Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка
Автор: Василевич Александр Леонидович
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (12) июнь 2018 г.
Дата публикации: 11.05.2018
Статья просмотрена: 4394 раза
Библиографическое описание:
Василевич, А. Л. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка / А. Л. Василевич. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 2 (12). — С. 1-16. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/93/3355/ (дата обращения: 16.12.2024).
Одной из актуальных задач современного образования в период перехода на обучение по новым стандартам является формирование и развитие у обучающихся УУД, необходимых для формирования базовых компетенций личности. Таким образом, меняется роль учителя — теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития УУД. Учитель — главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса.
Согласно требованиям ФГОС нового поколения происходит переход от передачи суммы знаний к активной деятельности по решению конкретных задач. Теперь готовность школьников к обучению на новой ступени образования оценивается не на основе знаний, умений и навыков (ЗУН), а на базе сформированности универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, то есть умения учиться, другими словами, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Функции универсальных учебных действий включают:
– обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
– создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
– обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетенций в любой предметной области.
Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, действие смыслообразования и нравственно-этического оценивания).
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция).
Познавательные УУД включают в себя общеучебные и логические действия, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД включают в себя планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи. [2, с.5–6]
Так что же дают универсальные учебные действия?
Они:
– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками; «умение учиться» во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
– обеспечивает успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области.
Как сформировать универсальные учебные действия? В настоящее время существуют разные педагогические технологии, методы и формы, помогающие формировать УУД. Вот лишь некоторые из них:
- проблемно-диалогическое обучение;
- организация учебного сотрудничества;
- работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
- проектно-исследовательская деятельность;
- использование интерактивных возможностей ИКТ;
- практико-ориентированные задания из реальной жизни;
- разновозрастное сотрудничество и др.
Использование представленных технологий в системе и взаимосвязях, выстраивая единую образовательную среду в школе, позволит создать условия для формирования УУД.
Задача формирования универсальных учебных действий заявлена в Федеральном образовательном государственном стандарте как одна из приоритетных. Развитие УУД — сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопросы: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как мы запланировали? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» — невозможно. Значит, нужен мониторинг. Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. Самый главный вывод, который можно сделать из этого определения, таков: мониторинг — это инструмент того, кто управляет ситуацией.
Цель мониторинга качества сформированности УУД — определить профиль коррекции, то есть выявить несформированные общеучебные и предметные умения и навыки для целенаправленной работы по их формированию, а также отметить те УУД, которые на данный момент станут опорными для обеспечения успешной предметной деятельности обучающихся.
При мониторинге результативности учебного процесса оценивают прежде всего следующие УУД:
– мыслительные (анализ. синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы);
– информационные (умение сворачивать информацию — от текста к таблице, схеме; умение разворачивать информацию — описывать словами схему, формулу, чертеж, таблицу и т. д.);
– коммуникативные (умение работать в группе, в паре; грамотная устная речь; навыки смыслового чтения);
– организационные (умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму, вести тетрадь; навыки самопроверки и самооценивания). [1, с.10]
Критериев для мониторинга УУД разработано достаточно много. Я в своей работе использую критерии, формируемые при работе обучающихся с текстом. Эти критерии оформлены в виде таблицы (Приложение 1). Проверка осуществляется три раза в год в виде входного, промежуточного и итогового контроля. По результатам контрольной работы учитель оценивает каждого обучающегося по трем уровням овладения УУД (0 — не умеет, 1 — частично умеет, 2 — хорошо умеет). Затем учитель оценивает уровень подготовленности класса в целом (Приложение 2). Для проведения контрольных работ созданы контрольно-измерительные материалы (Приложение 3). [3, с.15]
Приложение 1
Проверяемые универсальные учебные действия (ученик (-ца) умеет)
5-й класс |
6-й класс |
7-й класс |
8-й класс |
9-й класс |
10-й класс |
11-й класс |
1. Анализировать текст с точки зрения содержания (определять тему и основную мысль). |
1. Вычленять в повествовательных текстах элементы описания. |
1. Отбирать материал по одному источнику. |
1. Отбирать материал по двум и более источникам в соответствии с определённой темой и замыслом. |
1. Владеть приёмами компрессии текста, достаточными для создания сжатого изложения. |
1. Владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров (быстро и осмысленно читать, выбирать главное). |
1. Формулировать одну из проблем исходного текста. |
2. Озаглавливать текст, составлять простой план готового текста. |
2. Излагать повествовательный текст, осложнённый описанием с творческим заданием (создание текста- повествования с элементами описания). |
2. Выборочно излагать текст-рассуждение. |
2. Кратко излагать содержание прочитанных или прослушанных текстов. |
2. Кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей. |
2. Излагать содержание прочитанного текста, выделяя элементы, отражающие идейный смысл произведения в форме плана, тезисов, конспекта. |
2. Аргументировать собственное мнение по проблеме, поднятой в тексте. |
3. Подробно или сжато излагать текст-повествование в письменной форме с сохранением стиля. |
3. Создавать собственное высказывание в соответствии с темой, замыслом. |
3. Создавать текст-рассуждение (тезисы, доказательства, вывод). |
3. Строить текст публицистического стиля. |
3. Строить связное (тезисы, доказательства, вывод) аргументированное высказывание на тему, связанную с анализом содержания текста. |
3. Создавать высказывание, используя средства публицистического стиля, общественно-политическую лексику. |
3. Употреблять языковые средства в зависимости от речевой ситуации. |
4. Самостоятельно строить высказывание (повествование). |
Приложение 2
Мониторинг УУД по русскому языку. _____________ учебный год. 5-й ______ класс.
