Методические материалы к курсу «Дифференциальная диагностика сложных речевых расстройств». Часть 2. Оценочные материалы
Автор: Коваленко Оксана Михайловна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 29.11.2016
Статья просмотрена: 1660 раз
Библиографическое описание:
Коваленко, О. М. Методические материалы к курсу «Дифференциальная диагностика сложных речевых расстройств». Часть 2. Оценочные материалы / О. М. Коваленко. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 1 (7). — С. 49-58. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/50/1678/ (дата обращения: 16.11.2024).
Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Дифференциальная диагностика сложных речевых расстройств» (Часть 1 — Программа курса).Представленные программа и оценочные материалы могут быть использованы для подготовки студентов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) подготовки «Логопедия», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» и в качестве дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) для учителей — логопедов и членов психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).
Задание. Представить результаты обследования ребёнка с первичной речевой патологией, сходной по симптоматике с какой-либо другой речевой патологией или другим вариантом дизонтогенеза.
1 часть. Определить содержание обследования, используя представленные ниже материалы.
Характеристики сходных по симптоматике нарушений речи и / или других вариантов дизонтогенеза.
- Симптоматика сходных состояний (общая по отдельным нарушениям).
Нарушения устной речи.
- Дислалия.
Анализируемые параметры: звукопроизношение; анатомические особенности артикуляционного аппарата; функциональная зрелость артикуляционной системы, последствия избыточной педагогической стимуляции при функциональной незрелости артикуляционной системы.
Сходные состояния:
− ненормативность звукопроизношения вследствие функциональной незрелости;
− ненормативность звукопроизношения по подражанию вследствие неблагополучного в фонетическом отношении окружения ребёнка:
а. большое количество детей в детском саду / в школе с нарушенными звуками;
б. небольшое количество окружающих ребёнка людей с нарушенными звуками, но это люди, с которыми ребёнок общается чаще, чем с остальными: родители, другие родственники, проживающие вместе с ребёнком, няня;
− ненормативность звукопроизношения вследствие двуязычия (билингвизма);
− дизартрия;
− ринолалия (закрытая);
− моторная алалия;
− афазия.
- Дизартрия.
Анализируемые параметры: артикуляция (звукопроизношение); голосообразование, дыхание, интонационная сторона речи; неречевые процессы: латентный период восприятия слуховой информации, моторика общая, мелкая; фонематический анализ и синтез.
Сходные состояния:
− дислалия,
− алалия,
− афазия;
− ринолалия закрытая;
− дисфония;
− брадилалия;
− заикание.
- Ринолалия.
Анализируемые параметры: звукопроизношение, тембр голоса — назальный оттенок, процесс приёма пищи.
Сходные состояния:
− дизартрия,
− алалия,
− афазия.
- Нарушение темпа речи (тахилалия, брадилалия).
Анализируемые параметры: темп речи, плавность речевого процесса, ритм, мелодико-интонациональная выразительность, вторичные психологические наслоения как реакция на речевую недостаточность, особенности коммуникации, самоконтроль за речью.
Сходные состояния:
− тахилалия — заикание,
− брадилалия — индивидуальные особенности человека, обусловленные типом темперамента;
− брадилалия — дизартрия;
− тахилалия — психопатоподобное поведение;
− тахилалия, брадилалия — нарушения темпа речи вследствие дисбаланса между возбуждением и торможением при органическом поражении ЦНС;
− тахилалия, брадилалия — ЗПР церебрально-органического генеза;
− тахилалия, брадилалия — умственная отсталость.
- Заикание.
Анализируемые параметры: возраст возникновения нарушения; вторичные психологические наслоения как реакция на речевую недостаточность, особенности коммуникации, самоконтроль за речью, интенсивность познавательной активности; стабильность нарушений.
Сходные состояния:
− дизартрия;
− тахилалия;
− брадилалия;
− запинки в речи ребёнка дошкольного возраста, познавательные возможности которого превышают на данный момент его моторные возможности;
− запинки вследствие гормональных изменений в пубертатный период.
