Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Краеведение в школе как неотъемлемая часть изучения своей малой родины

Методика преподавания учебных дисциплин
1
Поделиться
Библиографическое описание
Шкарин, Д. Ю. Краеведение в школе как неотъемлемая часть изучения своей малой родины / Д. Ю. Шкарин. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/1878/.


Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества.

Д. С. Лихачев

С самого рождения ты живешь, учишься, познаешь новые места твоего края. Каждый год мы празднуем День города. Именно в этот день начинается его история.

Изучение родного края (или малой родины) имеет исключительно важное значение в воспитании патриотизма, подлинной гражданственности, бережного отношения к окружающей среде и доброй памяти о делах предшествующих поколений.

Сегодня в школе важным и значимым общеобразовательным предметом является — краеведение, изучаемое с 6 по 11 класс.

Современное краеведение представляет собой целый комплекс исследований по истории региона, его географии, этнографии, демографии, литературоведению, культурному наследию, хозяйственной жизни административной и политической деятельности.

Так что же означает само слово краеведение? В различных источниках дается разное определение понятию «краеведение».

Самое полное определение дает советская энциклопедия: краеведение — всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.

По определению академика С. В.Колесника, краеведение — это такая дисциплина, которая всесторонне изучает малые территории.

Главной целью изучения краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Основными задачами изучения курса «Краеведения» являются:

  1. Понимание своей связи с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним.
  2. Осознание значимости наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России.
  3. Заинтересованность жизнью края.
  4. Умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.
  5. Участие в решении проблем окружающего его социума.

Так как я явлюсь учителем истории, то мне наиболее близким является историческое и историко-культурное краеведение, о котором пойдет далее более подробный рассказ. Что представляет собой историческое краеведение?

Историческое краеведение — один из элементов исторического образования в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения.

Система, содержание и методика исторического краеведения соответствует общепедагогическим, дидактическим и предметно-методическим принципам и задачам, поставленным педагогической наукой перед обществоведческими предметами, внеклассной рабой и школьным краеведением.

Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся знаниями родного края, города, села с великой Родиной, помогает улучшить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, деревни с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим домом, честью стать достойным наследником лучших традиций народного края.

Поэтому основным принципом исторического краеведения является взаимосвязь истории местного края с историей страны.

В основе краеведческой работы лежит процесс познавания и изучения окружающей местности, которые позволят человеку иметь знания о них.

В нашем регионе изучается краеведение Воронежской области, причем изучение делится на три основных блока, первый и второй блок 6–7 и 8–9 класс изучается по учебно-методическому пособию Немыкина А. Я. и Немыкиной И. В. и третий блок 10–11 класс изучается по учебному пособию Б. Я. Табачникова.

Блок №1. 6–7 класс— географическое краеведение

6 класс

7 класс

1. Введение в краеведение.

2. Знакомство с Воронежской областью.

3. Геологическая история и строение территории Воронежской области.

4. Рельеф Воронежской области.

5. Климат Воронежской области.

6. Внутренние воды Воронежской области.

1. Почвы Воронежской области.

2. Флора и фауна Воронежской области.

3. Население Воронежской области.

4. Экономика Воронежской области.

5. Экологические проблемы Воронежской области.

6. Достопримечательности Воронежской области.

Блок №2. 8–9 класс— историческое краеведение

8 класс

9 класс

1. Историческое краеведение.

2. Воронежский край в древности.

3. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств.

4. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веке.

5. Воронежский край в Петровскую эпоху.

6. Развитие Воронежской губернии в XVIII веке.

7. Воронежский край в первой половине XIX века.

8. Сословия русского общества.

1. Воронежская губерния во второй половине XIX в.

2. Воронежская губерния в начале ХХ в.

3. Великая российская революция 1917 г. и гражданская война.

4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920–1930 гг.

5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны.

6. Воронежская область в 1945–1990 гг.

7. Россия в конце 1990-х — начале 2000-х гг.

Блок №3. 10–11 класс— историко-культурное краеведение

10 КЛАСС

11 КЛАСС

1. Воронежский край: страницы истории.

2. Из истории районов Воронежской области.

3. Народные обряды.

4. Традиционный народный костюм Воронежской области.

5. Художественные ремесла и промыслы Воронежского края.

6. Воронежские народные сказки и песни.

7. Духовно-религиозная жизнь Воронежского края.

1. Народное просвещение и образование высшая школа и наука.

2. Литературные имена Воронежского края.

3. Музыкальная жизнь Воронежского края.

4. Художественная жизнь Воронежского края.

5. Воронежские театры: прошлое и настоящее.

6. Архитектура Воронежской области.

7. Физическая культура и спорт в Воронежском крае.

Каким же образом строится работа на уроке по краеведению? Обычно это лекции с интерактивными приложениями, практические работы, уроки повторения изученного материала, творческие работы (доклады, сообщения, проекты), викторины и игры, семинары и исследовательские работы.

Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).

Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал обучающегося в соответствии с общим уровнем его подготовки.

Курс «Краеведения» ориентирован на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.

Сегодня, именно по историческому и историко-культурному краеведению имеется достаточно широкая учебная база, наиболее значимыми пособиями для изучения являются:

  1. В. И. Панова. История Воронежского края. — Воронеж: «Родная Речь», 2008 г. — 287 с.
  2. В. И. Панова, А. О. Амелькина. Историческое краеведение Воронежской области. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012 г. — 112 с.
  3. Историко-культурное краеведение Воронежской области. Учебное пособие / Коллектив авторов, науч.ред. Б. Я. Табачников. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012. — 240 с.
  4. Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времен до середины XIX века). 8 класс Воронеж, ВГПУ, 2015 г. — 192 с.
  5. Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времен до середины XIX века). Рабочая тетрадь, 8 класс Воронеж, ВГПУ, 2015 г. — 64 с.
  6. Историческое краеведение Воронежской области. 8–9 классы. Учебное пособие. / Науч.ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015. — 368 с.
  7. Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XX — начало XXI века). 9 класс Воронеж, ВГПУ, 2015 г. — 192 с.
  8. Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XX — начало XXI века). Рабочая тетрадь, 9 класс Воронеж, ВГПУ, 2016 г. — 80с.
  9. Пушкина Т. Ф. Рабочая тетрадь к учебному пособию «Историческое краеведение Воронежской области. 8–9 классы» для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений. Учебно-методическое пособие. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края. 2015. — 52 с.
  10. Пушкина Т. Ф. Рабочая тетрадь к учебному пособию «Историческое краеведение Воронежской области. 8–9 классы» для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений. Учебно-методическое пособие. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края. 2015. — 52 с.
  11. Баранникова М. И. Рабочая тетрадь № 1 к учебному пособию «Историко-культурное краеведение Воронежской области. 10–11 классы» для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. Учебно-методическое пособие. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края. 2015. — 48 с.
  12. Баранникова М. И. Рабочая тетрадь № 1 к учебному пособию «Историко-культурное краеведение Воронежской области. 10–11 классы» для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. Учебно-методическое пособие. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края. 2015. — 48 с.
  13. Пыльнев Ю. В., Шилина Л. П. Путеводитель-дневник по музеям, памятным местам, памятникам истории Воронежской области (8–9 классы). Учебно-методическое пособие. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края. 2015. — 48 с.
  14. Пыльнев Ю. В., Шилина Л. П. Путеводитель-дневник по музеям, памятным местам, памятникам истории Воронежской области (10–11 классы). Учебно-методическое пособие. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края. 2015. — 64 с.
  15. Историко-культурное краеведение Воронежской области. 10–11 классы. Учебное пособие. / Науч.ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015. — 368 с.

Можно выделить и основные результаты изучения курса «Краеведения» в школе. В конечном счете, при изучении данного общеобразовательного предмета, учащиеся должны:

Знать (понимать):

  1. Основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней.
  2. Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края.
  3. Изученные виды исторических источников.

Уметь:

  1. Соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края.
  2. Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников.
  3. Показать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий.
  4. Рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ.
  5. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
  6. Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры.
  7. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 1) понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; 2) высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края; 3) объяснения исторически сложившихся норм социального поведения.

Таким образом, школьное краеведение: активизирует педагогический процесс, повышает самодеятельность учащихся, укрепляет любовь к познанию своего края, что является важным в формировании конкурентоспособной личности школьника.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный