Анализ компонентной структуры информационной компетентности будущих менеджеров | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Донев, Д. Д. Анализ компонентной структуры информационной компетентности будущих менеджеров / Д. Д. Донев. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2298/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье представлен сравнительный анализ структурных компонентов информационной компетентности будущих менеджеров. Раскрыта содержательная составляющая структурных компонентов информационной компетентности менеджеров.

Ключевые слова: информационная компетентность, менеджер, компоненты, профессиональное образование

Профессиональная деятельность менеджера в настоящее время имеет социально направленные ориентиры, раскрывающие его личностные характеристики. Образовательный процесс является составляющей частью социализации студентов, в ходе которой формируются профессиональные качества деловой личности, стремление к повышению эффективности в деятельности, качества личности будущего специалиста. На основании этого, при формировании компетентности будущего профессионала-менеджера в этих условиях необходимо учитывать особенности развития его личности.

Быков С. А., Гнездилова Н. А. информационную компетентность специалиста-менеджера характеризуют как открытую, динамическую, самоорганизующуюся информационную систему, обладающую относительной самостоятельностью и являющуюся подсистемой информационного общества, способную в определённых условиях к саморазвитию и самообновлению [3, с. 214].

Семёнов А. Л. под информационной компетентностью понимает новую грамотность, включающую способность к активной самостоятельной обработке информации, принятие новых решений в непредвиденных ситуациях с применением технологических средств [12, с. 3].

Зайцева О. Б. рассматривает «информационную компетентность» в качестве сложного индивидуально-психологического образования на базе интеграции теоретических знаний, практических умений в сфере новых технологий и определённых личностных качеств [7].

Кизик O. A. считает, что информационная компетентность содержит:

– способность личности к обработке и самостоятельному поиску информации, которая необходима для эффективного выполнения профессиональных задач;

– способность личности к сотрудничеству и групповой деятельности с помощью современных информационно-коммуникационных технологий для достижения целей, имеющих профессиональную значимость;

– готовность личности к саморазвитию в области информационных технологий с целью систематического повышения квалификации и собственной реализации в профессиональной сфере [10, с. 24].

Опираясь на анализ работ Савельевой С. В., Ложаковой Е. А., Евладовой Н. В. и др., Карпеченко А. С. обозначила следующие составляющие структуру модели процесса формирования у менеджера информационной компетентности компоненты:

  1. Мотивационно-целевой, обеспечивающий общность целей и задач обучения и учитывающий уровень образования, понимание будущими менеджерами сути процессов получения, оценивания и использования информации в управлении, а также осознание необходимости постоянного совершенствования своей компетентности в этой области. Характеристиками этого компонента являются: определённость цели обучения, которая предполагает формирование у студентов информационной компетентности как совокупности знаний, умений, навыков, информационного поведения и мировоззрения, являющихся необходимыми для самообразования, а также успешной реализации управленческой деятельности; нацеленность на самообучение и саморазвитие информационной компетентности; стойкая мотивация к совершенствованию информационной компетентности; присутствие информационных потребностей и суждения об информационной деятельности как важнейшей части жизни в информационном обществе. Автор подчёркивает, что мотивационно-целевой компонент обуславливает наполнение таких компонентов, как процессуальный и рефлексивно-оценочный.
  2. Процессуальный компонент, который определяет условия, формы и методы успешного формирования и развития у менеджера информационной компетентности. По мнению автора с целью формирования и развития информационной компетентности необходимы типы обучения, способные моделировать и воспроизводить в сфере профессионального образования профессиональную деятельность. Основными методами выступают активные методы, играющие ключевую роль в методике деятельностного обучения: лекции интерактивного характера, лабораторные занятия, ситуационные и деловые игры, направленные на моделирование профессиональной деятельности будущих менеджеров в условиях профессионального образования [9].