- Дисфония (афония).
Анализируемые параметры: сила, мелодика (высота), тембр голоса, логическое ударение, частота (речевого) общения.
Сходные состояния: аутизм.
- ФФН.
Анализируемые параметры: звукопроизношение, фонематический слух, фонематический анализ и синтез, форма предъявляемых заданий, обеспечивающая их верное выполнение, наличие специфических ошибок при чтении и письме.
Сходные состояния: аутизм.
- ОНР неясного генеза (I — IV уровень речевого развития).
Анализируемые параметры: звукопроизношение, фонематический слух, фонематический (языковой) анализ и синтез, лексика, грамматика, мышление и связная речь.
Сходные состояния:
− моторная алалия;
− ОНР при ДЦП;
− ЗПР церебрально-органического генеза;
− умственная отсталость;
− аутизм;
− речевые нарушения при эпилепсии.
Дислексия, дисграфия, обусловленные нарушениями произносительной стороны речи.
Дислексия, дисграфия.
Анализируемые параметры: нарушенные стороны речевой системы (фонетика, фонематический слух, фонематический анализ и синтез, лексика, грамматика, связная речь), причины.
Сходные нарушения:
− трудности овладения чтением и письмом на русском языке при двуязычии.
2 часть. Проанализировать полученные результаты, используя представленные ниже материалы.
Характеристики сходных по симптоматике нарушений речи и / или других вариантов дизонтогенеза.
- Симптоматика сходных состояний (по дифференцируемым нарушениям).
Нарушения произносительной стороны речи.
- Дислалия — дизартрия.
Характер речевой недостаточности.
Общая характеристика: нарушение звукопроизношения.
Отличительные характеристики:
− Дислалия –;
− дизартрия — нарушение голосообразования, дыхания, просодики, неречевая симптоматика.
Анализируемые параметры.
Нарушенные звуки: согласные, гласные.
Наличие / отсутствие апраксии (кинестетической, кинетической).
Наличие / отсутствие неврологической симптоматики: гиперкинезы, синкинезии, рефлексы орального автоматизма, нарушения прориорецептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата, нарушения реципрокной координации.
Состояние голосообразования, дыхания, интонационной стороны речи (функциональная дислалия — корковая дизартрия).
Объём саливации.
Степень разборчивости речи.
Состояние общей и мелкой моторики.
- Дислалия — закрытая ринолалия.
Характер речевой недостаточности.
Общая характеристика: нарушение звукопроизношения.
Отличительные характеристики:
− Дислалия –;
− ринолалия — нарушения тембра голоса.
Анализируемые параметры.
Количество нарушенных звуков.
Тембр голоса.
- Дислалия — моторная алалия.
Характер речевой недостаточности.
Общая характеристика: нарушение звукопроизношения.
Отличительные характеристики:
− дислалия – ;
− моторная алалия — системное недоразвитие речи, неречевая симптоматика.
Анализируемые параметры.
Возраст появления экспрессивной речи.
Взаимосвязь речевой активности и появления отдельных звуков.
- Дизартрия — закрытая ринолалия.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: нарушения звукопроизношения, тембр голоса (назальный оттенок).
Отличительные характеристики:
− дизартрия — причина: недостаточность иннервации речевого аппарата;
− ринолалия закрытая — причина: анатомо-физиологические дефекты речевого аппарата (верхней губы, твёрдого и мягкого нёба).
Анализируемые параметры.
Процесс приёма пищи: жевание, откусывание твердой пищи, глотание, питье из чашки.
Артикуляционная моторика. Количество нарушенных звуков.
Тембр голоса.
Состояние общей и мелкой моторики.
- Бульбарная дизартрия — моторная алалия.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: нарушения звукопроизношения, длительный безречевой период.
Отличительные характеристики:
− бульбарная дизартрия –;
− моторная алалия — системное недоразвитие речи, неречевая симптоматика.
