Создание информационно-методической модели образовательного процесса для эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО: результаты организационно-подготовительного этапа | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 19.11.2020

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Касприк, Е. А. Создание информационно-методической модели образовательного процесса для эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО: результаты организационно-подготовительного этапа / Е. А. Касприк, О. А. Лисова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5700/ (дата обращения: 27.01.2021).



В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание информационно-методической модели образовательного процесса для эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО» на базе КГБ ПОУ КЛПТ (г. Комсомольск-на-Амуре). Рассматривается структура информационно-методической модели образовательного процесса, в ее геометрическом приложении, описываются ключевые оси и точки пересечения. Также подводиться некоторые, наиболее существенные итоги работы КИП по окончании организационно-подготовительного этапа.

Ключевые слова: краевая инновационная площадка, модель образовательного процесса, СПО.

Для создания любой модели необходимо выстроить систему понятий, объектов и взаимосвязей между ними. Моделирование любого процесса это сложная и кропотливая работа, требующая изучения всех свойств объектов, включенных в модель, для достижения поставленного результат. Обратимся к теории под «Моделированием» понимают замещение одного объекта, называемого системой, другим объектом, называемым моделью, и проведение экспериментов с моделью (или на модели), исследование свойств модели, опираясь на результаты экспериментов с целью получения информации о системе.

Говоря о построении информационно-методической модели образовательного процесса необходимо в первую очередь напомнить, что «образовательный процесс» состоит из двух взаимосвязанных компонентов -«процесса обучения» и «процесса воспитания», именно в этих плоскостях мы и будем искать «отправные точки», как показано на рисунке 1.

Рис.1 Информационно-методическая модель образовательного процесса

Такими точками-объектами являются:

 в плоскости «процесс обучения» преподавателей:

Развитие Hard skills или «жестких” профессиональных навыков, которым можно научить и которые можно измерить. Как мы знаем для обучения hard skills необходимо усвоить знания, инструкции, алгоритмы работы с разной категорией студентов и нормативно-правовой базой по организации учебного процесса. А также сформировать понимание того какими методами необходимо пользоваться в ситуациях, связанных с изменениями образовательного пространства на всех уровнях.

 в плоскости «процесс воспитания» преподавателей:

Создание условий для формирования Soft skills или «мягких” навыков, тое есть универсальных личностных компетенции инженерно-педагогических работников техникума.

 в плоскости «процесс обучения» студентов:

Создание условий для формирования профессиональных компетенций то есть способности действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности. Условия для формирования профессиональных компетенций создаются на занятиях дисциплин специального цикла и в рамках учебных и производственных практик.

 в плоскости «процесс воспитания» студентов:

Создание условий для формирования общих компетенций, то есть совокупности социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Общая компетенция понимается как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.

Проведя анализ плоскостей можно построить условную систему координат, которая покажет некоторое понятийное пересечения между осями «процесс воспитания» преподавателей и «процесс воспитания» студентов. Это пресечение позволяет увидеть зависимость между уровнем сформированности личностных качеств у преподавателей и личностных качеств студентов. Изучение данного уровня, его анализ и коррекция позволит в будущем, на следующих этапах реализации дорожной карты краевой инновационной площадки, более качественно выстраивать информационно-методическую модель образовательного процесса для эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО.

Более детально следует рассмотреть плоскости «процесс обучения» преподавателей и «процесс обучения» студентов. Данные плоскости имеют большое количество точек пересечения причем «процесс обучения» преподавателей стоит авангарде процесса формирования любого рода компетенций. Создание информационно-методической модели образовательного процесса для эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО, на уровне техникума предполагает решение четырех задач:

 оценку готовности техникума к внедрению ФГОС по ТОП-50 на основе инвентаризации реализуемых образовательных программ (ОП) подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена;

 разработку проекта внедрения ФГОС по ТОП-50 в техникуме;

 обеспечение разработки и реализации образовательных программ на основе примерных основных образовательных программ (ПООП) с учетом региональной и отраслевой специфики;

 развитие кадрового потенциала техникума.

Исходя из дорожной карты работы краевой инновационной площадки на базе техникума были проедены мероприятия в рамках организационно-подготовительного этапа:

 проведен кадровый мониторинг инженерно-педагогических работников техникума;

 проанализированы результаты методической работы за последние три года, с внесением корректировок на текущий период;

 анкетирование педагогов с целью изучения готовности к ведению инновационной деятельности;

 разработка информационно-методической модели по направлением проекта;

 проведение Педагогического совета по вопросам организации работы краевой инновационной площадке по теме «Создание информационно-методической модели образовательного процесса для эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО»;

 проведение Методических советов о разработке положений и локальных актов форм информационной, методической и отчетной документации;

 с целью мотивирования инженерно-педагогических работников созданы творческие группы, состоящие из преподавателей общеобразовательных дисциплин, специальных дисциплин, мастеров производственного обучения и социальных педагогов для участия в таких проектах как: краевые конкурсы «Мастер года — 2019», «Выпускник — 2020» и «Преподаватель года- 2020»; организованно участие в проекте «Сетевой педагог»; школ «Молодого специалиста», «Школы Мастера», «Школы профессионального мастерства».

