Ключевые слова: цифровой образовательный ресурс, предметная область «Технология», проектная деятельность, совершенствование метапредметных умений.
Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС общего образования, — это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной учебной деятельности, позволяющей в решении конкретных познавательных личностно значимых задач.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального, основного и среднего уровней является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования течение всей жизни.
Предметные результаты трактуются как предметная терминология, научные представления о ключевых теориях, понятия, специфические умения для данной предметной области, виды деятельности.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), как способность учебной, познавательной деятельности.
Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
– развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
– активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
– совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
– формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности. [3, с. 19]
Более детально рассматривая формирование метапредметных умений на уроках технологии следует заметить, что приоритет отдаётся совершенствованию умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности, с применением информационно-коммуникативных технологий.
Использование в образовательном процессе компьютерных технологий, создаёт благоприятные условия для развития личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, внедрением новых подходов к обучению.
Использование цифровых образовательных ресурсов в качестве одного из основных направлений информатизации российского образования определено как приоритет. Цифровой образовательный ресурс — это информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. Цифровой образовательный ресурс может быть представлен на любом электронном носителе, а также размещён в сети интернет. Важно отметить, что цифровые образовательные ресурсы не могут быть сведены к бумажному варианту, так как при этом теряются его дидактические свойства. В связи с этим необходимы новые подходы к организации обучения и воспитания. В образовательную практику педагогов прочно вошли компьютерные и коммуникационные технологии. Ученики лучше идут на контакт, если видят в педагоге грамотного, современного человека, умеющего использовать прогрессивные технологии.
При организации образовательной деятельности цифровые образовательные ресурсы позволяют педагогу:
– организовать разнообразные формы деятельности обучающихся;
– применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий;
– представлять информацию ярко, заметно, контрастно за счет использования возможностей технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа систем;
– управлять деятельностью обучающихся адекватно интеллектуальному уровню конкретного ребенка, уровню его знаний, умений, навыков, интересов, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств;
– создать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной деятельности обучающихся, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;
– создать основу для постоянного и оперативного общения педагогов, учащихся и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения.
Педагогика в глобальном информационном обществе приобретает черты науки, интегрирующей опыт разных стран и формирующей новые общие представления о законах развития поколения детей цифровой эпохи с одной стороны, но также предоставляя невиданные ранее возможности бережного сохранения культурных и образовательных традиций народов с другой. Познакомившись с новшествами, предлагаемыми на вебинарах площадки «Российский учебник» я стала руководствоваться некоторыми принципами, освещёнными в выступлении «Современные тенденции развития образования» президентом Института мобильных образовательных систем, д.п.н., членом-корреспондентом РАО Александром Кондаковым [1]. Например, такими как, массовое открытое совместное обучение, перевёрнутый класс, BYOD (принеси своё устройство), событийное образование, Бриколаж.
BYOD (принеси своё устройство) Bringyourowndevices — это принцип, при котором на уроке активно используются смартфоны, ноутбуки, планшеты и все те устройства, которые уже есть у самих учеников.
Массовое открытое обучение — это сетевое коллегиальное обучение. Совместная коллективная деятельность.
Перевёрнутый класс, так называют метод обучения, при котором вся теоретическая и лекционная программа изучается дома, а в классе с учителем подробно разбираются задания и упражнения по теме для закрепления программного материала.
Событийное образование подразумевает организацию таких мероприятий, образовательных фестивалей и праздников, которые создают яркую эмоциональную атмосферу учения, позволяющую помнить материал всю жизнь и мотивировать обучающихся на познание.
И, пожалуй, самый любопытный принцип, Бриколаж в образовании — это использование для учёбы всего, что угодно, кроме специально созданных инструментов вроде учебников.