Анализируемые параметры.
Возраст появления экспрессивной речи.
Артикуляционная моторика.
Возможности кинестетического самоконтроля в виде поисков артикуляции соответственно фонетическому звучанию воспроизводимых фонем.
Состояние общей и мелкой моторики.
- Дизартрия — брадилалия.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: сниженный темп речи.
Отличительные характеристики:
− дизартрия — нарушение звукопроизношения, голосообразования, дыхания, мелодики, ритма, тембра, логического ударения;
− брадилалия –;
Анализируемые параметры.
Артикуляционная моторика.
Темп речи.
Состояние общей и мелкой моторики.
- Дизартрия — заикание.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: нарушения голосообразования, дыхания, просодики.
Отличительные характеристики:
− дизартрия — нарушение звукопроизношения, недостаточность иннервации речевого аппарата;
− заикание — судорожное состояние мышц речевого аппарата.
Анализируемые параметры.
Артикуляционная моторика.
Прерывистость речи.
Ритм речи: перемещение ударения на безударные звуки.
Состояние общей и мелкой моторики.
- Бульбарная дизартрия — нарушения слуха.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: отсутствие лепета, нарушения звукопроизношения и просодики.
Отличительные характеристики:
− бульбарная дизартрия — нарушение голосообразования, дыхания;
− нарушения слуха — недостаточность лексикона, нарушение грамматического строя, связной речи.
Анализируемые параметры.
Степень сохранности физического слуха.
Наличие и характер лепета.
Возраст появления экспрессивной речи.
- Тахилалия — заикание.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: ускорение темпа речи.
Отличительные характеристики:
− тахилалия — реальное ускорение темпа;
− заикание — стремление к ускорению темпа.
Анализируемые параметры.
Осознание дефекта. Влияние на качество речи: ситуаций эмоционального напряжения, привлечения внимания к речи, требований конкретных точных ответов, степени знакомости читаемого. Письмо: ошибки, почерк. Отношение к собственной речи. Психологические переживания: характер, время возникновения относительно начала речи. Желание лечиться.
- Тахилалия, брадилалия — ЗПР церебрально-органического генеза, умственная отсталость.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: ускорение темпа речи.
Отличительные характеристики:
− тахилалия, брадилалия — относительно постоянное ускорение / замедление темпа;
− ЗПР церебрально-органического генеза, умственная отсталость — периодическое ускорение / замедление темпа в зависимости от речевой ситуации.
Анализируемые параметры.
Активность мыслительной деятельности. Прогнозирование содержания предстоящего высказывания. Зависимость темпа речи от ситуации.
- Заикание-запинки вследствие гормональных изменений в пубертатный период.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: запинки.
Отличительные характеристики:
− заикание — сохранение нарушения в течение всей жизни;
− запинки вследствие гормональных изменений в пубертатный период — нарушение исчезает в течение или по завершении пубертатного периода.
Анализируемые параметры.
Возраст возникновения нарушения.
Стабильность нарушений.
- ФН, ФФН — аутизм.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: неверная дифференциация артикуляторно и акустически сходных звуков.
Отличительные характеристики:
− ФН, ФФН — причина: нарушение фонематического слуха;
− аутизм — причина: нежелание вступать в контакт с учителем — логопедом.
Анализируемые параметры.
Звукопроизношение, фонематический слух, фонематический анализ и синтез, форма предъявляемых заданий, обеспечивающая их верное выполнение, наличие специфических ошибок при чтении и на письме.
Дислексия, дисграфия, обусловленные нарушениями произносительной стороны речи.
Анализируемые параметры: нарушенные стороны речевой системы (фонетика, фонематический слух, фонематический анализ и синтез, лексика, грамматика, связная речь), причины.
Сходные нарушения –.
Системные нарушения речи.
Нарушения устной речи.
- Анартрия— сенсорная алалия.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: отсутствие речевых форм коммуникации.
