Возрастные возможности приобщения учащихся к искусству | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.

Дата публикации: 21.01.2019

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Нерсисян, Л. Р. Возрастные возможности приобщения учащихся к искусству / Л. Р. Нерсисян. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3881/ (дата обращения: 17.12.2024).



Художник живёт в определённой системе общественных отношений, и характер искусства его личных чувств не может не влиять на эти отношения. В работах изобразительного искусства воспроизведение реального мира логической связью переплетается у художника с имеющимися у него отношениями этого мира, с реальными оценками живописи с его стороны. Вместе с правдивым воспроизведением действительности критерием оценивания творчества становится соответствие взглядов творца и мыслей, чувств, настроений народных масс и владение ими.

Ключевые слова: мировоззрение, педагогический, художественный, эстетический, колледж, искусство, воспитание, мировоззрение.

Мировоззрение учащихся формируется всем укладом нашей жизни, но особая роль принадлежит целенаправленной активной воспитательной работе, в которой важное место занимают средства эстетического воспитания. Среди средств эстетического воспитания большое значение принадлежит искусству. Искусство, воздействуя на сознание и чувства человека и заключая в себе в концентрированном виде модельное воспроизведение действительности, позволяет оптимальным образом формировать убеждения личности через познавательную, идеологическую и эстетическую функции. Особая роль искусства в формировании мировоззрения обусловлена и тем, что оно, воздействуя на эмоциональную сферу человека, облегчает процесс формирования его убеждений и в этом смысле является весьма важным средством.

Мировоззрение личности, будучи «высшим этажом» в психологической структуре личности, при своём формировании опирается на низшие её структуры. И чем прочнее будет связь с низшими подструктурами личности, тем более устойчивыми будут её сформированные убеждения.

Формирование мировоззрения учащихся средствами искусства может осуществляться двумя путями.

Первый путь — это формирование глубоких убеждений личности на основе осознанного восприятия произведений искусства. Влияние искусства на формирование убеждений учащихся в этом случае осуществляется через взгляд художника, через восприятие произведения в единстве его содержания и формы.

Успех в формировании мировоззрения учащихся средствами искусства будет зависеть от выбора произведения, его идейной и художественной значимости, его соответствия возрасту учащихся, от особенностей воспринимающей личности.

Второй путь — это всемерное развитие творческих художественных способностей и дарований учащихся через систему различных художественных кружков. Здесь задача педагогов состоит в том, чтобы направлять творческую художественную деятельность студента колледжа на создание общезначимых и важных собственных произведений, отражающих явления и события окружающей действительности.

Названные пути осуществляются во взаимосвязи как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности учащихся.

По своему влиянию разные виды искусства образуют как бы лестницу, на следующую ступень которой нельзя подняться, минуя предыдущую. Изобразительное искусство представляется занимающим её верхнюю ступеньку, потому что, как подтверждают данные, посещаемость художественных выставок тем выше, чем активнее интерес к другим видам искусства — кино, музыке, литературе, театру. В эстетическом воспитании следует учитывать, что расширение круга любителей изобразительного искусства предполагает высокий уровень культурного и интеллектуального развития людей, который в отношении других видов искусства (например, кино) не всегда является определяющим.

Функция изобразительного искусства воспринимается нами как средство ознакомления с окружающей действительностью. В то же время она связана с возрастом и представляет собой отражение восприятия окружающей действительности, которое имеет ряд особенностей.

Активность деятельности учащихся тесно связана с художественными навыками. Изобразительная деятельность учащихся с одной стороны проявляется как объект восприятия и художественно-эстетическое явление, с другой стороны – как педагогический фактор в процессе активизации художественного образования. Изобразительное искусство, будучи фрагментом жизни художественной культуры, выступает как особая форма общественного сознания. Раскрывая генетическую основу искусства, наука указывает, что изобразительное искусство, отображая действительность в своих образах, несёт определённое содержание и даёт оценку явлениям жизни.

Художник живёт в определённой системе общественных отношений и характер искусства его личных чувств не может не влиять на эти отношения. В работах изобразительного искусства воспроизведение реального мира логической связью переплетается у художника с имеющимися у него отношениями этого мира, с реальными оценками живописи с его стороны.

Отсюда следует, что вместе с правдивым воспроизведением действительности критерием оценивания творчества становится соответствие взглядов творца и мыслей, чувств, настроений народных масс и владение ими.