Даньшина Е. В. в качестве оптимальной технологии формирования информационной компетентности обозначает технологии обучения в сотрудничестве, в частности Learning Together (учимся вместе), Jigsaw (пила), Student Team Learning (обучение в команде), исследовательская работа учащихся в микрогруппах. Вместе с тем, автор в структуре понятия «информационная компетентность» обозначает следующие компоненты:

1) когнитивный, рассматривающий процессы обработки информации на основании анализа входной информации, её формализации, обобщения, сравнения и синтеза с существующими базами знаний, формирования вариантов применения информации и прогнозирования возможных последствий решения проблемы, создания и использования новой информации во взаимодействии с уже имеющимися базами знаний, организация хранения информации в долгосрочной памяти;

2) ценностно-мотивационный, содержащий создание условий, обеспечивающих вхождение личности в мир ценностей, способствующих выбору значимых ценностных ориентаций; определяющий степень мотивационных побуждений, которые существенно влияют на отношение к жизни в целом и к работе в частности;

3) технико-технологический, отражающий знания о свойствах технических средств информационных технологий, применяемых для поиска, обработки и хранения информации, а также прогнозирование и разработку допустимых технологических этапов обработки разнородных информационных потоков; технологические умения и навыки работы с информацией;

4) коммуникативный, содержащий знание, понимание и использование языков и других разновидностей знаковых систем, коммуникационных технических средств с целью передачи информации с применением различных способов и форм общения;

5) рефлексивный, отражающий понимание своего уровня саморегуляции личности, при котором функция самосознания заключена в самоуправлении поведением, а также в расширении самосознания, самореализации [4, с. 348].

Аниськин В. Н. и Замара Е. В. в составе информационной компетентности выделяют следующие компоненты:

1) когнитивный, включающий совокупность приобретенных знаний для творческого решения профессиональных задач;

2) деятельностно-творческий, направленный на формирование и развитие у студентов различных способов деятельности для самореализации в профессиональной деятельности;

3) личностный, отражающий личностные качества субъекта, реализующий социальный заказ «быть личностью», а также мотивы и потребности;

4) аксиологический, обеспечивающий условия, способствующие вхождению студентов в мир ценностей, помогающий в выборе ценностных ориентаций, имеющих наибольшее значение [1, с. 1029].

Доброва Л. В. в описанной ею модели формирования информационной компетентности обучающихся в техническом вузе выделяет такие компоненты, как:

– целевой, содержащий социальный заказ общества, цель и задачи;

– содержательный, включающий основные аспекты содержания обучения;

– функциональный, ориентированный на проектирование, мотивацию, организацию, коммуникацию и контроль;

– оценочный, определяющий уровневую характеристику информационной компетентности обучающихся в техническом вузе (первоначальный, алгоритмический, эвристический, креативный) и критерии её сформированности;

– организационный, наполненный методами, средствами и формами активного обучения [6, с. 59]

Паршукова Г. Б. считает, что информационная компетентность включает содержание и уровень удовлетворения личностных информационных потребностей; знание методов и закономерностей поиска, обработки, хранения и передачи информации; умение использовать их в разнообразных сферах деятельности [13, с. 45].

Тришина C. B. предлагает к рассмотрению структуру информационной компетентности, обозначая компоненты:

– когнитивный компонент, отражающий обработку информации на базе микрокогнитивных актов, таких как анализ входящей информации, формализация, сравнение с существующими базами знаний, разработку вариантов использования информации, а также прогнозирование результатов решения проблемы, организацию сохранения информации, создание и использование новой информации;

– ценностно-мотивационный компонент, который содержит условия, способствующие вхождению личности в сферу ценностей, характеризующих степень мотивационных побуждений, влияющих на отношение человека к работе, к жизни; выделяются четыре доминирующих разновидности побуждений — к достижениям, к обладанию властью, к принадлежности группе, к компетентности;

– технико-технологический компонент, включающий процесс понимания принципов функционирования, потенциалов и ограничений различных технических устройств, которые предназначены для автоматизированного поиска и обработки информации; осознание различий между автоматическим и автоматизированным выполнением сбора, обработки, хранения и передачи информации; умение ранжировать задачи по видам с последующим решением и выбором конкретного технического устройства, обусловленным его основными характеристиками; понимание сути технологического подхода к выполнению деятельности; знание информационно-коммуникационных технологий для поиска, обработки и хранения информации, а также прогнозирования, выявления, создания и использования всевозможных технологических приёмов по обработке информационных потоков;

– коммуникативный компонент, отображающий применение языков и других разновидностей знаковых систем, коммуникационных технических средств в процессе передачи информации от индивида к другому индивиду с помощью различных форм невербальных и вербальных методов общения;

– рефлексивный компонент, включающий осознание собственного личностного уровня саморегуляции, при котором жизненная функция самосознания проявляется в самоуправлении поведением человека, а также в расширении его самосознания и самореализации [14].