Фамилия, имя ученика (-цы) |
1. Умение анализировать текст сточки зрения содержания (определять тему иосновную мысль) |
2. Умение озаглавливать текст, составлять простой план готового текста |
3. Умение подробно или сжато излагать текст-повествование вписьменной форме ссохранением стиля |
4. Умение самостоятельно строить высказывание (повествование) |
Итого за работу |
||||||||||
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
|
1. |
|||||||||||||||
2. и т. д. |
|||||||||||||||
Итого по классу |
|||||||||||||||
Мониторинг УУД по русскому языку. _____________ учебный год. 6-й ______ класс.
Фамилия, имя ученика (-цы) |
1. Умение вычленять вповествовательных текстах элементы описания |
2. Умение излагать повествовательный текст, осложнённый описанием створческим заданием (создание текста- повествования сэлементами описания) |
3. Умение создавать собственное высказывание всоответствии стемой, замыслом |
Итого за работу |
||||||||
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
|
1. |
||||||||||||
2. и т. д. |
||||||||||||
Итого по классу |
||||||||||||
Мониторинг УУД по русскому языку. _____________ учебный год. 7-й ______ класс.
Фамилия, имя ученика (-цы) |
1. Умение отбирать материал по одному источнику |
2. Умение выборочно излагать текст-рассуждение |
3. Умение создавать текст-рассуждение (тезисы, доказательства, вывод) |
Итого за работу |
||||||||
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
|
1. |
||||||||||||
2. и т. д. |
||||||||||||
Итого по классу |
||||||||||||
Мониторинг УУД по русскому языку. _____________ учебный год. 8-й ______ класс.
Фамилия, имя ученика (-цы) |
1. Умение отбирать материал по двум иболее источникам всоответствии сопределённой темой изамыслом |
2. Умение кратко излагать содержание прочитанных или прослушанных текстов |
3. Умение строить текст публицистического стиля |
Итого за работу |
||||||||
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
|
1. |
||||||||||||
2. и т. д. |
||||||||||||
Итого по классу |
||||||||||||
Мониторинг УУД по русскому языку. _____________ учебный год. 9-й ______ класс.
Фамилия, имя ученика (-цы) |
1. Умение владеть приёмами компрессии текста, достаточными для создания сжатого изложения |
2. Умение кратко излагать основное содержание текста научного ипублицистического стилей. |
3. Умение строить связное (тезисы, доказательства, вывод) аргументированное высказывание на тему, связанную санализом содержания текста. |
Итого за работу |
||||||||
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
|
1. |
||||||||||||
2. и т. д. |
||||||||||||
Итого по классу |
||||||||||||
Мониторинг УУД по русскому языку. _____________ учебный год. 10-й ______ класс.
Фамилия, имя ученика (-цы) |
1. Умение владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы слитературой разных стилей ижанров (быстро иосмысленно читать, выбирать главное) |
2. Умение излагать содержание прочитанного текста, выделяя элементы, отражающие идейный смысл произведения вформе плана, тезисов, конспекта |
3. Умение создавать высказывание, используя средства публицистического стиля, общественно-политическую лексику |
Итого за работу |
||||||||
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
|
1. |
||||||||||||
2. и т. д. |
||||||||||||
Итого по классу |
||||||||||||
Мониторинг УУД по русскому языку. _____________ учебный год. 11-й ______ класс.
Фамилия, имя ученика (-цы) |
1. Умение формулировать одну из проблем исходного текста |
2. Умение аргументировать собственное мнение по проблеме, поднятой втексте |
3. Умение употреблять языковые средства взависимости от речевой ситуации |
Итого за работу |
||||||||
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
входной |
промежуточный |
годовой |
|
1. |
||||||||||||
2. и т. д. |
||||||||||||
Итого по классу |
||||||||||||
Приложение 3
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
5 класс
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
(Г. И. Снегирёв)
Задания
- Озаглавьте текст.
- Определите тему и основную мысль текста.
- Составьте план.
- Перескажите текст подробно.
- Выразите мысли и чувства по поводу прочитанного.
6 класс
Зимний парк.
Скрипит под ногами ослепительный снег. Идёшь по огромному парку и наслаждаешься красотой морозного зимнего дня.
На снегу видишь следы каких-то птичек. На красноватом стволе сосны мелькает чей-то хвост. Конечно, это белка. а говорят, что зимой жизнь в парке замирает. Клевета!
Вот синичка. Такая привычная городская жительница... Здесь, на этом сверкающем снегу, она кажется удивительной, сказочной птицей! А если уж прилетит стая снегирей и сядет на ветви деревьев, то парк превратится в волшебный сад, где на белых деревьях растут розовые яблоки.
(Из интернета)
Задания
- Напишите подробное изложение, сохраняя стиль описания.
- Дополните авторское описание собственным, то есть добавьте элементы сочинения-описания.
7 класс
Они были идеальными.
Мне дали три письма. Просили узнать, где эти ребята и почему не заходят.
Я протянул Екатерине Ильиничне поблекшие, морщинистые конверты. Она надела очки, стала осторожно вынимать письма и одно за другим читать.
— Не заходят, говоришь? Как же могут они зайти, если обещали жизнью пожертвовать?
— Они все… погибли? — недоверчиво спросил я. — Все трое?
— Не трое! Их миллионы погибли… А буквы все те же!
Она помолчала.
— «С. Н». Это Сережа Нефедов. Он! Не сомневаюсь… Художественная была натура! Цветы на подоконниках разводил. Он и рисовал хорошо! У меня есть его картина: «Неизвестная с портфелем». бывало, после уроков по шесть портфелей тащил: освобождал девчонок от физических напряжений. Он им и каблуки приколачивал, если отрывались во время танцев. А как эти мальчики танцевали! Лучше, чем они были в жизни, вообще быть невозможно. Они были идеальными...
— В жизни она лучше была, по-моему.
На ее серовато-увядшие щеки пробился румянец. Письма в руках дрожали, как от озноба.
— «В.Б». Это Володя Бугров… У меня сохранилась его тетрадка. Он решал в ней задачки, которых я лично решить не могла. Говорил правду… Считал, что если производственные и спортивные нормы надо выполнять, то уж человеческие тем более! Всегда в очередь становился, никого не расталкивал, а оказывался все равно впереди. Академиком был бы… Сколько будущих академиков не дожили даже до института!
Нет идеальных? А мои мальчики? А мои ребята?! Вот написано: «С». Это Саша Лепешкин. Стеснялся своей фамилии: одной буквой отметился. Маленьких обожал! И этого тоже стеснялся: украдкой, за школой, первоклассников на санках катал. Мама его уборщицей в школе работала. Так он, бывало, за нее после уроков полы мыл. Этого не стеснялся! Девчонки идут, а он моет, трет. Ведра таскает… Нет идеальных? А Саша Лепешкин! И все трое погибли.
(по А. Г. Алексину)
Задания
- Напишите выборочное изложение (например, об авторе одного из писем).
- Дополните изложение сочинением на тему «Такой народ не мог не победить».
8 класс
- Степной ветер собрал за Доном с полевых дорог тонкую сеяную пыль и поднял в небо. К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. В такие минуты всегда ждешь чего-то необычного, и оно случается. Неожиданно мелькнул на красноватом ореоле ширококрылый силуэт и беззвучно растаял в ночи. В ночном поле охотились совы.
В густой пшенице или ржи не увидишь даже самого беспечного и самоуверенного мышонка. А сова, порхая в метре от земли, не станет присматриваться. Услышав хоть какой-нибудь мышиный звук, падает сова, вытянув вперед растопыренные лапы, и тут же взлетает с добычей.
Уши совы, как пеленгатор, определяют точку, где копошится жертва. Но ушастой ее назвали не за настоящие уши, а за два пучка перышек, что торчат на лбу. По этим ушам ее ни с кем не спутаешь.
