Конспект внеурочного занятия «Мастерская творческого письма ко Дню матери» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.

Дата публикации: 01.04.2020

Статья просмотрена: 466 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, С. А. Конспект внеурочного занятия «Мастерская творческого письма ко Дню матери» / С. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/5023/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье представлен опыт построения мастерской творческого письма.

Ключевые слова: мастерская творческого письма, мама, День матери.

Интересно и с пользой организовать внеурочное время в стенах закрытого военного училища — это для меня постоянный поиск новых форм и методов работы. В Нахимовском военно-морском училище я не раз проводила театрализованные концерты, различные конкурсы, квесты, тематические вечера и др.

В данной статье я хочу поделиться конспектом внеурочного занятия в технологии «Мастерская творческого письма» [1]. В методической литературе достаточно хорошо освещена эта технология, но каждый педагог выстраивает свой алгоритм работы, исходя из особенностей своих воспитанников и личных творческих решений.

Приведу пример из опыта своей работы. В данном случае, у меня было желание вместе с воспитанниками 8-х классов выполнить своими руками неординарные подарки мамам и бабушкам на праздник ко Дню матери. На разных годах обучения воспитанники уже изготавливали рисунки, цветы из бумаги, видеопоздравления, поэтические открытки и пр.

В поисках новых решений я пришла к мысли провести мастерскую творческого письма на тему «Мама» (для кого-то «Бабушка»).

Тема внеурочного занятия: МАМА.

Класс: 8 класс.

Цель: создать тексты о мамах и бабушках ко Дню матери.

Задачи:

– создать условия для отработки навыков и умений в работе со словом и написании текстов;

– содействовать развитию ассоциативного мышления и творческого воображения;

– способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах;

– вдохновить на дальнейшие поиски и успехи.

Материал для работы: фотография мамы (бабушки), стихи о матери или аудиофайл, видеоклип (с каким инструментом вам интересней работать).

Технология внеурочного занятия: «Мастерская творческого письма».

Ход занятия.

Подготовительный этап.

Ребята, сегодня я предлагаю вам принять участие в творческой мастерской. Перед вами два чистых листа. Один из них вы можете использовать для рабочих записей, а второй — станет особенным подарком для ваших мам или бабушек на праздник ко Дню матери. На занятие я попросила принести вашу самую любимую фотографию мамы (бабушки). Поставьте фотографию перед собой.

Основной этап.

Примечание: фотография в данном случае выступает индуктором мастерской, создаёт особый эмоциональный настрой воспитанников, вовлекает их в творческую деятельность.

Индуктор. Самоконструкция

  1. Возьмите фотографию и разглядите внимательно её ещё раз. Возможно, вы вспомните, при каких обстоятельствах она была сделана. Возможно, на ней мама запечатлена в необычном для себя образе, одежде и т. д. Постарайтесь увидеть заново как можно больше деталей.

Воспитанники рассматривают фотографию.

  1. Запишите на одном из листочков слова-ассоциации к фотографии. Это могут быть любые части речи, например, добро, ласка, любимая, красивая, поездка на море, улыбка, настроение, радость и т. д.

Воспитанники записывают слова. Чтение написанных слов несколькими воспитанниками по желанию.

Работа впарах. Социоконструкция.

  1. Расскажите о своей маме товарищу по парте. Обменяйтесь листочками, прочитайте ассоциации товарища. Какие слова вы бы позаимствовали для дополнения собственного списка? Запишите их в свой лист.

Воспитанники читают листочки товарища по парте, дописывают новые слова в свой листочек.

  1. У каждого из вас на столе лежат стихи о матери, которые принадлежат перу известных поэтов. Примеры: С. Феоктистов «Мать была всех наших игр ценитель…», М. Горюнов «Вставала всех раньше, везде поспевала…», А. Стариков «Мама и Родина очень похожи…» [2] и др. Прочитайте стихотворение. Подчеркните слова, поэтические образы, которые бы вы хотели включить в свой список. Допишите слова-ассоциации по форме, слова-ассоциации по значению.

Воспитанники читают стихи, дополняют свой лист. Чтение выписанных слов несколькими воспитанниками по желанию.

Примечание: вместо стихотворения можно предложить воспитанникам прослушать песню, посмотреть видеоролик и записать по памяти в свой лист понравившиеся слова и образы.

Самостоятельная работа воспитанников стекстом.

  1. А теперь переверните листок и обведите свою руку. На каждом пальце руки запишите по одному самому ценному для вас слову из тех, которые вы собрали на своём листке.

Воспитанники из множественного количества слов выбирают только пять и выполняют задание.

  1. Выберите одно из пяти слов и запишите синоним, ассоциацию к этому слову в центре ладони. Чем необычней получится слово, тем интересней дальнейшая работа.

Воспитанники выполняют задание.

  1. Теперь возьмите чистый лист и запишите в качестве заголовка получившееся слово. Это название вашего мини-рассказа, истории, или сочинения-рассуждения, которое вам предстоит написать на тему занятия «Мама», но в контексте вынесенного в заголовок слова. Используйте весь набранный с начала занятия словесный материал. Можно изменять форму слов, добавлять новые слова.

Воспитанники работают над своими историями.

Социализация. Озвучивание работ.

  1. Пришло время познакомиться с вашими творческими произведения. Кто хотел бы хотел поделиться своими историями?

Приведу примеры из творческих работ моих воспитанников.

КИНО.

<… Мальчик очень любил свою маму и хорошо учился. А за хорошие оценки мама водила мальчика в кино. Они ходили на разные фильмы… Больше всего мальчику нравилось, что с ним ходит мама… Мама любила мальчика, заботилась о нём и помогала с уроками… Кода мальчик закончил школу и поступил в институт, он не забывал свою маму. Мальчик стал мужчиной, но напоминал ей о минутах счастья — он водил маму в КИНО. >

СВЕТ.

<…Дорогая мама, ты в моих глазах, как свет. Как свет в конце туннеля. Я знаю, что всегда есть выход из любых ситуаций, ты всегда мне помогаешь найти решение. Я очень тебя люблю и поздравляю с Днём матери! Ты мой — СВЕТ!>

НАСТРОЕНИЕ.

<… В этот праздник я вспоминаю только самые лучшие моменты жизни вместе с мамой. Везде, где есть мама — есть хорошее НАСТРОЕНИЕ. По сей день мама — это самое дорогое, что у меня есть. Мама всегда может поддержать и поднять настроение… >

НАИЛУЧШАЯ.

<Жила в одном городке женщина. У неё сначала было только два человека, которых она любила. Это был её сын и муж. Она о них заботилась, и они оба называли её ласково — мама. Вскоре родился ещё один сын и её счастье удвоилось. Дети росли и радовали свою маму успехами. У мамы была мечта, она хотела ещё одного ребёнка. Когда сыновья выросли, судьба подарила ей дочку. Она была НАИЛУЧШЕЙ мамой, потому что её любви хватило на всех! >

Итоги занятия. Рефлексия.

Что испытывали вначале? Что на занятие для вас стало открытием? С чем на занятии у вас возникали сложности? С каким чувством заканчивали работу?

Получившиеся тексты мы с ребятами запечатали в конверты и подарили мамам на празднике. Никто из них не ожидал такого откровения от своих детей, и я тоже. Соглашусь с Джанни Родари, который утверждал: «Если мы хотим научить думать, то, прежде всего мы должны научить придумывать». Теперь неоднократно применяю эту технологию в своей работе с разными приёмами. Ребята очень любят такие занятия, играя, учатся работать со словом и с тексом. Такие навыки пригодятся им и в учебном процессе при подготовке к написанию сочинений.

Литература:

  1. Технология «Педагогическая мастерская» // Электронный журнал «Экстернат.РФ». URL: http://ext.spb.ru/webinars/6833--l-r-.pdf (дата обращения: 18.03.2020).
  2. Стихи о матери // МУК «Городская Централизованная Библиотека». URL: https://www.kmslib.ru/stihi-o-materi (дата обращения: 18.03.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): воспитанник, слово, творческое письмо, внеурочное занятие, День матери, мама, работа, бабушка, занятие, мастерская.

Ключевые слова

мастерская творческого письма, мама, День матери

Похожие статьи

Конспект занятия по художественному труду на тему «Портрет моей мамочки»

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом»

В статье автор делится опытом по формированию у дошкольников умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.

Конспект-развлечение ко Дню матери для детей старшего дошкольного возраста с ТНР на тему «Поговорим о маме»

Данный конспект-развлечение направлен на формирование представлений о международном празднике — Дне матери, развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, связной речи.

Проект в подготовительной к школе группе «В мире часов»

В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта.

План-конспект занятия детского объединения «Природа и фантазия» по теме «Скворцы прилетели»

Представленная методическая разработка раскрывает опыт проведения интегрированного занятия по программам дополнительного образования в школе.

Сценарий проблемно-игровой ситуации совместной деятельности на тему «Вместе делаем телефон для фотовыставки»

В статье представлен сценарий проблемно — игровой ситуации совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по ознакомлению с видами телефонов и изготовлению необычной поделки.

Использование дидактического пособия «Волшебный фартук» для развития познавательной инициативы детей дошкольного возраста

Технология проблемно-диалогического обучения в ДОУ. Л. Н. Толстой «Прыжок»

Похожие статьи

Конспект занятия по художественному труду на тему «Портрет моей мамочки»

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе ДОУ «Последовательный пересказ с опорой на серию картинок». Лексическая тема: «Будь природе другом»

В статье автор делится опытом по формированию у дошкольников умения пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок.

Конспект-развлечение ко Дню матери для детей старшего дошкольного возраста с ТНР на тему «Поговорим о маме»

Данный конспект-развлечение направлен на формирование представлений о международном празднике — Дне матери, развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, связной речи.

Проект в подготовительной к школе группе «В мире часов»

В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта.

План-конспект занятия детского объединения «Природа и фантазия» по теме «Скворцы прилетели»

Представленная методическая разработка раскрывает опыт проведения интегрированного занятия по программам дополнительного образования в школе.

Сценарий проблемно-игровой ситуации совместной деятельности на тему «Вместе делаем телефон для фотовыставки»

В статье представлен сценарий проблемно — игровой ситуации совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по ознакомлению с видами телефонов и изготовлению необычной поделки.

Использование дидактического пособия «Волшебный фартук» для развития познавательной инициативы детей дошкольного возраста

Технология проблемно-диалогического обучения в ДОУ. Л. Н. Толстой «Прыжок»

Задать вопрос