Лау Х., опираясь на зарубежные стандарты в сфере информационной компетентности, выделяет три ключевых компонента:

– процесс получения информации, при котором пользователь отбирает информацию рационально и эффективно;

– оценка информации, при которой пользователь оценивает информацию критически и компетентно;

– применение информации, при котором пользователь использует информацию точно и творчески [11, 15].

Карпеченко А. С. подчеркивает, что именно такие компоненты информационной компетентности, как «оценивание информации» и «использование информации» способствуют формированию у будущего менеджера собственного информационного стиля мышления, который вырабатывает оптимальную реакцию на поступающую информацию, формирует умение действовать в ситуациях избыточной информации, овладевает методами аналитико-синтетической переработки информации. Сформированный таким образом информационный стиль мышления студента может позволить ему оценивать качественную сторону информации, вести отбор достоверных данных, соотносить их с уже имеющимися знаниями, критически переосмысливать, свёртывать и развёртывать, достраивать недостающие звенья, грамотно строить интерпретации и применять полученную информацию для принятия решений, вести учёт при оценивании альтернатив рациональных, эстетических и морально-этических критериев [8].

Проведённый анализ литературных источников [2, 3, 5, 6 и др.], посвящённой информационной компетентности менеджера, позволил сделать вывод о том, что информационная компетентность — это сложное, многоуровневое и многокомпонентное понятие. Вместе с тем в обозначении компонентов информационной компетентности будущего специалиста исследователи не приходят к единому мнению, выделяя несколько составляющих в разном количестве. Следовательно, системное, целостное представление об информационной компетентности будущего специалиста-менеджера, выделение её сущностных свойств, обоснование критериев и уровней её сформированности является теоретической предпосылкой для исследования направлений и педагогических условий развития.

Литература:

  1. Аниськин В. Н., Замара Е. В. Проблема формирования информационной компетентности менеджеров туристских услуг в системе среднего профессионального образования // Известия Самарского научного центра РАН. — 2011. — № 2–5 — С. 1025–1030.
  2. Бондарева Е. В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов прикладной информатики в экономике: дис.... канд. пед. наук. — Волгоград, 2005. — 208 с.
  3. Быков С. А., Гнездилова Н. А. Модель управления развитием информационной компетентности специалиста-менеджера // Вестник ТГУ. 2007. № 8 С. 214–218.
  4. Даньшина Е. В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Молодой ученый. — 2009. — № 10. — С. 348–349.
  5. Дзугоева М. Г. Постановка и решение задач — основа информационной компетентности студентов. // Проблемы качества образования: Материалы XIII Всерос. совещания: — М.: Изд-во Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — Кн. 2. — С.31–36.
  6. Доброва Л. В. Формирование информационной компетентности студентов в процессе активного обучения в техническом университете // Гуманизация образования. — 2009. — № 2. — С. 58–64.
  7. Зайцева О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий. Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Брянск, 2002. — 19 с.
  8. Карпеченко А. С. Анализ уровня информационной компетентности будущих менеджеров // СИСП. 2012. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-urovnya-informatsionnoy-kompetentnosti-buduschih-menedzherov (дата обращения: 19.01.2017).
  9. Карпеченко А. С. Формирование информационной компетентности современного менеджера. Дис.... канд. пед. наук. — Калуга, 2012.
  10. Кизик О. А. К вопросу о становлении информационной компетентности как составляющей профессиональной компетентности выпускника профессионального лицея // Материалы научно-методической конференции «Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации». — Петрозаводск, 2003. — Часть 1. — С. 23–25.
  11. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. — М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. — 45 с.
  12. Семёнов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. — М.: Изд-во МИПКРО, 2000. — 12 с.
  13. Паршукова Г. Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. — 253 с.
  14. Тришина C. B. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–11.htm (дата обращения 12.12.2016).
  15. Association of College and Research libraries (ACRL) // Information Literacy Competency Standards for Higher Education / Chicago, 2000. — URL: http://www.ala.org/acrl/standards/informationliteracycompetency (дата обращения 25.01.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): информационная компетентность, профессиональное образование, информация, компонент, будущий специалист, профессиональная деятельность, технический вуз, информационная компетентность обучающихся, вхождение личности, мир ценностей.

Похожие статьи

Характеристика информационной деятельности менеджера

В статье представлен теоретический анализ сущности информационной деятельности будущих менеджеров-управленцев. Раскрыта роль информационной компетентности в информационной деятельности менеджера.

