Страноведение или классическое изучение географии в школе? | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.

Дата публикации: 23.01.2019

Статья просмотрена: 1008 раз

Библиографическое описание:

Буркин, Е. И. Страноведение или классическое изучение географии в школе? / Е. И. Буркин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3885/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена нецелесообразности применения страноведческого подхода в школьной географии. В работе рассматривается история формирования содержания курсов географии средней школы в России. Также представлены результаты методического исследования, раскрывающие предпочтения школьников при изучении географии. Выявлены проблемы страноведения, описаны положительные стороны классического подхода к изучению географии. Завершается статься размышлениями и предложениями по реформированию школьного географического образования. Страноведение впервые было предложено в 1980-е годы, в настоящее время данная модель изучения географии активно лоббируется в системе образования, хотя массовое учительское сообщество данную идею зачастую не приемлет.

Ключевые слова: географическое образование, страноведение, естественно-научное направление, общественно-научное направление, методическое исследование.

Любой школьный предмет есть прообраз и отражение целого комплекса академических наук. Так биология включает в себя ботанику, зоологию, анатомию человека, общую биологию; химия — неорганическую, органическую и общую; физика — механику, электродинамику и т. д. В итоге всё многообразие школьных дисциплин следует относить к естественно-научному или к общественно-научному циклам. Труднее в этом отношении пришлось географии, которая, как известно, включает в себя две составляющие — физико-географическую и социально-экономическую. У каждой из них свой объект изучения, свои методы, свои закономерности и т. п.

Содержание школьной географии (географическое образование) представляет собой совокупность мировоззренческих идей, научных знаний (понятий, представлений, фактов и т. д.), интеллектуальных и практических умений, а также опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению в процессе обучения географии [4]. На протяжении XX века в СССР применялись попытки разработать такое содержание, которое отвечало бы научным знаниям академической географии. К 1980-м годам была проработана и обоснована довольно практичная система географического образования, которая предполагала сначала изучение физической (5–7 классы), а затем социально-экономической (8–9 классы) составляющих [3]. Однако ещё за долго до этого [2, с. 18–51] появились идеи интеграции вышеназванных элементов школьной географии в виде страноведческого подхода.

Модель классического изучения географии от физической к социально-экономической имеет ряд очевидных достоинств:

1) чётко выстроенная логика обучения, где социально-экономические знания полностью базируются на физико-географических;

2) природа и процессы, происходящие в ней, более интересны школьникам раннего подросткового возраста, поэтому начинается изучение именно с физико-географического блока;

3) наиболее сложные темы географии, включённые в социально-экономический блок, изучаются на последних ступенях школьного образования;

4) формирование географической картины мира происходит на 2-х различающихся между собой уровнях, что помогает обучающемуся увидеть различия физической и социально-экономической составляющих;

5) профориентационное значение, позволяющее точно и правильно определиться с выбором одной из составляющих географии как будущего профессионального интереса.

В настоящее время больший интерес приобретает страноведение, предполагающее интегрированное изучение географии. Содержание, отводимое на изучение природной составляющей, постепенно сокращается, в учебниках увеличивается материал по комплексному описанию материков, стран и т. д. По мнению доцента кафедры методики преподавания географии МПГУ, к. пед. н., доцента А. А. Летягина, познавательный интерес к географии закономерно снижается в ходе каждого года обучения [5]. Заметить и выявить эту ситуацию удалось именно при реализации страноведческого подхода. Данный вопрос заинтересовал меня как учителя, именно поэтому на базе МБОУ «СОШ № 3» городского округа Ступино Московской области в декабре 2018 года было проведено анкетирование среди 330 обучающихся (5–11 классы), которым был задан вопрос: «Что в географии Вам наиболее интересно: природа, население или хозяйство?» Школьникам разрешалось выбрать только один вариант ответа. Методическое исследование показало следующие результаты (рис.1 и рис.2).

Рис. 1. Общее соотношение ответов среди всех обучающихся

Рис. 2. Соотношение ответов среди обучающихся разных классов

На основании представленных выше данных можно сделать выводы:

1) изучение природной составляющей в целом наиболее интересно обучающимся;

2) наименее интересно обучающимся изучать хозяйство, что вполне закономерно, т. к. это — один из наименее интересных блоков школьной географии;

3) с 5-го по 9-й классы наблюдается снижение познавательного интереса к изучению природы, однако он всё равно превалирует;

4) наибольший интерес к изучению населения характерен для выпускников основной школы.

