В статье рассматриваются вопросы анализа организации психофизиологических исследований учащихся во внеурочной деятельности при изучении биологии 8 класса. В результате проведенного исследования выявлены рабочие программы школьных кружков по биологии физиологической направленности.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, основная образовательная программа основного общего образования, рабочая программа, психофизиологические исследования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В требованиях к структуре основной образовательной программы основного общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное; физкультурно-спортивное и оздоровительное; социальное; общеинтеллектуальное и общекультурное [4].
В рамках нашего исследования на тему «Изучение психофизиологических показателей учащейся молодёжи 14 – 18 лет и их использование при организации внеурочной деятельности в 8 классе» было проанализировано 33 Интернет-источника по интересующей нас проблеме. Это были авторские рабочие программы и разработки программ внеурочной деятельности. Анализ этих источников позволил установить, что только три из них имеют относительную физиологическую направленность [2-3, 5].
Первый имеет название «Предпрофильный курс «Биология на службе медицины». Он разработан для учащихся 9 класса, включает в себя более глубокое и расширенное по сравнению с учебной программой содержание по анатомии и физиологии человека. Содержание рабочей программы направлено на выработку у учащихся положительных социальных качеств личности: уверенности в себе, определении своего профессионального пути, выносливости, самообладания, желания укрепить свое здоровье, рационально использовать природный потенциал своего организма [2].
Второй источник называется «Школьный кружок по физиологии человека и животных» [5]. Программа данного кружка рассчитана для учащихся 9-11 классов. Содержание кружка включает в себя теоретические и практические аспекты изучения предлагаемых тем.
Третий источник – Рабочая программа факультатива «Формула правильного питания» [3], разработанная для учащихся 7 класса. Целью данного курса является формирование у школьников представлений о необходимости заботы о своём здоровье, и, в первую очередь, важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Остальные Интернет-источники в подавляющем случае имеют либо общебиологическую направленность, либо ботаническую и экологическую. Мы не обнаружили ни одной рабочей программы курса психофизиологической направленности.
Поэтому мы задались целью разработки авторской рабочей программы кружка «Познай себя», которая рассчитана для учащихся 8 класса позволяет расширить знания по анатомии человека, возрастной физиологии и психофизиологии. Программа рассчитана на 34 часа, и включает в себя теоретические и лабораторные блоки содержания. В программе нами рассматриваются механизмы психофизиологических и физиологических процессов, методики антропометрических исследований физического развития человека, нарушений в возрастном развитии опорно-двигательного аппарата, обмена веществ; развитие сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы; методики изучения функциональной асимметрии человека, индивидуальных особенностей – ощущения, восприятия, внимания, памяти, оценки состояния здоровья.
Ученикам нужно и важно изучать себя, познавать особенности жизнедеятельности собственного организма, процессы и механизмы, протекающие в нем, разбираться в физиологических механизмах, обеспечивающих реализацию психических процессов и явлений. Особенно важно, по нашему мнению, наблюдение за развитием своего организма в переломный этап или критический период, в течение которого происходят преобразования каких-либо функций, гормональные перестройки, приводящие к морфофизиологическому и психофизиологическому переформированию организма, что свойственно ученикам, изучающим раздел «Человек». Именно поэтому мы и усилили в нашей программе эту практикоориентированную направленность в изучении собственного организма [1].
Литература:
- Опарина С. А. Использование некоторых элементов мультимедиа технологий на внеклассных занятиях по биологии (школьный курс, 8 класс) / Опарина С. А., Жиженина Л. М., Клокова Т. Б. // Молодой ученый. – 2016. – № 25 (129). – С. 569-571.
- Предпрофильный курс "Биология на службе медицины" – 2014. [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: http://pedsovet.su/load/88-1-0-44472дата обращения 16. 05. 2017
- Рабочая программа факультатива "Формула правильного питания" – 2013. [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: http://www.uchportal.ru/load/77-1-0-43727 дата обращения 16. 05. 2017
- Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.
- Школьный кружок по физиологии человека и животных – 2009. [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: http://www.bio.msu.ru/doc/index.php?ID=309 дата обращения 16. 05. 2017