Опишем результаты проведения ключевых мероприятий.

а) Проведение кадрового мониторинга инженерно-педагогических работников техникума.

Мониторинг проводился по двум основным направления: 1) качественные показатели коллектива техникума (возраст, образование, квалификация, стаж работы в образовании, стаж работы в техникуме, рабочий стаж) соответствие требованиям профессионального стандарта (анализ выполнения должностных обязанностей и трудовых функций в течении трех лет); 2) психологические показатели — личностные аспекты инженерно-педагогических работников техникума в рамках их профессиональных обязанностей (Самооценка эмпатических способностей (тест А.Мехрабиена и Н.Энштейна), Оценка уровня общительности (тест Ф.Ряховского), Тест измерения уровня интеллекта, Тесты творческого мышления, Диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса, Методика диагностики уровня эмоционального «выгорания» (модификация методики В. В. Бойко), Экспресс — оценка «выгорания», Методика изучения ценностных ориентаций личности (М. Рокич), Методика изучения мотивации одобрения (Д. Краун и Д. Марлоу), Методика изучения способов реагирования в конфликте (К. Томас), Методика изучения агрессивности (А.Ассингер), Изучение проявления тревоги (личностная шкала Дж. Тейлора, адаптация Т. А. Немчинова), Методика изучения решительности (В. В. Марков), Методика изучения коммуникативного самоконтроля (М. Снайдер), Методика изучения стрессоустойчивости (модификация С.Ключникова).

Проведенный мониторинг показал, соответствие педагогических работников профессиональным стандартам на 100 %, средний возраст сотрудников составляет 50 лет, 90 % коллектива имеют высшее образование, 55 % имеют высшую категорию, все инженерно педагогические работники участвуют в олимпиадах, конкурса, чемпионатах, ведут профориентационную работу, пополняют методические копилки предметно-цикловых комиссий по профилю.

Однако вторая часть мониторинга показала что большая часть коллектива находиться в пограничной, второй стадии педагогического выгорания по таким причинам как: напряженный ритм работы, временной дефицит, одновременное участие в нескольких проектах; отсутствие четких задач и регламентов; большое количество не структурированной информации по вопросам методики, педагогики и дидактики; необоснованная критика; плохая обратная связь участия в проектах; разобщенность коллектива в силу удаленности корпусов; однообразие выполняемых действий.

Результаты мониторинга подтверждают гипотезу нашего исследования о том, что необходима четко выстроенная система — информационно-методическая модель образовательного процесса техникума, если мы ставим перед собой цель эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО.

б) Анализ результатов методической работы за последние три года, с внесением корректировок на текущий период.

Анализ результатов работы методической службы выявил направления, работа по которым велась недостаточно хорошо. Перове из направлений — работа студенческого и педагогического научных обществ. На сегодняшний день разработаны положения и регламенты работы объединений, проводиться научно-практические конференции, лучшие работы отправляются на конкурсы различных уровней и направленности. Второе направление эта работа с молодыми (новопринятыми) специалистами и наставничество. На сегодняшний день в данной части создана методическая база в рамках работы «Школы молодого специалиста», «Школы профессионального мастерства» и «Школы мастера» техникума.

в) Анкетирование педагогов с целью изучения готовности к ведению инновационной деятельности показало, что по ряду причин педагоги не готовы самостоятельно проводить педагогические исследования и заниматься инновационной деятельностью. Развитию данного направления будет посвящен второй практический этап или этап полного включения, согласно дорожной карты работы КИП.

В качестве заключения отметим, что итоги первого этапа выявили проблемы и поставили задачи в рамках нашего исследования, решение которых позволит достичь поставленной цели, а именно обоснование, разработка и реализация информационно-методической модели образовательного процесса для эффективного внедрения новых и актуализированных ФГОС СПО.

Литература:

  1. Волкова, В. Н. Теория систем и системный анализ: учебник для вузов / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. –2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 462 с.
  2. Митрошин П. А. Методы оценки компетенций студентов в рамках систем дистанционного обучения. // Информатика и образование. — М.: Образование и информатика. — 2012. — № 2. — С. 24–28.

Ключевые слова

СПО, краевая инновационная площадка, модель образовательного процесса
Задать вопрос