Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования метапредметных умений на уроках технологии | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.

Дата публикации: 16.01.2019

Статья просмотрена: 1785 раз

Библиографическое описание:

Бухтоярова, Н. А. Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования метапредметных умений на уроках технологии / Н. А. Бухтоярова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3878/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: цифровой образовательный ресурс, предметная область «Технология», проектная деятельность, совершенствование метапредметных умений.

Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС общего образования, — это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной учебной деятельности, позволяющей в решении конкретных познавательных личностно значимых задач.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального, основного и среднего уровней является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования течение всей жизни.

Предметные результаты трактуются как предметная терминология, научные представления о ключевых теориях, понятия, специфические умения для данной предметной области, виды деятельности.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), как способность учебной, познавательной деятельности.

Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

– развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

– активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

– совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

– формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

– формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности. [3, с. 19]

Более детально рассматривая формирование метапредметных умений на уроках технологии следует заметить, что приоритет отдаётся совершенствованию умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности, с применением информационно-коммуникативных технологий.

Использование в образовательном процессе компьютерных технологий, создаёт благоприятные условия для развития личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, внедрением новых подходов к обучению.

Использование цифровых образовательных ресурсов в качестве одного из основных направлений информатизации российского образования определено как приоритет. Цифровой образовательный ресурс — это информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. Цифровой образовательный ресурс может быть представлен на любом электронном носителе, а также размещён в сети интернет. Важно отметить, что цифровые образовательные ресурсы не могут быть сведены к бумажному варианту, так как при этом теряются его дидактические свойства. В связи с этим необходимы новые подходы к организации обучения и воспитания. В образовательную практику педагогов прочно вошли компьютерные и коммуникационные технологии. Ученики лучше идут на контакт, если видят в педагоге грамотного, современного человека, умеющего использовать прогрессивные технологии.

При организации образовательной деятельности цифровые образовательные ресурсы позволяют педагогу:

– организовать разнообразные формы деятельности обучающихся;

– применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий;

– представлять информацию ярко, заметно, контрастно за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа систем;

– управлять деятельностью обучающихся адекватно интеллектуальному уровню конкретного ребенка, уровню его знаний, умений, навыков, интересов, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств;

– создать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной деятельности обучающихся, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

– создать основу для постоянного и оперативного общения педагогов, учащихся и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения.

Педагогика в глобальном информационном обществе приобретает черты науки, интегрирующей опыт разных стран и формирующей новые общие представления о законах развития поколения детей цифровой эпохи с одной стороны, но также предоставляя невиданные ранее возможности бережного сохранения культурных и образовательных традиций народов с другой. Познакомившись с новшествами, предлагаемыми на вебинарах площадки «Российский учебник» я стала руководствоваться некоторыми принципами, освещёнными в выступлении «Современные тенденции развития образования» президентом Института мобильных образовательных систем, д.п.н., членом-корреспондентом РАО Александром Кондаковым [1]. Например, такими как, массовое открытое совместное обучение, перевёрнутый класс, BYOD (принеси своё устройство), событийное образование, Бриколаж.

BYOD (принеси своё устройство) Bringyourowndevices — это принцип, при котором на уроке активно используются смартфоны, ноутбуки, планшеты и все те устройства, которые уже есть у самих учеников.

Массовое открытое обучение — это сетевое коллегиальное обучение. Совместная коллективная деятельность.

Перевёрнутый класс, так называют метод обучения, при котором вся теоретическая и лекционная программа изучается дома, а в классе с учителем подробно разбираются задания и упражнения по теме для закрепления программного материала.

Событийное образование подразумевает организацию таких мероприятий, образовательных фестивалей и праздников, которые создают яркую эмоциональную атмосферу учения, позволяющую помнить материал всю жизнь и мотивировать обучающихся на познание.

И, пожалуй, самый любопытный принцип, Бриколаж в образовании — это использование для учёбы всего, что угодно, кроме специально созданных инструментов вроде учебников.