Отличительные характеристики:
− сенсорная алалия — отсутствие импрессивной речи;
− анартрия — отсутствие экспрессивной речи.
Анализируемые параметры.
Возраст, в котором ставятся данные логопедические заключения.
Наличие / отсутствие параличей (парезов) верхних и нижних конечностей, параличей речедвигательных мышц.
Наличие или отсутствие произвольной речи.
Состояние мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Координация. Возможности воспроизведения по подражанию артикуляционных укладов. Наличие / отсутствие гиперсаливации. Рефлексы орального автоматизма.
Процесс приёма пищи: жевание, откусывание твёрдой пищи, глотание, питьё из чашки.
Функция дыхания: длительность и активность вдоха и выдоха. Состояние голосообразования, интонационной стороны речи.
Импрессивный словарь. Узнавание предметов. Понимание обращённой речи.
Акустико-гностические процессы: способность к восприятию речевых звуков, произвольное слуховое внимание. Влияние на качество слуховой функции таких факторов как: повышенная возбудимость или заторможенность, соматическое состояние, обстановка обследования. Влияние на качество понимания грамматических конструкций таких факторов как изменение форм и порядка слов.
Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.
Нарушения мышления (первичного и вторичного характера).
Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания (трудности включения и переключения), памяти.
Стереогноз. Оптико-пространственная ориентировка.
Критичность. Особенности поведения.
Состояние общей и мелкой моторики.
- Анартрия— умственная отсталость (безречевой ребёнок).
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: системное недоразвитие речи.
Отличительные характеристики:
− анатрия — ОНР при ДЦП;
− умственная отсталость — системное недоразвитие речи, обусловленное тотальным и иерархическим нарушением познавательной деятельности ребёнка вследствие органического поражения ЦНС.
Анализируемые параметры.
Возраст, в котором ставятся данные нарушения развития.
Наличие / отсутствие параличей (парезов) верхних и нижних конечностей, параличей речедвигательных мышц.
Состояние мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Координация. Возможности воспроизведения по подражанию артикуляционных укладов.
Наличие / отсутствие гиперсаливации. Рефлексы орального автоматизма.
Процесс приёма пищи: жевание, откусывание твёрдой пищи, глотание, питьё из чашки.
Функция дыхания: длительность и активность вдоха и выдоха. Состояние голосообразования, интонационной стороны речи.
Импрессивный словарь. Понимание обращённой речи.
Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.
Нарушения мышления.
Нарушения внимания: трудности включения и переключения.
Стереогноз. Оптико-пространственная ориентировка.
Критичность. Особенности поведения.
Состояние общей и мелкой моторики.
- ОНР неясного генеза— моторная алалия.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: ОНР первичного генеза.
Отличительные характеристики:
− качественная сторона нарушения всех сторон речевой системы.
Анализируемые параметры.
Возраст появления экспрессивной речи.
Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.
Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания, памяти.
Речь. Целевые установки и операционные возможности в процессе речепроизводства.
Взаимосвязь речевой активности и появления отдельных звуков.
Особенности артикулирования отдельных звуков и комплекса последовательных движений.
Слоговая структура слова.
Пути пополнения лексикона. Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.
Состояние интонационной стороны речи.
Состояние общей и мелкой моторики.
Вторичные психологические наслоения как реакция на речевую недостаточность.
- ОНР неясного генеза – ОНР при ДЦП.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: ОНР.
Отличительные характеристики:
− ОНР неясного генеза — первичного характера;
− ОНР при ДЦП — вторичного характера.
Анализируемые параметры.
Возраст, в котором ставятся данные логопедические заключения.
Параличи и парезы артикуляционной, фонационной, дыхательной и скелетной мускулатуры.
Целевые установки в процессе речепроизводства.
Слоговая структура слова.
Состояние интонационной стороны речи.
Состояние общей и мелкой моторики.
- ОНР неясного генеза – ЗПР церебрально-органического генеза.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: системное недоразвитие речи.