Это можно наблюдать в истории развития академического изобразительного искусства на встречающихся примерах. Блестящее созвездие художников эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Дюрер и многие другие, – восстанавливая и воссоздавая академические традиции изобразительного искусства, стремились создать такое искусство, которое бы соответствовало требованиям их эпохи.

Особенно для них характерно то, что они почти все жили интересами своего времени, принимали участие в общественно-политической жизни своей страны.

В возникновении интереса к искусству одни периоды жизни существеннее других. Особенно важными представляются годы до 18-летнего возраста. У той части публики, чей интерес зародился в эти годы, посещаемость выставок теперь в среднем значительно выше и знания в области искусства гораздо обширнее. Есть все основания утверждать: «если в юности интерес к искусству не пробудился, очень мало предпосылок для появления его в более старшем возрасте» [1].

Формирование интереса к искусству в молодости выдвигает на первое место среди систем эстетического воспитания семью и колледж. Последний развивает интерес, зародившийся в семье, а кроме того, имеет возможность восполнить пробелы домашнего художественного воспитания.

Особое внимание в колледже следует уделять юношам из-за их относительно низкого интереса к искусству. Среди посетителей выставок моложе 22 лет соотношение юношей и девушек составляет 1:4. Недостаточное влечение юношей к искусству нельзя толковать только отрицательно, так как круг их интересов включает множество других, не связанных с искусством увлечений. Однако задуматься над проблемой заставляет тот факт, что в дальнейшей жизни малый интерес к культуре у части мужчин обусловлен главным образом их общей социальной пассивностью. Это выражается в отсутствии любимых увлечений, малом интересе к общественной деятельности, к работе по своей специальности и самоусовершенствованию. Время в основном посвящается развлечениям, телевидению, компьютеру и т.д. Следовательно, формирование гармоничного общественно активного человека предполагает обязательно и определённый уровень культурной заинтересованности [2]. Поэтому необходимо в случае, если в семье интерес к искусству не зародился, чтобы толчок к его появлению дал колледж. Для укрепления связи между искусством и зрителем важно знать, от чего в первую очередь зависит развитие интереса к искусству. Данные исследования показали, что это повышение образовательного уровня, особенно же — уровня знаний в области искусства. Результаты указывают на необходимость более эффективной работы курсов по истории искусства и эстетике в колледжах.

При отсутствии основ знаний, нужных для понимания искусства, посещений выставок с экскурсиями не всегда достаточно для возникновения глубокого интереса к искусству.

Одно из эффективнейших средств пробуждения интереса к искусству — это обладание практическими навыками художественного творчества. По данным исследования, те, кто когда-либо, пусть только в раннем детстве рисовал, вырезал по дереву или писал маслом, составляют группу наиболее активных посетителей выставок.

Поэтому задача колледжа заключается в том, чтобы найти формы для непосредственного приобщения учащихся к художественному творчеству, при этом не следует ограничиваться одним курсом рисования на внеурочных занятиях.

Ошибочная практика привлекать к занятиям по художественному творчеству только одаренных подростков, оставляя без внимания учащихся со слабо выраженными способностями. Художественное воспитание в колледже означает не только овладение навыками рисования, оно также подчиняется более общей задаче искусства — развитию всестороннего человека.

В молодости вырабатываются критерии оценки произведения искусства. При этом важно, чтобы не укоренились неверные знания. Данные подтверждают, что наиболее типичной ошибкой при восприятии произведения искусства является понимание изображения как реального, требование обязательно точной передачи натуры, копирования [3]. В колледже на уроках искусствоведения молодёжь должна учиться смотреть и ценить искусство, потому что неверные первоначальные представления в дальнейшем только усугубляются. И перед педагогами стоит задача — целеустремленное руководство, помощь при общении учащихся с искусством, организация творческой работы в области искусства. В этом случае средства эстетического воспитания помогут быстрейшему формированию личности с педагогическими убеждениями, с актуальным мировоззрением.

Литература:

  1. Касьян А. А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. 1998.-2,17–22с
  2. Котикова С. Ш. Эстетическое воспитание старшеклассников: учеб. метод. пособие.- Мы.: Ушверскгэцкое,1999.-157с
  3. Evans G. W. Euvronetal cdgmition/Ps Ycbol Bslc.1980 w. 88p. 201–228
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, искусство, эстетическое воспитание, вид искусства, интерес, область искусства, окружающая действительность, художественное творчество, логическая связь, малый интерес.

Похожие статьи

Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития в ДОУ

Неоднократно доказано, что дошкольный возраст — это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе оз...