Перечисленные выше принципы я использую в моей педагогической практике. При изучении темы «Технология обработки конструкционных материалов», я прошу обучающихся использовать собственные смартфоны, ноутбуки, планшеты для выхода в Интернет. Ученики 7 класса делятся на группы, каждая из них получает свое задание (название материала, свойства материала, особенности обработки, применение). При этом каждый ученик имеет возможность индивидуальной работы в сети интернет, что позволяет повысить самостоятельность в поиске необходимого материала по теме, умение обработать найденный материал, а затем представить его в своей группе. В ходе парной и групповой работы весь материал обучающиеся собирают в единую тему и делают презентацию в программе MS Power Point или видеофильм в программе Movie Maker. Данный вид деятельности формирует у обучающихся самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, выраженную в метапредметных умениях: поиска информации, планирования своей деятельности, коммуникации.

К плюсам BYOD метода также можно отнести возможность активно принимать участие в онлайн — олимпиадах, конкурсах. Ребята с интересом относятся к данной форме деятельности активно и успешно участвуют в международных олимпиадах Учи.ру., Оlimpiada.ru., УрФУ для школьников «Изумруд», «Высшая проба» и др.

Использование ИКТ-технологий на уроках позволило создать медиатеку дидактических игр по курсу технологии на площадках популярных сервисов — LearningApps.org и Umaigra. Оба сервиса русскоязычные, имеют дружелюбный интерфейс, простую регистрацию, а самое главное, огромное количество разнообразных шаблонов для создания интерактивных игр: кроссворды, викторины, пазлы и т. д. В шаблоны легко встраивается любое содержание — текст, картинки, аудио, видео. Создание упражнения в данных сервисах не вызывает никаких трудностей, не требует установки дополнительных программ, не требует значительного времени. Часть дидактических игр для медиатеки были созданы обучающимися самостоятельно и представлены в рамках предметной недели естественных наук в школе.

В современном мире невозможно представить проведение воспитательных и учебных мероприятий без мультимедийных технологий. Все мероприятия, на которых удается использовать мультимедийный проектор, музыку проходят на высоком уровне и очень нравятся детям. Главное при подготовке — организовать найденный материал: сделать наглядным, понятным, интересным.

Учитель технологии постоянно встречается с трудностью объяснения ученикам различных сложных процессов: заквашивание и сквашивание молока, тепловая обработка и гомогенизация и т. п. Я использую принцип Бриколажа показывая видео с ускоренной или замедленной, поэтапной съёмкой процессов. Визуализация позволяет разобраться в этапах процесса и понять его суть. Видео или 3D-визуализация позволяют сделать программой материал максимально привлекательным и посещённым, что не всегда позволяет слайдовая презентация.

Хотелось бы остановиться еще на одном принципе организации образовательной деятельности «Массовое открытое совместное обучение», и непосредственно форме работы, которую активно использую в процессе обучения — квест. Квест-технология (анг. quest — поиск) разработана профессором Университета Сан-Диего (США) Берни Доджем в 1995 году как способ организации игоревой, поисковой деятельности в учебном процессе [2, с. 25]. Сначала квест-игры разрабатывала и организовывала сама, потом для проведения подключила ребят 10–11 классов, сейчас идеи для игр подают сами дети. Квест- игры я использую на уроках, например, «Моделирование швейных изделий», «Профессия кондитер». Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Живые квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Использование квестов способствовали уйти от надоевшей классно-урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства.

Важной, с точки зрения потребностей образования, особенностью многих существующих цифровых образовательных ресурсов является интерактивность, а использование их на уроках позволяет: визуализировать информацию, моделировать и имитировать процессы и явления, индивидуализировать и дифференцировать процесс организации образовательной деятельности, осуществлять контроль с диагностикой ошибок, организовывать самоконтроль и самокоррекцию освоения программного материала обучающимися, усиливать мотивацию обучения, формировать культуру познавательной деятельности.

