Психологические предпосылки изучения иностранного языка
Авторы: Хусаенова Гузель Асгатовна, Минахметова Альбина Зульфатовна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (29) июнь 2020 г.
Дата публикации: 01.06.2020
Статья просмотрена: 2994 раза
Библиографическое описание:
Хусаенова, Г. А. Психологические предпосылки изучения иностранного языка / Г. А. Хусаенова, А. З. Минахметова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 84-85. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5334/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье приводятся результаты эмпирического исследования, направленного на выявление психологических предпосылок изучения иностранного языка.
Ключевые слова: психологические предпосылки, иностранный язык, английский язык, интеллектуальные способности, упорство, мотивация.
В современном мире все большее значение приобретают иностранные языки, изучение которых становится одним их ключевых условий успешного осуществления межкультурной коммуникации, выступает в качестве средства формирования языковой идентичности. Именно поэтому сегодня в психолого-педагогической науке осуществляется активный поиск эффективных способов освоения иностранного языка, в том числе, направленный на изучение предпосылок, влияющих на данный процесс, но лежащих вне лингводидактики. Наиболее важными среди них являются психологические, которыми могут становиться индивидуально-личностные характеристики, обучающихся, способные оказывать влияние на процесс усвоения языковых норм, закономерности психических процессов, особенности волевых качеств, мотивации. Исследование влияния, которое оказывают психологические предпосылки на процесс изучения иностранного языка, а также определение степени такого влияния соответствует потребностями современного общества и позволяет ответить на многие важные вопросы методики обучения.
В соответствии с современными подходами к пониманию процесса изучения иностранных языков, большое влияние на его эффективность оказывают психологические особенности личности, обусловливающие возникновение соответствующих предпосылок обучения. В качестве основных из таких предпосылок могут выступать мотивация, уровень языковых способностей, наличие языковых барьеров, когнитивный стиль обучающегося, уровень развития вербальной памяти, сформированности способности понимания сложных логических отношений и выделения абстрактных связей [2; 3; 5; 6; 7; 8]. На эффективность обучения могут влиять также уровень интеллектуальных способностей обучающихся и степень их упорства в изучении иностранного языка.
В соответствии с результатами, полученными в ходе теоретического анализа по проблеме исследования, была сформулирована гипотеза о том, что эффективность обучения языковым аспектам иностранного языка находится во взаимосвязи с психологическими особенностями личности обучающихся (уровнем интеллектуальных способностей, упорства и мотивации в изучении иностранного языка). Для проверки гипотезы было организовано эмпирическое исследование, выборку которого составили 25 учащихся 8 классов. Для проведения диагностики использовались Лингвистический тест по английскому языку (Г. Н. Габдрахманова), Краткий ориентировочный отборочный тест (В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлик), тест «Упорство» (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко), Анкета для учащихся по мотивации к изучению английского языка.
Обработка результатов диагностики показала, что высокий уровень обученности языковым аспектам иностранного языка имеют 12 % учащихся; средний — 56 %; низкий — 32 %. Полученные результаты соотносятся с данными исследований С. П. Болдыревой [1], Л. А. Мотайло [7], указывающих на то, что уровень знаний, формирующийся в процессе изучения иностранных языков зависит не только от методики и содержания деятельности педагога, но и от индивидуально-психологических особенностей личности самих школьников, а также социально-психологических факторов, воздействующих на процесс их обучения. Именно поэтому учащиеся, изучающие английский язык у одного и того же учителя, могут показывать разные результаты.
В ходе изучения интеллектуальных способностей обучающихся обнаружилось, что уровень пространственного мышления выше среднего не характерен ни для кого из учащихся (0 %); средний уровень имеют 28 % школьников, а уровень ниже среднего — 72 %. Уровень способности к обобщению и анализу информации выше среднего не характерен ни для кого из школьников (0 %); средний уровень имеют 20 % учащихся, а уровень ниже среднего — 80 %. Эмоциональная деструкция мышления проявляется у 28 % школьников на уровне выше среднего; на среднем — у 44 % учащихся; на уровне выше среднего — 28 %. Уровень гибкости мыслительных процессов выше среднего не характерен ни для кого из учащихся (0 %); средний уровень имеют 40 % школьников, а уровень ниже среднего — 60 %. Уровень внимания выше среднего характерен для 24 % школьников; средний уровень имеют 36 % учащихся, а уровень ниже среднего — 40 %. Общий низкий уровень умственных способностей имеют 12 % учащихся; уровень ниже среднего — 28 %; средний — 44 % школьников; уровень выше среднего — 16 % из них. То есть, учащиеся испытывают трудности при анализе пространственных объектов и расположения их частей, у них может возникать тревожность при выполнении заданий, отрицательно влияющая на результаты тестирования. Мышление многих школьников недостаточно гибко, они с трудом перестраиваются между разнонаправленными заданиями и условиями осуществления мыслительной деятельности. Все это, в свою очередь, обусловливает характерный для учащихся невысокий обобщенный уровень интеллектуальных способностей, обнаруженный в ходе исследования. Полученные результаты могут быть связаны с воздействием индивидуально-психологических факторов, подтверждение чему мы находим в современной научной литературе (О. В. Коновалова [3], И. М. Лукашенко [4]).
