Инновации в формах активного обучения | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Библиографическое описание:

Хусаенова А. А., Насретдинова Л. М., Богданов Р. Р., Газимов А. Х. Инновации в формах активного обучения // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 43-45. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/21/481/ (дата обращения: 18.10.2018).



 

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Так, инновации предполагают внедрение новаций в медицинском образовании. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, педагогического опыта отдельных людей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

С внедрением в образовательный процесс вуза современных технологий преподаватели все более осваивают функции консультанта, тьютера, советчика, организатора. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза реализуются не только специальные, дисциплинарные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу вуза инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и студента.

Индивидуальные, фронтальные формы обучения являются традиционными, а коллективные — принципиально новыми в современном образовании. В последнее время интерес студентов к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы занятий. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемой системы управляемого самообучения студентов. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, системе здравоохранения и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации образовательного процесса в учебных заведениях медицинского профиля. Инновационная направленность деятельности этих заведений, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления системы подготовки мобильных кадров для здравоохранения.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания медицинского образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых подходов к обучению требуют постоянного поиска новых организационных форм учебной деятельности. В данной ситуации существенно возрастает роль активной самостоятельной работы самих студентов.

В-третьих, изменение характера отношения педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания образования преподаватель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов образовательной деятельности со студентами. Если раньше инновационная деятельность медицинских вузов сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе каждого педагога становится анализ и оценка вводимых инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

В процессе изучения темы «Активное обучение студентов — как педагогический управляемый процесс» особое внимание следует обратить на эффективность отдельных форм учебной деятельности в плане усвоения содержания образования. Интересна так называемая «пирамида обучаемости», составленная по результатам американских исследований:

Лекция-монолог5 %

Чтение (самостоятельное)10 %

Аудио-видеообучение20 %

Показ (демонстрация) действий, манипуляций30 %

Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе)50 %

Практика в процессе деятельности75 %

Обучение других (студент обучает студента)90 %

Последняя форма является коллективной, и реализуется на высоком уровне интенсивности. При таком обучении, имеют место какие-то элементы сотрудничества, коллективизма, повышается интерес к обучению, формируется самостоятельность, инициативность студентов — устраняются основные недостатки традиционных форм организации процесса обучения.

Обычно при рассмотрении тех или иных методов или форм обучения осуществляют их оценку с точки зрения познавательной активности студентов. Разработаны и разрабатываются приемы активизации познавательной деятельности в рамках традиционного обучения, которое уже веками в своей основе остается измененным, а, следовательно, и его эффективность, если и повысилась, то благодаря использованию этих приемов. Педагоги считают, что при рассмотрении активного процесса обучения и форм его организации нужно раскрывать прежде всего социальную активность и взаимодействие студентов в процессе обучения, т. е. студент в процессе обучения воздействует на окружающих его однокурсников и преобразует их сознание и поведение, поднимает их на более высокий уровень. Педагогов давно уже беспокоит вопрос социальной пассивности многих современных студентов. Анализ форм организации процесса обучения показывает, чем обусловлена эта массовая общественная пассивность студентов.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, форма обучения, инновация, медицинское образование, процесс обучения, учебная деятельность.

Похожие статьи

Современные технологии обучения студентов в вузе

Современная методика преподавания в вузе сегодня делает упор на активизацию всего учебного процесса посредством игровой деятельности. Использование игровой формы обучения...

Инновационные методы в среднем профессиональном...

...обучения, метод обучения, сфера образования, инновация, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая инновация, профессиональное образование, профессиональное учреждение, основа характера происхождения новшества, студент...

Использование инновационных методов в образовании

Современное образование требует нового подхода к методам преподавания в учебных заведениях.

Проблемное обучение как образовательная технология. проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, учебный процесс, преподаватель, развивающее...

Процесс обучения как деятельность в дидактике высшей...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Образовательный процесс в медицинском вузе направлен на достижение конечных целей обучения. По отношению к студенту образование — это одновременно и процесс и результат обучения...

Инновационные технологии в обучении | Статья в журнале...

Инновационные технологии в образовательном процессе. инновационный метод обучения, инновация, учитель, учебный процесс

учебно-воспитательный процесс, образование, инновация, педагогическая деятельность, образовательный процесс...

Инновационные модели обучения в медицинском колледже...

Инновационные методы в среднем профессиональном... практическая деятельность, активный метод обучения, метод обучения, сфера образования, инновация, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая инновация, профессиональное образование...

Дистанционное образование как инновационная форма обучения

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности

При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных

С внедрением в учебный процесс современных технологий преподаватель все более...

Инновационные технологии в системе профессиональной...

Дистанционное образование как инновационная форма обучения. дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

К вопросу об инновационных методах обучения...

Инновации в образовательной деятельности — это использование новых знаний, приёмов

Применительно к учебно-познавательной деятельности студентов, проектирование или

Использование инновационных технологий обучения также связано с информатизацией...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Современные технологии обучения студентов в вузе

Современная методика преподавания в вузе сегодня делает упор на активизацию всего учебного процесса посредством игровой деятельности. Использование игровой формы обучения...

Инновационные методы в среднем профессиональном...

...обучения, метод обучения, сфера образования, инновация, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая инновация, профессиональное образование, профессиональное учреждение, основа характера происхождения новшества, студент...

Использование инновационных методов в образовании

Современное образование требует нового подхода к методам преподавания в учебных заведениях.

Проблемное обучение как образовательная технология. проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, учебный процесс, преподаватель, развивающее...

Процесс обучения как деятельность в дидактике высшей...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Образовательный процесс в медицинском вузе направлен на достижение конечных целей обучения. По отношению к студенту образование — это одновременно и процесс и результат обучения...

Инновационные технологии в обучении | Статья в журнале...

Инновационные технологии в образовательном процессе. инновационный метод обучения, инновация, учитель, учебный процесс

учебно-воспитательный процесс, образование, инновация, педагогическая деятельность, образовательный процесс...

Инновационные модели обучения в медицинском колледже...

Инновационные методы в среднем профессиональном... практическая деятельность, активный метод обучения, метод обучения, сфера образования, инновация, учебный процесс, образовательный процесс, педагогическая инновация, профессиональное образование...

Дистанционное образование как инновационная форма обучения

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности

При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных

С внедрением в учебный процесс современных технологий преподаватель все более...

Инновационные технологии в системе профессиональной...

Дистанционное образование как инновационная форма обучения. дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

К вопросу об инновационных методах обучения...

Инновации в образовательной деятельности — это использование новых знаний, приёмов

Применительно к учебно-познавательной деятельности студентов, проектирование или

Использование инновационных технологий обучения также связано с информатизацией...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос