Задачи, поставленные президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым, по вхождению страны в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, кардинально изменили требования к образованию, существенно повысив его ожидаемый вклад в модернизацию общества и выделив образовательный сектор в качестве приоритета социально-экономического развития. Для решения стратегических задач социально-экономического и культурного развития республики, намеченных Президентом в Послании казахстанскому народу — «Казахстан-2030», необходимы самостоятельно мыслящие, творческие, одаренные молодые люди. Казахстану крайне важно «наращивать интеллектуальный потенциал». Реализация этого социального заказа — дело не одного дня. Проблема эта многогранная и комплексная, решается она всей системой образования.
Те, преобразования, которые произошли в нашей системе образования за последнее время, изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Личность начала оцениваться с позиций человеческого капитала, характеризующего вклад интеллектуально-творческого потенциала каждого человека в развитие страны и общества.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.
Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Вышесказанным обосновывается актуальность данной темы. В связи с этим значение работы с одаренными детьми осознано мировой наукой, общественностью и, нами, педагогами.
Понимая, что одарённые и талантливые дети являют собой интеллектуальный и творческий потенциал как основной ресурс развития государства в целом, в Казахстане осуществляется ряд мероприятий по оказанию организационной, психолого-педагогической и социально-экономической их поддержки на разных уровнях и в разных формах.
Прежде всего, это дифференциация видов образовательных учреждений: гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением отдельных предметов, где наиболее способные и талантливые дети могут получить соответствующее их склонностям и возможностям образование. Перечисленное выше представляет собой социальные гарантии поддержки одарённых детей.
Сегодня начальная школа располагает большим потенциалом УМК для развития разных способностей и одарённости младших школьников.
За время работы сформировались мои педагогические принципы и взгляды на работу с детьми с высокой мотивацией к обучению, о которых я хочу сказать ниже и которые позволили мне достичь практических результатов. Принципы обучения интеллектуально одаренных детей: принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип учета возрастных особенностей.
Одна из главнейших задач учителя — научить учащихся думать, делать открытия. «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» А. Н. Колмогоров
Именно поэтому исследовательская деятельность учащихся является одной из самых удачных форм работы с одарёнными учащимися. Навыки исследовательской работы формируются в процессе выполнения учащимися лабораторных и практических работ. Начинаю эту работу с курса «Познание мира», 1 класс, в поурочное планирование включаю работы исследовательского характера. На начальном этапе использую простые опыты, не требующие использования химических приборов. Например «Прорастание семян», «Корень растения», наблюдение за поведением домашних животных. Учащиеся могут производить элементарные опыты и измерения, делать выводы по практическим работам и уже учатся строить гипотезы, постепенно овладевая научным языком.
Системное формирующее воздействие на одаренных детей происходит на всех уроках через определенный комплекс психолого-педагогических условий и соответствующих заданий. Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:
– Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей).
– обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т. ч. современные ИКТ-средства)
– формирование совокупности умений работать с информацией: читать и заполнять таблицы, читать готовые столбчатые и круговые диаграммы, дост- раивать столбчатую диаграмму, сравнивать и обобщать информацию, пред- ставленную в строках и столбцах таблиц и диаграмм, распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме.
Рассмотрим некоторые примеры заданий.
Задания для формирования умения проводить дедуктивные рассуждения.
Гитара — музыкальный инструмент. У Алексея дома музыкальный инструмент. Значит, у него дома гитара?
Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
5 мальчиков обменялись рукопожатием и подарили друг другу по одной своей фотографии. Сколько было рукопожатий? Сколько понадобилось фотографий?” Такие задачи выясняются инсценировкой. Мальчики выходят к доске и пожмут друг другу руки, а ученики считают, сколько было рукопожатий. Потом обмениваются фотографиями. Ученики считают, сколько фотографий подарили.
Задание 1.
Назови следующее число последовательности 27, 36, 45, 54, ___.80
Комментарий. От ученика требуется распознать правило составления последовательности чисел и продолжить ее.
Задание 2. В каких единицах можно измерить массу монеты достоинством 5 рублей? 1) в граммах 2) в килограммах 3) в центнерах 4) в тоннах
Задание 3. Тройки величин записаны слева направо по правилу. Разгадай это правило и допиши наименование величины. 5 т 5 кг 5 г 5 км 5 м Комментарий. В ходе выполнения задания ученик применяет знание и соотношение единиц одной величины и осуществляет переход к другим единицам.
Задание 4. Выбери правило, с помощью которого составлено каждое последующее число последовательности 8, 20, 44, 92. Умножить предыдущее число на 3 и из результата вычесть 4. Умножить предыдущее число на 2 и к результату прибавить 4. Разделить предыдущее число на 2 и результат умножить на 5. Разделить предыдущее число на 4 и результат умножить на 10. Комментарий. Успешность выполнения задания определяется способностью младшего школьника рассуждать и проверять го готовое правило для каждого из предложенных чисел.
Задание 5 Таблица-синтез — позволяет по представленным данным описать ситуацию. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Представим образец задачи, условие которой необходимо вставить в столбцы таблицы.
Задача. Внимательно прочтите текст «Оценки за год» и составьте таблицу. У Мухина по литературе оценка за год «3» У Алексеевой по математике оценка за год — «5». У Дроздова по природоведению оценка за год «5». У Галкина по природоведению оценка за год — «5». У Омарова по литературе 136 оценка за год — «5». У Радугиной по математике оценка за год «4». У Алексеевой по природоведению оценка за год «5». У Дроздова по русскому языку оценка за год «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год — «5». У Алексеевой по литературе оценка за год — «5». У Дроздова по математике оценка за год — «5». У Мухина по математике оценка за год — «3». У Мухина по русскому языку оценка за год — «3». У Омарова по математике оценка за год — «5». У Омарова по русскому языку оценка за год «5». У Радугиной по русскому языку оценка за год — «4».
Попытайтесь ответить на следующие вопросы: 1) Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте? 2) По каким предметам приведены годовые оценки учеников? 3) Сколько учеников имеют только отличные оценки? 4) Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
Задание 6. Составь и реши задачи по схемам:
Такой вид работы позволил обучающимся применить жизненный опыт к составлению и решению задач. Это позволило реализовать практико- ориентированный характер конструирования учебной информации. Еще одним способом работы с информацией математического содержания являются чертежи — условное изображение предметов, взаимосвязей между ними и взаимоотношения величин с помощью отрезков и с соблюдением определенного масштаба. В начальной школе встречаются задачи, которые необходимо решить арифметическим способом. Решение таких задач не связано с введением новой переменной, как это принято в старших классах, что вызывает затруднения оформления решения. В этом случае значительно облегчает решение схема, составленная по условию задачи.
В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.
И данная работа в этом направлении приносит свои плоды. Учащиеся активно участвуют в различных творческих конкурсах и викторинах городского и Международного уровней, интеллектуальных играх и марафонах, олимпиадах, где занимают призовые места.
Предлагаемый опыт работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов обучения и развития одаренных детей в условиях массовой школы. Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжается, так как я абсолютно убеждена в том, что обучение одаренных детей сегодня — это модель обучения всех детей завтра.