среди участников мероприятий

Количество случаев консультационной помощи

Количество массовых мероприятий по правовому просвещению

Численность участников массовых мероприятий по правовому просвещению

всего

из них детей

из них родителям, опекунам, приемным семьям

20

16

4

9

325

03 декабря 2019 вместе со студентами групп ТС-11, ТС-12, ТС-13, ЭСЭУ-11, ОЛ-11, ОЛ-12, ОЛ-13 по специальностям 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, 26.02.02 Судовождение, 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок приняли участие в III Всероссийском Правовом (юридическом) диктанте.

12 декабря 2019 года был проведен открытый урок, посвященный Дню принятия Конституции Российской Федерации, среди студентов второго курса по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике на тему: «Конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации», оформлен тематический стенд.

Тематический стенд «Конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации»

Рис. 1. Тематический стенд «Конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации»

12 июня 2020 года вместе со студентами групп ОЛ-11, ОЛ-12, ОЛ-13, ЭВВП-11, ОЛ-21, ОЛ-22 по специальностям 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, 26.02.01 Эксплуатация внутренних водных путей приняли участие в общественно-просветительском проекте «Гражданский экзамен — 2020».

Ежеквартально в нашем колледже проводятся лекции, беседы с представителями правоохранительных органов, семинары, круглые столы, посвященные правой грамотности, правовой культуре гражданина, мероприятия антикоррупционной направленности. Специалисты и педагогические работники нашего колледжа стремятся к тому, чтобы обучающиеся овладели правовыми знаниями и навыками, которые пригодятся не только в будущей трудовой деятельности, но и в повседневной жизни ребят.

Круглый стол, посвященный правой грамотности

Рис. 2. Круглый стол, посвященный правой грамотности

Таким образом, правовая грамотность предполагает прежде всего законопослушное поведение гражданина своей страны. Именно правовая грамотность должна стать базой для формирования правовой компетенции и правовой культуры специалиста СПО [3].

Литература:

  1. Савин В. Н. Правовая культура студентов в современных условиях: социологический анализ / В. Н. Савин//Социум и власть. — 2011. — № 2.С.: 30.
  2. Паутина Е. Ю. Немного о правовой грамотности//Актуальные проблемы права: Материалы V Международной научной конференции//Москва: Буки-Веди. — 2016. — С.: 7–9.
  3. Худойкина Т. В. К вопросу о выявлении характера правового сознания//Перспективы науки. 2015 — № 11.С.: 116.
Задать вопрос