Отличительные характеристики:
− ОНР неясного генеза — первичного характера;
− ЗПР церебрально-органического генеза — системное недоразвитие речи, обусловленное тотальным и иерархическим нарушением мышления и речи и фрагментарным нарушением восприятия, внимания и памяти вследствие органического поражения ЦНС.
Анализируемые параметры.
Возраст, в котором ставятся данные нарушения развития.
Объём и структура нарушения познавательной деятельности ребёнка. Нарушения мышления (первичного и вторичного характера).
Целевые установки в процессе речепроизводства.
Слоговая структура слова.
Состояние интонационной стороны речи.
Нарушения мышления и связной речи. Объём нарушения восприятия, внимания и памяти.
Состояние общей и мелкой моторики.
- ОНР неясного генеза— умственная отсталость.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: системное недоразвитие речи.
Отличительные характеристики:
− ОНР неясного генеза — первичного характера;
− умственная отсталость — системное недоразвитие речи, обусловленное тотальным и иерархическим нарушением познавательной деятельности ребёнка вследствие органического поражения ЦНС.
Анализируемые параметры.
Объём и структура нарушения познавательной деятельности ребёнка.
Целевые установки в процессе речепроизводства.
Слоговая структура слова.
Состояние интонационной стороны речи.
Нарушения мышления и связной речи.
Состояние общей и мелкой моторики.
- ОНР неясного генеза— аутизм.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: недостаточность лексикона и связной речи, снижение речевой активности.
Отличительные характеристики:
− ОНР неясного генеза — первичного характера;
− аутизм — своеобразие речевого развития, обусловленное нарушением коммуникации.
Анализируемые параметры.
Целевые установки в процессе речепроизводства. Частота и условия возникновения (речевого) общения. Непосредственная и опосредованная коммуникация.
Состояние звукопроизношения, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, лексики, грамматики, связной речи. Форма предъявляемых заданий, обеспечивающая их верное выполнение. Наличие специфических ошибок при чтении и письме.
Наличие / отсутствие стереотипий, эхолалий.
Слоговая структура слова.
Состояние интонационной стороны речи.
Связная речь.
Состояние общей и мелкой моторики.
- ОНР неясного генеза при эпилепсии — речевые нарушения при эпилепсии.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: недостаточность связной речи.
Отличительные характеристики:
− ОНР неясного генеза при эпилепсии — первичного характера;
− речевые нарушения при эпилепсии — своеобразие речевого развития вторичного генеза, обусловленное основным заболеванием.
Анализируемые параметры.
Динамика состояния ребёнка.
Целевые установки в процессе речепроизводства.
Состояние звукопроизношения, фонематического слуха (слоговая структура слова), фонематического анализа и синтеза, лексики, грамматики, связной речи.
Состояние интонационной стороны речи.
Состояние общей и мелкой моторики.
- Моторная алалия— нарушения слуха.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: системное недоразвитие речи.
Отличительные характеристики:
− моторная алалия — ОНР первичного генеза;
− нарушения слуха — своеобразие речевого развития вследствие недостаточности функционирования физического слуха
Анализируемые параметры.
Степень сохранности физического слуха.
Наличие и характер лепета.
Возраст появления экспрессивной речи.
Возможности спонтанного овладения речью. Целевые установки и операционные возможности в процессе речепроизводства.
Взаимосвязь речевой активности и появления отдельных звуков. Особенности артикулирования отдельных звуков и комплекса последовательных движений.
Состав импрессивной и экспрессивной речи. Слоговая структура слова.
Пути пополнения лексикона. Понимание грамматических форм. Состояние интонационной стороны речи. Ритмическая структура.
Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы и их речевое сопровождение.
Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.
Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания, памяти.
Вторичные психологические наслоения как реакция на речевую недостаточность.
Состояние общей и мелкой моторики.
- Моторная алалия— бульбарная дизартрия, псевдобульбарная дизартрия.
Характер речевой недостаточности.