Перечисленные выше принципы я использую в моей педагогической практике. При изучении темы «Технология обработки конструкционных материалов», я прошу обучающихся использовать собственные смартфоны, ноутбуки, планшеты для выхода в Интернет. Ученики 7 класса делятся на группы, каждая из них получает свое задание (название материала, свойства материала, особенности обработки, применение). При этом каждый ученик имеет возможность индивидуальной работы в сети интернет, что позволяет повысить самостоятельность в поиске необходимого материала по теме, умение обработать найденный материал, а затем представить его в своей группе. В ходе парной и групповой работы весь материал обучающиеся собирают в единую тему и делают презентацию в программе MS Power Point или видеофильм в программе Movie Maker. Данный вид деятельности формирует у обучающихся самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, выраженную в метапредметных умениях: поиска информации, планирования своей деятельности, коммуникации.
К плюсам BYOD метода также можно отнести возможность активно принимать участие в онлайн — олимпиадах, конкурсах. Ребята с интересом относятся к данной форме деятельности активно и успешно участвуют в международных олимпиадах Учи.ру., Оlimpiada.ru., УрФУ для школьников «Изумруд», «Высшая проба» и др.
Использование ИКТ-технологий на уроках позволило создать медиатеку дидактических игр по курсу технологии на площадках популярных сервисов — LearningApps.org и Umaigra. Оба сервиса русскоязычные, имеют дружелюбный интерфейс, простую регистрацию, а самое главное, огромное количество разнообразных шаблонов для создания интерактивных игр: кроссворды, викторины, пазлы и т. д. В шаблоны легко встраивается любое содержание — текст, картинки, аудио, видео. Создание упражнения в данных сервисах не вызывает никаких трудностей, не требует установки дополнительных программ, не требует значительного времени. Часть дидактических игр для медиатеки были созданы обучающимися самостоятельно и представлены в рамках предметной недели естественных наук в школе.
В современном мире невозможно представить проведение воспитательных и учебных мероприятий без мультимедийных технологий. Все мероприятия, на которых удается использовать мультимедийный проектор, музыку проходят на высоком уровне и очень нравятся детям. Главное при подготовке — организовать найденный материал: сделать наглядным, понятным, интересным.
Учитель технологии постоянно встречается с трудностью объяснения ученикам различных сложных процессов: заквашивание и сквашивание молока, тепловая обработка и гомогенизация и т. п. Я использую принцип Бриколажа показывая видео с ускоренной или замедленной, поэтапной съёмкой процессов. Визуализация позволяет разобраться в этапах процесса и понять его суть. Видео или 3D-визуализация позволяют сделать программой материал максимально привлекательным и посещённым, что не всегда позволяет слайдовая презентация.
Хотелось бы остановиться еще на одном принципе организации образовательной деятельности «Массовое открытое совместное обучение», и непосредственно форме работы, которую активно использую в процессе обучения — квест. Квест-технология (анг. quest — поиск) разработана профессором Университета Сан-Диего (США) Берни Доджем в 1995 году как способ организации игоревой, поисковой деятельности в учебном процессе [2, с. 25]. Сначала квест-игры разрабатывала и организовывала сама, потом для проведения подключила ребят 10–11 классов, сейчас идеи для игр подают сами дети. Квест- игры я использую на уроках, например, «Моделирование швейных изделий», «Профессия кондитер». Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Живые квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Использование квестов способствовали уйти от надоевшей классно-урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства.
Важной, с точки зрения потребностей образования, особенностью многих существующих цифровых образовательных ресурсов является интерактивность, а использование их на уроках позволяет: визуализировать информацию, моделировать и имитировать процессы и явления, индивидуализировать и дифференцировать процесс организации образовательной деятельности, осуществлять контроль с диагностикой ошибок, организовывать самоконтроль и самокоррекцию освоения программного материала обучающимися, усиливать мотивацию обучения, формировать культуру познавательной деятельности.
Метапредметные умения сформированные на уроках технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов дают возможность ученикам применять навыки познания в любой предметной области, решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний без конкретизации учебных предметов.
Литература:
- Кондаков А. Современные тенденции развития образования. http://present5.com/sovremennye-tendencii-razvitiya-obrazovaniya-aleksandr-kondakov-prezident-ooo/
- Тымко, О. З. Технология «веб-квест» на основе сервисов Веб 2.0 / О. З. Тымко // Справочник заместителя директора школы. — 2015. — № 6.
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».