Метапредметные умения сформированные на уроках технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов дают возможность ученикам применять навыки познания в любой предметной области, решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний без конкретизации учебных предметов.

Литература:

  1. Кондаков А. Современные тенденции развития образования. http://present5.com/sovremennye-tendencii-razvitiya-obrazovaniya-aleksandr-kondakov-prezident-ooo/
  2. Тымко, О. З. Технология «веб-квест» на основе сервисов Веб 2.0 / О. З. Тымко // Справочник заместителя директора школы. — 2015. — № 6.
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Основные термины (генерируются автоматически): BYOD, обучающийся, предметная область, образовательная деятельность, проектная деятельность, цифровой образовательный ресурс, вид деятельности, познавательная деятельность, программный материал, событийное образование.

Ключевые слова

проектная деятельность, цифровой образовательный ресурс, предметная область «Технология», совершенствование метапредметных умений

Похожие статьи

Внедрение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения истории

Формирование представлений младших школьников об инженерной профессии как прорывная стратегия развития технического образования Хабаровского края

Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной професс...

Формирование коммуникативных умений на уроках математики

Реализация инновационных технологий в процессе подготовки будущих преподавателей профессионального образования

Рассмотрены вопросы реализации инновационных технологий при подготовки будущих преподавателей профессионального образования. Приведены теоретические результаты и рассмотрен пример электронного обучающего тренажера.

Апгрейд информационных компетенций педагогов

В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельнос...

Формирование цифровых компетенций через организацию самостоятельной деятельности обучающихся посредством внедрения кейс-технологий

Статья посвящена вопросу практического применения кейс-технологий для формирования цифровых компетенций. Представлен алгоритм выполнения кейс-задач.

Сетевые проекты как средство неформального повышения квалификации педагога

Использование интернета в проектной деятельности при обучении чтению на английском языке как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и трудности при подготовке будущих выпускников при обучении чтению на уроках английского языка и правильному использованию новых информационных технологий.

К вопросу о модернизации учебных технологий в вузе

В данной статье рассматриваются вопросы применения и модернизации новых педагогических, информационных технологий и инноваций в реализация целей учебного процесса и развития личности в вузе. Даны сведения о формах и методах интеллектуально-технологич...

Электронный банк методических материалов: оформление и аккумулирование

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Модернизация дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации». Описан созданный информационный банк электронных методич...

Похожие статьи

Внедрение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения истории

Формирование представлений младших школьников об инженерной профессии как прорывная стратегия развития технического образования Хабаровского края

Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной професс...

Формирование коммуникативных умений на уроках математики

Реализация инновационных технологий в процессе подготовки будущих преподавателей профессионального образования

Рассмотрены вопросы реализации инновационных технологий при подготовки будущих преподавателей профессионального образования. Приведены теоретические результаты и рассмотрен пример электронного обучающего тренажера.

Апгрейд информационных компетенций педагогов

В данной статье авторы пошагово описывают процесс внедрения цифровых сервисов в профессиональную деятельность педагогов с последующим формированием информационных компетенций, актуальных в эпоху трансформации образования. Результатом такой деятельнос...

Формирование цифровых компетенций через организацию самостоятельной деятельности обучающихся посредством внедрения кейс-технологий

Статья посвящена вопросу практического применения кейс-технологий для формирования цифровых компетенций. Представлен алгоритм выполнения кейс-задач.

Сетевые проекты как средство неформального повышения квалификации педагога

Использование интернета в проектной деятельности при обучении чтению на английском языке как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и трудности при подготовке будущих выпускников при обучении чтению на уроках английского языка и правильному использованию новых информационных технологий.

К вопросу о модернизации учебных технологий в вузе

В данной статье рассматриваются вопросы применения и модернизации новых педагогических, информационных технологий и инноваций в реализация целей учебного процесса и развития личности в вузе. Даны сведения о формах и методах интеллектуально-технологич...

Электронный банк методических материалов: оформление и аккумулирование

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Модернизация дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации». Описан созданный информационный банк электронных методич...

Задать вопрос