а. Моторная алалия — бульбарная дизартрия.
Общие характеристики: отсутствие речи длительное время.
Отличительные характеристики:
− моторная алалия — ОНР первичного генеза;
− бульбарная дизартрия — нарушение произносительной стороны речи.
б. Моторная алалия — псевдобульбарная дизартрия.
Общие характеристики: трудности выполнения произвольных артикуляционных движений при сохранности непроизвольных движений.
Отличительные характеристики:
− моторная алалия — ОНР первичного генеза;
− бульбарная дизартрия — нарушение произносительной стороны речи.
Анализируемые параметры.
Возраст появления экспрессивной речи.
Возраст, в котором ставятся данные логопедические заключения.
Наличие / отсутствие параличей (парезов) верхних и нижних конечностей, параличей речедвигательных мышц.
Целевые установки и операционные возможности в процессе речепроизводства.
Состояние артикуляционной моторики, характер нарушений звукопроизношения. Возможности выполнения произвольных и непроизвольных артикуляционных движений. Объём нарушенных сторон речевой системы.
Взаимосвязь речевой активности и появления отдельных звуков. Стабильность нарушений звукопроизношения.
Особенности артикулирования отдельных звуков и комплекса последовательных движений. Координация. Возможности воспроизведения по подражанию артикуляционных укладов.
Слоговая структура слова.
Пути пополнения лексикона.
Наличие / отсутствие гиперсаливации. Рефлексы орального автоматизма.
Процесс приёма пищи: жевание, откусывание твёрдой пищи, глотание, питьё из чашки.
Функция дыхания: длительность и активность вдоха и выдоха. Состояние голосообразования, интонационной стороны речи.
Импрессивный словарь и понимание ситуации. Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы. Связная речь.
Межполушарная доминантность: правшество, левшество, амбидекстрия.
Стереогноз. Оптико-пространственная ориентировка.
Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.
Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания, памяти.
Состояние общей и мелкой моторики.
Вторичные психологические особенности как реакция на речевую недостаточность.
Прогноз речевой недостаточности. Необходимость специальной коррекционно-логопедической помощи в школьном возрасте.
- Моторная алалия— сенсорная алалия.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: ОНР первичного генеза.
Отличительные характеристики:
− моторная алалия — преимущественные трудности речепроизводства;
− сенсорная алалия — преимущественные трудности речепонимания.
Анализируемые параметры.
Возраст появления экспрессивной и импрессивной речи.
Целевые установки и операционные возможности в процессе речепроизводства.
Взаимосвязь речевой активности и появления отдельных звуков. Особенности артикулирования отдельных звуков и комплекса последовательных движений. Слоговая структура слова.
Импрессивный словарь. Узнавание предметов. Понимание речи. Роль зрительного восприятия артикуляции говорящего в улучшение понимания. Влияние на качество слуховой функции таких факторов как: повышенная возбудимость или заторможенность, соматическое состояние, обстановка обследования. Влияние на качество понимания грамматических конструкций таких факторов как изменение форм и порядка слов.
Акустико-гностические процессы: способность к восприятию речевых звуков, произвольное слуховое внимание (включение и переключение).
Пути пополнения лексикона. Эхолалии. Повторение услышанного. Речевое сопровождение игровых действий.
Ритмическая структура.
Стремление к коммуникации. Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы и их речевое оформление. Компенсаторные средства. Динамика спонтанного и направленного формирования речи.
Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.
Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания (трудности включения и переключения), памяти.
Состояние общей и мелкой моторики.
Вторичные психологические особенности как реакция на речевую недостаточность.
- Моторная алалия— умственная отсталость.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: системное недоразвитие речи.
Отличительные характеристики:
− моторная алалия — ОНР первичного генеза;
− умственная отсталость — системное недоразвитие речи, обусловленное тотальным и иерархическим нарушением познавательной деятельности ребёнка вследствие органического поражения ЦНС.
Анализируемые параметры.
Причины речевой недостаточности.
Периоды гуления и лепета.
Возраст появления экспрессивной речи.
Необходимость коррекционной работы для появления речи. Темпы речевого развития. Понимание обращённой речи. Используемые языковые средства. Слоговая структура слова. Грамматическое оформление речи.
Целевые установки и операционные возможности в процессе речепроизводства.
Взаимосвязь речевой активности и появления отдельных звуков. Особенности артикулирования отдельных звуков и комплекса последовательных движений.
Импрессивный словарь и понимание ситуации. Понимание связного текста.
Пути пополнения лексикона. Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.
Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.
Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания, памяти.
Критичность в отношении своей речевой недостаточности.
Состояние общей и мелкой моторики.
- Сенсорная алалия— нарушения слуха.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: системное недоразвитие речи.
Отличительные характеристики:
− сенсорная алалия — ОНР первичного генеза;
− нарушения слуха — своеобразие речевого развития вследствие недостаточности функционирования физического слуха.
Анализируемые параметры.
Наличие и характер лепета.
Возраст появления импрессивной и экспрессивной речи.
Импрессивный словарь. Узнавание предметов. Понимание обращённой речи. Содержание экспрессивной речи.
Реакция ребёнка на шумы и другие неречевые звуки. Реакция на обращённую речь. Влияние на качество слуховой функции таких факторов как: повышенная возбудимость или заторможенность, соматическое состояние, обстановка обследования. Влияние на качество понимания грамматических конструкций таких факторов как изменение форм и порядка слов. Влияние повышения громкости обращённой речи на её понимание.
Речевое сопровождение игровых действий. Эхолалии.
Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.
Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.
Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания (трудности включения и переключения), памяти.
Критичность. Контактность детей. Особенности поведения.
- Сенсорная алалия— умственная отсталость.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: системное недоразвитие речи.
Отличительные характеристики:
− сенсорная алалия — ОНР первичного генеза;
− умственная отсталость — системное недоразвитие речи, обусловленное тотальным и иерархическим нарушением познавательной деятельности ребёнка вследствие органического поражения ЦНС.
Анализируемые параметры.
Возраст появления импрессивной и экспрессивной речи.
Импрессивный словарь. Узнавание предметов. Понимание обращённой речи.
Акустико-гностические процессы: способность к восприятию речевых звуков. Влияние на качество слуховой функции таких факторов как: соматическое состояние, обстановка обследования.
Целевые установки в процессе речепроизводства.
Речевое сопровождение игровых действий. Эхолалии.
Слоговая структура слова.
Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.
Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.
Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания, памяти.
Состояние общей и мелкой моторики.
- Сенсорная алалия— аутизм.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: недостаточность лексикона и связной речи, снижение речевой активности.
Отличительные характеристики:
− сенсорная алалия — ОНР первичного генеза;
− аутизм — своеобразие речевого развития вторичного генеза, обусловленное нарушением коммуникации.
Анализируемые параметры.
Возраст появления импрессивной речи.
Импрессивный и экспрессивный словарь. Узнавание предметов. Понимание обращённой речи.
Акустико-гностические процессы: способность к восприятию речевых звуков, реакция на шумы и другие неречевые звуки, произвольное слуховое внимание. Влияние на качество слуховой функции таких факторов как: повышенная возбудимость или заторможенность, соматическое состояние, обстановка обследования. Влияние на качество понимания грамматических конструкций таких факторов как изменение форм и порядка слов.
Целевые установки в процессе речепроизводства. Частота и условия возникновения (речевого) общения. Непосредственная и опосредованная коммуникация. Наличие / отсутствие стереотипий.
Речевое сопровождение игровых действий. Эхолалии.
Использование паралингвистических средств: жестов, мимики, пантомимы.
Состояние интонационной стороны речи.
Связная речь.
Нарушения мышления (первичного и вторичного характера) и связной речи.
Нарушения неречевых процессов: восприятия, внимания (трудности включения и переключения), памяти.
Критичность. Контактность детей. Особенности поведения.
Состояние общей и мелкой моторики.
- Детская афазия— аутизм.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: недостаточность лексикона и связной речи.
Отличительные характеристики:
− детская афазия — расстройство ранее сформированной речевой деятельности;
− аутизм — своеобразие речевого развития вторичного генеза, обусловленное нарушением коммуникации.
Анализируемые параметры.
Возраст возникновения нарушения.
Речевое поведение ребёнка после утраты речи. Частота и условия возникновения (речевого) общения. Непосредственная и опосредованная коммуникация. Наличие / отсутствие стереотипий.
Речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея. Алексия, аграфия. Акалькулия.
Состояние интонационной стороны речи.
Состояние звукопроизношения, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, лексики, грамматики, связной речи. Форма предъявляемых заданий, обеспечивающая их верное выполнение. Наличие специфических ошибок при чтении и письме.
Связная речь.
Восприятие, внимание, память, мышление.
Состояние общей и мелкой моторики.
Дислексия, дисграфия, обусловленные системными нарушениями устной речи.
Дислексия, дисграфия — трудности овладения чтением и письмом на русском языке при двуязычии.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: недостаточность отдельных сторон речевой системы или системная недостаточность.
Отличительные характеристики:
− дислексия, дисграфия — нарушение отдельных сторон речевой системы или системное нарушение речи;
− трудности овладения чтением и письмом на русском языке при двуязычии — несформированность отдельных сторон русской речевой системы или всей речевой системы.
Анализируемые параметры.
Проявления в чтении и письме нарушений звукопроизношения, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, лексики, грамматики, связной речи.
Неспецифические нарушения чтения и письма.
- Оптическая дисграфия— нарушения письма, обусловленные изменениями мышечного тонуса в момент письма.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: искажение конфигурации отдельных элементов букв и / или добавление лишних элементов букв.
Отличительные характеристики:
− оптическая дисграфия — стабильные периодические искажения и добавления элементов определённых букв;
− нарушения письма, обусловленные изменениями мышечного тонуса в момент письма — нестабильные периодические искажения и добавления элементов разных букв.
Анализируемые параметры.
Характер и стабильность искажений букв.
Оптико-пространственная ориентировка и конструктивное мышление.
Состояние мышечного тонуса ведущей руки в момент письма.
- Мнестическая дислексия— умственная отсталость.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: замены одних букв другими, как сходных, так и отличных по характеру зрительного образа.
Отличительные характеристики:
− мнестическая дислексия — разовые замены одних букв другими;
− умственная отсталость — нестабильные замены одних букв другими.
Анализируемые параметры.
Память. Наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
- Угадывающее чтение— особенности чтения при ЗПР церебрально-органического генеза, умственной отсталости.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: замены одних слов другими на основе дополнения частей прочитываемых слов до заменяемого варианта.
Отличительные характеристики:
− угадывающее чтение — замены одних слов другими вследствие скачков взора по строке в процессе чтения;
− особенности чтения при ЗПР церебрально-органического генеза, умственной отсталости — замены одних слов другими вследствие меньшей употребляемости ребёнком прочитываемых слов или их грамматических форм и большей употребляемости ребёнком замещающих слов или их грамматических форм.
Анализируемые параметры.
Характер движения взора по строке в процессе чтения. Словесно-логическое мышление. Лексическая и грамматическая сопоставимость заменяемых и замещающих лексем.
- Дисграфия — идеаторная дисграфия, дисграфия на почве истерии.
Характер речевой недостаточности.
Общие характеристики: все типы специфических дисграфических ошибок.
Отличительные характеристики:
− дисграфия –;
− идеаторная дисграфия, дисграфия на почве истерии — все типы неспецифических дисграфических и грамматических ошибок.
Анализируемые параметры.
Сопоставление характера ошибок на письме с соответствующими ошибками устной речи. Характер и выраженность нарушений баланса между возбуждением и торможением. Личностные особенности.