Особенности художественной деятельности музыканта-исполнителя

Современные данные социально-психологической науки позволяют снять налет таинственности с таких понятий, как «магия» исполнителя, «флюиды», «биотоки». Все эти явления «непостижимого магнетизма», «гипнотической силы» публичной формы общения можно объя...

Изучение в качественном аспекте различий восприятия мультипликационных фильмов на разных этапах социализации личности

Социализация личности является специфической формой, присвоения ею, тех общественных отношений, существующих во всех сферах общественной жизни. Основой социализации является освоение индивидом языка социальной общности, мышления, форм рациональности ...

Духовно-нравственное воспитание школьников в практике учителя-словесника

В статье представлена принципиальная позиция учителя-практика в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников. В руках учителя-словесника бесценный опыт человечества. Именно литература и искусство, создавая нравственно-психологический идеал, с...

Личностные и психоэмоциональные особенности людей творческих профессий

Феномен творчества долгое время ускользал от точного психологического эксперимента, так как реальная жизненная ситуация не укладывалась в его рамки, всегда ограниченные заданной деятельностью, заданной целью. Для понимания творчества в целом необход...

Нравственное воспитание младших школьников как составляющая учебно-воспитательного процесса

Основной составляющей развития и формирования личности является нравственное воспитание. Оно подразумевает формирование нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения и нравственных чувств. Это является основой и стимулом проявления нрав...

Проблемы взаимодействия культуры и духовности личности в процессе образования

Проблема развития личности школьника в процессе образования всегда была актуальна, такой остается и сейчас. На разных уровнях обучения существуют определенные специфические задачи, требующие реализации в учебном процессе. Для педагога очень важно ос...

Роль педагогического мастерства в изучении хирургической стоматологии

Совместимость в процессе общения педагога со студентами базируется на принципах взаимной доброжелательности, принципиальности и ответственности. В общении педагог должен обязательно обогащать студентов интеллектуально, морально, эстетично. Конечно, п...

Индивидуализация обучения как средство развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи

Индивидуализация обучения на уроках технологии порождает развитие самостоятельности учащихся, умение решать творческие задачи, что способствует созданию красивых вещей. Создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основывается на мастер...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изодеятельности

Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторо...

Похожие статьи

Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития в ДОУ

Неоднократно доказано, что дошкольный возраст — это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе оз...

Особенности художественной деятельности музыканта-исполнителя

Современные данные социально-психологической науки позволяют снять налет таинственности с таких понятий, как «магия» исполнителя, «флюиды», «биотоки». Все эти явления «непостижимого магнетизма», «гипнотической силы» публичной формы общения можно объя...

Изучение в качественном аспекте различий восприятия мультипликационных фильмов на разных этапах социализации личности

Социализация личности является специфической формой, присвоения ею, тех общественных отношений, существующих во всех сферах общественной жизни. Основой социализации является освоение индивидом языка социальной общности, мышления, форм рациональности ...

Духовно-нравственное воспитание школьников в практике учителя-словесника

В статье представлена принципиальная позиция учителя-практика в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников. В руках учителя-словесника бесценный опыт человечества. Именно литература и искусство, создавая нравственно-психологический идеал, с...

Личностные и психоэмоциональные особенности людей творческих профессий

Феномен творчества долгое время ускользал от точного психологического эксперимента, так как реальная жизненная ситуация не укладывалась в его рамки, всегда ограниченные заданной деятельностью, заданной целью. Для понимания творчества в целом необход...

Нравственное воспитание младших школьников как составляющая учебно-воспитательного процесса

Основной составляющей развития и формирования личности является нравственное воспитание. Оно подразумевает формирование нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения и нравственных чувств. Это является основой и стимулом проявления нрав...

Проблемы взаимодействия культуры и духовности личности в процессе образования

Проблема развития личности школьника в процессе образования всегда была актуальна, такой остается и сейчас. На разных уровнях обучения существуют определенные специфические задачи, требующие реализации в учебном процессе. Для педагога очень важно ос...

Роль педагогического мастерства в изучении хирургической стоматологии

Совместимость в процессе общения педагога со студентами базируется на принципах взаимной доброжелательности, принципиальности и ответственности. В общении педагог должен обязательно обогащать студентов интеллектуально, морально, эстетично. Конечно, п...

Индивидуализация обучения как средство развития самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи

Индивидуализация обучения на уроках технологии порождает развитие самостоятельности учащихся, умение решать творческие задачи, что способствует созданию красивых вещей. Создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основывается на мастер...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изодеятельности

Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторо...

Задать вопрос