Системный анализ и его роль в научном исследовании | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Системный анализ и его роль в научном исследовании / А. В. Станкевич, С. М. Горбачева, С. А. Евстафьева [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5618/ (дата обращения: 26.04.2024).



Системный подход более общее понятие по сравнению с системным анализом. Он реализуется на уровне построения концепций. Системный анализ является совокупностью методологических средств, которые, в свою очередь используют для подготовки и обоснования решений по проблемам различного характера, в том числе научного, технического, социального, политического, военного или экономического. Основная процедура системного анализа заключается в построении некоторого набора резюмированных моделей, способных отобразить объекты и их связи. Термин «системный анализ» довольно часто употребляется в качестве синонима системному подходу. Анализируя неизвестные системы, стоит использовать метод функционального исследования систем, так называемый метод «чёрного ящика». Данный метод позволяет рассматривать систему не иначе как «чёрный ящик» и наблюдать только состояния входов и выходов системы. В итоге можно выявить конкретную форму зависимости выходных сигналов от входных. Использование данного подхода присуще ранним стадиям научного исследования. В процессе обнаружения построения системы и ее внутренних потоков она постепенно преобразовывается из чёрного ящика «белый ящик». Эта часть научного исследования связана непосредственно с постановкой научных задач и их определением пути их решения. Данная система включает в себя ряд информационных взаимодействий.

Основой первых этапов научного исследования являются системный подход и системный анализ. Дальнейшее исследование требует применения структурного анализа, что позволяет осуществить следующее:

 понять механизм решения научных задач;

 выявить структурную связь между частями научного исследования;

 построить структурную схему логического доказательства решения научных задач.

Научное исследование предполагает использование системного анализа в двух аспектах. Первый — это аспект системности объекта исследования, рассматривающий объект как систему и определения его системных свойств. Второй аспект — это системность логики изложения работы, доказывающий системность процесса выводов и доказательства как связанную между собой систему процессов. В этом случае получаем подтверждение полноты изложения. Организация научного исследования предполагает применение полного или частичного системного анализа. Использование лишь одного из аспектов системного анализа — является частичным системным анализом. Соответственно, объединение обоих аспектов — это полный системный анализ. Полный системный анализ имеет место тогда, когда несколько научных задач объединены единой общей задачей или же проблемой. Частичный или фрагментарный системный анализ применяют в том случае, когда множество научных задач не являются целостной системой. Примером может служить защита научного исследования по совокупности работ в форме доклада. Такое исследование охватывает проблему. Однако, различные доклады не обязательно образуют систему, а могут представлять собой комплекс независимых параллельных задач. Оценить такое научное исследование сложнее. Каждая глава научного исследования рассматривается в качестве вложенной системы более низкого порядка. Каждая глава преследует определенные цели и функции. Информационные отношения между входными и выходными данными являются функцией главы. Данная особенность научного исследования выражает такое важное свойство как главкомпонентная вложенность. Перед системным анализом стоит задача — вскрыть вложенность частей системы. Именно вложенность дает возможность отнести систему к сложной системе, а, следовательно, дает основание применить системный анализ. Научное исследование в качестве системы является сложением и объединением ее элементов. Научное исследование, как и многие системы строится на интеграции, которая способствует восстановлению или же повышению качества взаимосвязей между частями и элементами одной системы. Интеграция способна поднимать систему на более высокий уровень развития по сравнению с совокупностью ее элементов. Ещё одним важным свойством научных работ проявление иерархии между частями исследования. При помощи этих отношений возможно отследить логику решения поставленных задач. Еще одним важным фактором научного исследования является актуальность. Однако, в большинстве научных исследований актуальность ограничивается либо актуальностью постановки проблемы или же актуальностью самой проблемы. Редко в каком научном исследовании проводится оценка результата проведенного исследования. Изначально считается, если проблема сама по себе актуальна, то актуален и результат научного исследования. Но не всегда одно вытекает из другого. Лишь жизненный цикл способен определить актуальность результата. Научное исследование как система и полученный в результате проведенного исследования результат имеют жизненный цикл. Именно жизненный цикл определяет актуальностью любой системы, любого объекта и любого продукта.

Дихотомический системный анализ. Дихотомический системный анализ выполняет специфические функции декомпозиции объекта исследований. Элементарный вариант его использования, когда наряду с объектами, явлениями и процессами, описываемые с использованием понятия «система», находятся и иные, входящие в понятие «не система» при полном наборе выбранных системных признаков. Наличие понятия «система — не система» приводит к дихотомии, сводимая к понятиям оппозиционных переменных. Данный факт допускать применение риторических методов обоснования и метода доказательства от противного. Система как понятие является определительной характеристикой, так как имеет отношение к чему-либо конкретному. Единство понятия системы дает возможность переноса знаний из различных систем между предметными сферами. Системный анализ может трактоваться как система процессов, содержащая системные свойства: полноту и целостность. Противоположными понятиями «системному анализу» могут служить понятия: «фрагментарный анализ», «частичный анализ», «неполный анализ». Для научного исследования частичный и неполный анализ являются признаком незавершённости. В зависимости от аспекта рассмотрения можно дать различные описания и трактовки понятию система. Дихотомический анализ позволяет выявлять некоторое свойство и его противоположности. Он позволяет четко разграничивать некоторые признаки объекта, если есть возможность его применять. Как правило, дихотомический анализ проводят, выбирая определенный аспект рассмотрения объекта.

Можно рассматривать системный дихотомический анализ как возможность задания чёткой границы или различия. Мы можем задать различие между «системой» и «не системой», между «свойством» и «не свойством», между «объектом» и «не объектом». Сам по себе дихотомический анализ может быть «не системным» (фрагментарным), если исследует только часть системных признаков. Дихотомический анализ может быть системным, если образует целостный и полный комплекс исследования всех системных признаков.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: наличие системных свойств является обязательным условием научного исследования.

Литература:

  1. Волкова В. Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001 512 с.
  2. Маркелов В. М. Использование системной теории информации для оценки логистических систем // Славянский форум. 2013. 2(4). С. 150–154.
  3. Месарович М., Такахара Н. Общая теория систем: математические основы. М.: Мир, 1978. 311 с.
  4. Ожерельева Т. А. Системный анализ пространственной инновации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 12. С. 116–120.
  5. Цветков В. Я. Системный анализ при обработке информации // LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrücken, Germany, 2014. 82 с.
  6. Савиных, В. П. Системность в диссертационных исследованиях / В. П. Савиных. — Текст: электронный // Cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnost-v-dissertatsionnyh-issledovaniyah???history=11&pfid=1&sample=32&ref=0 (дата обращения: 20.10.2020).
Задать вопрос