Становление компетенций будущих управленцев

В статье представлены основные положения теории компетенций. Проведено теоретическое исследование, которое подчеркивает важность проблемы формирования современной модели компетенций для будущих управленцев.

Анализ функциональной части информационной системы ERP в отделе сбыта

В статье проведен анализ бизнес-процессов, сопряженных с функциональной частью информационной ERP-системы.

Возможности использования ассертивной модели поведения для развития коммуникативной компетентности менеджера

В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы формирования коммуникативной компетентности менеджера. Раскрыто содержание ассертивной модели поведения, выделена её роль в развитии коммуникативной компетентности современного менеджер...

Кадровое обеспечение стратегического планирования в условиях изменений (на основе формирования ключевых компетенций XXI века)

В статье раскрывается понятие стратегического планирования. Кадровое обеспечение сферы стратегического планирования будет рассмотрено относительно ключевых компетенций 21 века. Предложены рекомендации по формированию кадрового потенциала в области ст...

Возможности и перcпективы развития консалтинговых услуг в сфере управления персоналом

В статье рассмотрена хронология возникновения консалтинговых услуг в сфере рекрутмента, проанализированы возможности и перспективы развития таких видов консалтинговых услуг как кадровый аудит и диагностика организационной культуры.

Организационная культура предприятия и ее влияние на организационную эффективность

В статье рассматриваются такие понятия как «культура», «организационная культура» и «эффективная организационная культура». Анализируются преимущества и недостатки подхода к пониманию организации как культуры. Представлены результаты исследования кор...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Разработка научного подхода к формированию модели программы развития молодых специалистов

В статье представлен научный подход к формированию гибкой модели программы развития молодых специалистов, которая учитывает факторы стратегии компании, текущей оценки персонала, особенностей категории персонала, специфика отрасли и цели развития.

Менеджмент рисков информационной безопасности как непрерывный процесс

В данной статье рассматривается риск-менеджмент как непрерывный процесс. Описываются инфраструктура и процесс менеджмента рисков с точки зрения цикла PDCA. Выявляются преимущества внедрения риск-ориентированного подхода в области информационной безоп...

Похожие статьи

Характеристика информационной деятельности менеджера

В статье представлен теоретический анализ сущности информационной деятельности будущих менеджеров-управленцев. Раскрыта роль информационной компетентности в информационной деятельности менеджера.

Становление компетенций будущих управленцев

В статье представлены основные положения теории компетенций. Проведено теоретическое исследование, которое подчеркивает важность проблемы формирования современной модели компетенций для будущих управленцев.

Анализ функциональной части информационной системы ERP в отделе сбыта

В статье проведен анализ бизнес-процессов, сопряженных с функциональной частью информационной ERP-системы.

Возможности использования ассертивной модели поведения для развития коммуникативной компетентности менеджера

В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы формирования коммуникативной компетентности менеджера. Раскрыто содержание ассертивной модели поведения, выделена её роль в развитии коммуникативной компетентности современного менеджер...

Кадровое обеспечение стратегического планирования в условиях изменений (на основе формирования ключевых компетенций XXI века)

В статье раскрывается понятие стратегического планирования. Кадровое обеспечение сферы стратегического планирования будет рассмотрено относительно ключевых компетенций 21 века. Предложены рекомендации по формированию кадрового потенциала в области ст...

Возможности и перcпективы развития консалтинговых услуг в сфере управления персоналом

В статье рассмотрена хронология возникновения консалтинговых услуг в сфере рекрутмента, проанализированы возможности и перспективы развития таких видов консалтинговых услуг как кадровый аудит и диагностика организационной культуры.

Организационная культура предприятия и ее влияние на организационную эффективность

В статье рассматриваются такие понятия как «культура», «организационная культура» и «эффективная организационная культура». Анализируются преимущества и недостатки подхода к пониманию организации как культуры. Представлены результаты исследования кор...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Разработка научного подхода к формированию модели программы развития молодых специалистов

В статье представлен научный подход к формированию гибкой модели программы развития молодых специалистов, которая учитывает факторы стратегии компании, текущей оценки персонала, особенностей категории персонала, специфика отрасли и цели развития.

Менеджмент рисков информационной безопасности как непрерывный процесс

В данной статье рассматривается риск-менеджмент как непрерывный процесс. Описываются инфраструктура и процесс менеджмента рисков с точки зрения цикла PDCA. Выявляются преимущества внедрения риск-ориентированного подхода в области информационной безоп...

Задать вопрос