Высокий уровень упорства в изучении иностранного языка характерен для 32 % учащихся, средний — также для 32 % из них, низкий — для 36 %. Это может быть связано с тем, что школьники, в силу своих возрастных особенностей, ориентированы на выполнение только той работы, которая имеет для них личностное значение, смысл которой они понимают именно для себя. Поэтому, в силу того что школьники пока еще не всегда понимают значения иностранного языка для будущей жизни и не осознают причин, по которым его необходимо изучать, только в некоторых видах деятельности на уроках, они проявляют достаточный уровень упорства.
Высокий уровень мотивации к изучению иностранного языка имеют 20 % школьников; средний — 60 %; низкий — 20 %. Полученный результат может быть объяснен тем, что не все школьники достаточно отчетливо представляют, для чего им нужно изучать английский язык, как они будут использовать полученные знания в последующей жизни.
Корреляционный анализ результатов диагностики показал, что уровень обученности школьников языковым аспектам иностранного языка имеет статистически значимую связь с уровнем гибкости мышления учащихся; с уровнем упорства учащихся при изучении иностранного языка; с уровнем их мотивации к изучению английского языка. Исходя из этого рекомендации по повышению эффективности обучения с учетом его психологических предпосылок включают необходимость проведения работы, направленной на повышение уровня интеллектуальных способностей, упорства и мотивации школьников в изучении иностранного языка.
Таким образом, проведенное нами исследование позволило подтвердить предположение о том, что эффективность обучения языковым аспектам иностранного языка находится во взаимосвязи с психологическими особенностями личности обучающихся.
Литература:
- Болдырева С. П., Брумина О. А. К вопросу о формировании лексического навыка языковой компетенции при изучении иностранных языков // Альманах современной науки и образования. — 2014. — № 5–6. — С. 31–36.
- Вафина З. Т., Минахметова А. З. Познавательная активность старшеклассников как фактор их самореализации // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVIII международной научно-практической конференции. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». — 2018. — 150 с. — С.239–242.
- Коновалова О. В. Проблематика изучения английского языка // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. — 2016. — С. 221–223.
- Лукашенко И. М., Заика Е. В. Место вербального интеллекта в структуре лингвистических способностей // Вестник Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды. — 2011. — № 39. — С. 44–49.
- Лысенко Н. Е. Развитие приемов запоминания учебного материала при изучении русского и иностранного языков // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2011. — № 6. — С. 412–419.
- Минахметова А. З., Ахметшина Э. Н. Исследование психологического типа субъектов образовательного процесса // Общество: социология, психология, педагогика. — № 2. — 2016. — С. 94–96.
- Мотайло Л. А. Психологические аспекты изучения иностранного языка // Современные технологии обучения иностранным языкам. — 2018. — С. 85–88.
- Муравская О. Н. Некоторые психологические аспекты в изучении иностранного языка // Актуальные проблемы современной науки. — 2016. — № 3. — С. 125–126.
Ключевые слова
мотивация, английский язык, иностранный язык, интеллектуальные способности, психологические предпосылки, упорствоПохожие статьи
Изучение русского языка в иностранных группах
В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.
Методы работы с текстами на этапах изучения иностранного языка
В статье описаны методы и группы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку. Описываются приемы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку, расширение текста, сжатие текста, продолжение текста, использование новых методов ко...
Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием детей дошкольного возраста
В данном материале даны некоторые рассуждения, касающиеся метода наблюдения в детской психологии.
Теоретические аспекты формирования эмоциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
В статье автор пытается определить понятийный аппарат эмоциональной грамотности.
Психофизиологические факторы, влияющие на эффективность изучения иностранного языка
В статье говорится о влиянии психоэмоциональных особенностей человека и физиологических процессов его нервной системы на процесс изучения иностранных языков.
Современные методологии в изучении иностранного языка
В данной статье рассматриваются особенности развития современных методов в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.
Мотивация учащихся к изучению иностранных языков
В статье рассматриваются особенности мотивации учащихся к изучению иностранных языков, охарактеризованы стимулы, мотивы и потребности. Изложены основные принципы преподавания иностранных языков, мотивирующие учеников.
Психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий
В данной статье подробно рассматриваются психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий.
Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе
Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...
Похожие статьи
Изучение русского языка в иностранных группах
В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.
Методы работы с текстами на этапах изучения иностранного языка
В статье описаны методы и группы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку. Описываются приемы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку, расширение текста, сжатие текста, продолжение текста, использование новых методов ко...
Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием детей дошкольного возраста
В данном материале даны некоторые рассуждения, касающиеся метода наблюдения в детской психологии.
Теоретические аспекты формирования эмоциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
В статье автор пытается определить понятийный аппарат эмоциональной грамотности.
Психофизиологические факторы, влияющие на эффективность изучения иностранного языка
В статье говорится о влиянии психоэмоциональных особенностей человека и физиологических процессов его нервной системы на процесс изучения иностранных языков.
Современные методологии в изучении иностранного языка
В данной статье рассматриваются особенности развития современных методов в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.
Мотивация учащихся к изучению иностранных языков
В статье рассматриваются особенности мотивации учащихся к изучению иностранных языков, охарактеризованы стимулы, мотивы и потребности. Изложены основные принципы преподавания иностранных языков, мотивирующие учеников.
Психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий
В данной статье подробно рассматриваются психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий.
Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе
Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...