Стоит посмотреть как-нибудь в сумерки совиную охоту. Как огромные ночные бабочки, порхают совы над травой, падают в нее и взлетают снова. Залюбуешься!
- Однажды (это было в конце сороковых годов), исследуя низовья реки Имана в Уссурийском крае, я нашёл гнездо болотной совы. Это гнездо, к моему искреннему удивлению, помещалось на маленькой, ничем не защищённой кочке. Никто, за исключением лишь нескольких исследователей природы, не видел гнезда совы в таком странном месте. Да, редкостное это было зрелище! Насколько я помню, в гнезде лежали шесть беспомощных совят, по-видимому, таких же обжор, как и птенцы горихвосток. «Как это вас, бедолаги, угораздило, — сказал я, обращаясь к совятам, появиться на свет у такой нерадивой мамаши?» К предположению насчёт обжорства совят я пришёл, конечно, не случайно. Известно, что большинство сов ведут ночной образ жизни. Родители найденных мною совят, однако, вынуждены были нарушить свойственный совам образ жизни. Они охотились за мелкими грызунами: мышами-полёвками, землеройками — не только в ночное время, но, как мне удалось убедиться позднее, и большую часть дня. Очевидно, сильно подросшие совята — будущие хищники — нуждались в обильной пище, и бедным родителям не хватало короткой летней ночи, чтобы поймать нужное количество грызунов. Однако при достаточном количестве пище совы редко покидают гнёзда.
(Из интернета)
Задания
- Из двух прочитанных текстов выберите один, необходимый для заметки о совах в школьную газету.
- Напишите текст публицистического стиля «О совах».
9 класс
О хороших манерах.
Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки. Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее. В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?
В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши — вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол — опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим — к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна».
И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры — это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
(Д. С. Лихачёв)
Задания
- Напишите сжатое изложение, применяя полученные приёмы компрессии текста.
- Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого я считаю воспитанным человеком».
10 класс
Впервые слово биосфера ввёл в науку термин австрийский учёный Эдуард Зюсс в 1875 году. Однако учение о биосфере появилось только в начале XX века. Создал его русский учёный В. И. Вернадский. Он рассматривал биосферу как активную оболочку Земли, в которой обитают живые организмы. Деятельность всех живых существ вместе с человеком преобразует планету. Сам В. И. Вернадский считал своим предшественником в учении о биосфере французского натуралиста Жана Батиста Ламарка.
Биосфера включает три оболочки: воздушную — атмосферу, водную — гидросферу, твёрдую — литосферу. Область распространения основной массы живых организмов в литосфере не выходит за 10 метров от поверхности. Атмосфера заселена до 6 тыс. метров над уровнем моря. В воде жизнь распространена повсюду, вплоть до самых больших океанских глубин, то есть свыше 11 тыс. метров. По сравнению с размерами самой Земли биосфера представляет собой тончайшую плёнку.
Для существования биосферы необходимо непрерывное поступление энергии. её главным источником является световое и тепловое излучение Солнца. Энергия солнечного света накапливается в органическом веществе зелёных растений в виде энергии химических связей и может передаваться от одних организмов к другим.
(Из интернета)
Задания
- Прочитайте текст, выделите в нём главное.
- Кратко сформулируйте основные положения текста в виде тезисов.
- Создайте текст публицистического стиля о необходимости бережного отношения к окружающей среде.
11 класс
Наедине с толпой.
Человек в условиях многолюдства — вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени. Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. Наедине с толпой.
Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек в сегодняшнем городе.
Редкая поездка по столице обходится без метро. Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. Плотный паренёк, видимо, распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. Богатырское движение! Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.
По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. Известно, что стоять надо справа, проходить слева. Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».
Вышли на платформу. Приближается поезд. Нам предстоит сесть в вагон. Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем — входят. Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. Она не в силах удержать себя — дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно — так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.
О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину...
Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. Воспитанность в наши дни — это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.
(По З. С. Паперному)
Задания
- Сформулируйте одну из проблем исходного текста.
- Аргументируйте собственное мнение по проблеме, поднятой в тексте.
Литература:
- Мониторинг овладения обучающимися системой УУД в процессе работы с текстом на уроках русского языка / Капорцева С. Г., Лазаренко Н. Г. и др. // Русский язык и литература. Всё для учителя! — 2016. — № 7. — С. 6–12.
- А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли Система заданий. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
- Шапиро Н. А. Учимся понимать и строить текст. 5–9 кл. — М.: Первое сентября, 2002. — 159 с.