Таким образом, представленные данные указывают на факт несостоятельности применения страноведческого подхода, т. к. в большей степени обучающимся интересна физико-географическая составляющая. В связи с этим встаёт вопрос: влияет ли на снижение познавательного интереса насыщенность школьной географии социально-экономическими данными во всех курсах школьной географии? Предполагаю, что да, поскольку очевидно несоответствие потребностей обучающихся и построения логики географического образования. Стремление интегрировать географию физическую и социально-экономическую в условиях небольшого количества часов, отведённого на изучение географии, оказывает также влияет на уровень подготовки обучающихся: предметные знания и умения формируются фрагментарно по каждой из двух составляющих.

В связи с вышеобозначенными проблемами имеется ряд предложений по их устранению:

1) провести полномасштабные исследования познавательных интересов школьников в географии;

2) отказаться от страноведческого подхода в пользу классического изучения географии;

3) увеличить количество часов на изучение географии, не изменяя при этом нынешнего объёма содержания;

4) выстроить в старшей школе обучение на базовом уровне в системе общей географии (от землеведения к социально-экономической географии мира);

5) организовать систему профильного обучения географии в старшей школе в 2-х вариантах, подходящих для будущих абитуриентов тех или иных географических специальностей, — углублённые курсы физической и социально-экономической географии.

Однако, страноведческих подход всё серьёзней укореняется в российском географическом образовании, что подтверждается утверждённым федеральным перечнем учебников на 2019–2020 учебный год [1]. УМК «Классическая линия», которая позволяла бы реализовывать изучение географии от физической к социально-экономической, в него не включена. Массовое учительское сообщество, к сожалению, не участвовало в разработке данного перечня, что совершенно недопустимо, поскольку у практикующих учителей имеется довольно богатый опыт и определённое мнение в отношение тех или иных линий УМК.

Итак, география, безусловно, всегда была и будет наукой естественной и общественной. Это — одна из главных её проблем, поскольку требует от учителей, методистов, и разработчиков УМК умений выстроить обоснованную логику изучаемых объектов, явлений и т. п. Идти по пути интеграции научных направлений или же наоборот дифференциации, должен решать конкретный учитель, опираясь на опыт работы и интересы обучающихся. Ещё Н. Н. Баранский писал: «Страноведение — это купол географии; страноведение изучает всё от геологии до идеологии» [2, с. 18–51]. Невозможно не согласиться с ним. Однако применима ли эта модель в школе — вопрос, который требует обоснованного и методически проработанного ответа.

Литература:

  1. Приказ Министерства просвещения России от 28.12.2018 N 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  2. Баранский Н. Н. Научные принципы географии: Избранные труды. — М.: Мысль, 1980.
  3. Таможняя Е. А. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина; под общ. ред. Е. А. Таможней. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 321 с.
  4. Баринова И. И. Какая школа нам нужна? // География и экология в школе ХХI века. 2017. № 1. С. 3–4.
  5. Летягин А. А. Географический сектор современного российского школьного образования: от традиции к инновациям // Развитие творческого потенциала личности в процессе обучения естественно-географических дисциплин в школе и вузе: предметный и метапредметный подход / Материалы Всероссийской научно-методической конференции с Международным участием. — Отечество Казань, 2015. — С. 208–212.
Основные термины (генерируются автоматически): изучение географии, школьная география, страноведческий подход, географическое образование, география, познавательный интерес, составляющая, изучение, массовое учительское сообщество, старшая школа.

Ключевые слова

страноведение, географическое образование, естественно-научное направление, общественно-научное направление, методическое исследование

Похожие статьи

Преподавание локальной истории в рамках школьного курса и в условиях применения историко-антропологического подхода

В данной статье рассматриваются преимущества применения историко-антропологического подхода при преподавании локальной истории в рамках реализации современной Концепции преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях.

Анализ зарубежного опыта повышения экологической грамотности в контексте обучения географии

В статье рассмотрены оригинальные способы изучения экологической тематики в школьном курсе географии в некоторых зарубежных странах, проанализировано сравнение с российским экологическим просвещением.

Литературоведческий анализ в начальной школе

В статье рассматривается отличие школьного и литературоведческого анализа, делается акцент на способах их применения в начальной школе. Обращается внимание на роль сказки в формировании навыков литературоведческого анализа, изучаются основные его эта...

Актуальные проблемы преподавания права в школе

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы, возникающие в ходе преподавания права в школе. Актуальность исследования связана с постоянно меняющимся законодательством, что в современных условиях делает затруднительным полноценное обучение праву в...

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

Методика преподавания темы «Линейное уравнение» в 7-м классе

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса методики преподавания темы «Линейное уравнение» в седьмом классе. Методол...

Возможности использования исторического опыта лицейского образования в современных условиях

Статья посвящена вопросам становления и развития лицейского образования в современной России. Прослеживаются различные тенденции формирования открытости лицейского образования в сочетании с методологическим и теоретическим осмыслением фундаментальных...

Специфика и способы изучения ономастического пространства региона в школе

В рамках данной статьи обращается внимание на особенности изучения ономастического пространства региона в рамках курса основной школы. Рассмотрены теоретические предпосылки изучения ономастического пространства региона, ключевые концепции, влияющие н...

Роль и значение лабораторных практикумов в освоении физики и астрономии

В настоящей работе рассматривается роль и значение такого важного аспекта преподавания физики и астрономии в средней школе, как лабораторные практикумы, изучены проблемы организации и пути их решения.

Современные подходы к экономическому образованию школьников

В данной работе авторами рассматриваются различные современные подходы к экономическому образованию в средней школе.

Похожие статьи

Преподавание локальной истории в рамках школьного курса и в условиях применения историко-антропологического подхода

В данной статье рассматриваются преимущества применения историко-антропологического подхода при преподавании локальной истории в рамках реализации современной Концепции преподавания учебного курса «История России» в общеобразовательных организациях.

Анализ зарубежного опыта повышения экологической грамотности в контексте обучения географии

В статье рассмотрены оригинальные способы изучения экологической тематики в школьном курсе географии в некоторых зарубежных странах, проанализировано сравнение с российским экологическим просвещением.

Литературоведческий анализ в начальной школе

В статье рассматривается отличие школьного и литературоведческого анализа, делается акцент на способах их применения в начальной школе. Обращается внимание на роль сказки в формировании навыков литературоведческого анализа, изучаются основные его эта...

Актуальные проблемы преподавания права в школе

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы, возникающие в ходе преподавания права в школе. Актуальность исследования связана с постоянно меняющимся законодательством, что в современных условиях делает затруднительным полноценное обучение праву в...

Формирование логической культуры у учащихся 10–11-х классов при углубленном изучении алгебры и начал математического анализа

В этой статье рассматривается проблема развития культуры логического мышления учащихся на уроках математики. Анализируются особенности образовательного процесса, способствующие формированию этой культуры. Также обсуждается возможность применения тако...

Методика преподавания темы «Линейное уравнение» в 7-м классе

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с педагогической деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса методики преподавания темы «Линейное уравнение» в седьмом классе. Методол...

Возможности использования исторического опыта лицейского образования в современных условиях

Статья посвящена вопросам становления и развития лицейского образования в современной России. Прослеживаются различные тенденции формирования открытости лицейского образования в сочетании с методологическим и теоретическим осмыслением фундаментальных...

Специфика и способы изучения ономастического пространства региона в школе

В рамках данной статьи обращается внимание на особенности изучения ономастического пространства региона в рамках курса основной школы. Рассмотрены теоретические предпосылки изучения ономастического пространства региона, ключевые концепции, влияющие н...

Роль и значение лабораторных практикумов в освоении физики и астрономии

В настоящей работе рассматривается роль и значение такого важного аспекта преподавания физики и астрономии в средней школе, как лабораторные практикумы, изучены проблемы организации и пути их решения.

Современные подходы к экономическому образованию школьников

В данной работе авторами рассматриваются различные современные подходы к экономическому образованию в средней школе.

Задать вопрос