Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества.
Д. С. Лихачев
С самого рождения ты живешь, учишься, познаешь новые места твоего края. Каждый год мы празднуем День города. Именно в этот день начинается его история.
Изучение родного края (или малой родины) имеет исключительно важное значение в воспитании патриотизма, подлинной гражданственности, бережного отношения к окружающей среде и доброй памяти о делах предшествующих поколений.
Сегодня в школе важным и значимым общеобразовательным предметом является — краеведение, изучаемое с 6 по 11 класс.
Современное краеведение представляет собой целый комплекс исследований по истории региона, его географии, этнографии, демографии, литературоведению, культурному наследию, хозяйственной жизни административной и политической деятельности.
Так что же означает само слово краеведение? В различных источниках дается разное определение понятию «краеведение».
Самое полное определение дает советская энциклопедия: краеведение — всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.
По определению академика С. В.Колесника, краеведение — это такая дисциплина, которая всесторонне изучает малые территории.
Главной целью изучения краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Основными задачами изучения курса «Краеведения» являются:
- Понимание своей связи с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним.
- Осознание значимости наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России.
- Заинтересованность жизнью края.
- Умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.
- Участие в решении проблем окружающего его социума.
Так как я явлюсь учителем истории, то мне наиболее близким является историческое и историко-культурное краеведение, о котором пойдет далее более подробный рассказ. Что представляет собой историческое краеведение?
Историческое краеведение — один из элементов исторического образования в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения.
Система, содержание и методика исторического краеведения соответствует общепедагогическим, дидактическим и предметно-методическим принципам и задачам, поставленным педагогической наукой перед обществоведческими предметами, внеклассной рабой и школьным краеведением.
Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся знаниями родного края, города, села с великой Родиной, помогает улучшить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, деревни с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим домом, честью стать достойным наследником лучших традиций народного края.
Поэтому основным принципом исторического краеведения является взаимосвязь истории местного края с историей страны.
В основе краеведческой работы лежит процесс познавания и изучения окружающей местности, которые позволят человеку иметь знания о них.
В нашем регионе изучается краеведение Воронежской области, причем изучение делится на три основных блока, первый и второй блок 6–7 и 8–9 класс изучается по учебно-методическому пособию Немыкина А. Я. и Немыкиной И. В. и третий блок 10–11 класс изучается по учебному пособию Б. Я. Табачникова.
Блок №1. 6–7 класс— географическое краеведение
6 класс |
7 класс |
1. Введение в краеведение. 2. Знакомство с Воронежской областью. 3. Геологическая история и строение территории Воронежской области. 4. Рельеф Воронежской области. 5. Климат Воронежской области. 6. Внутренние воды Воронежской области. |
1. Почвы Воронежской области. 2. Флора и фауна Воронежской области. 3. Население Воронежской области. 4. Экономика Воронежской области. 5. Экологические проблемы Воронежской области. 6. Достопримечательности Воронежской области. |
Блок №2. 8–9 класс— историческое краеведение
8 класс |
9 класс |
1. Историческое краеведение. 2. Воронежский край в древности. 3. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств. 4. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веке. 5. Воронежский край в Петровскую эпоху. 6. Развитие Воронежской губернии в XVIII веке. 7. Воронежский край в первой половине XIX века. 8. Сословия русского общества. |
1. Воронежская губерния во второй половине XIX в. 2. Воронежская губерния в начале ХХ в. 3. Великая российская революция 1917 г. и гражданская война. 4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920–1930 гг. 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны. 6. Воронежская область в 1945–1990 гг. 7. Россия в конце 1990-х — начале 2000-х гг. |
Блок №3. 10–11 класс— историко-культурное краеведение
10 КЛАСС |
11 КЛАСС |
1. Воронежский край: страницы истории. 2. Из истории районов Воронежской области. 3. Народные обряды. 4. Традиционный народный костюм Воронежской области. 5. Художественные ремесла и промыслы Воронежского края. 6. Воронежские народные сказки и песни. 7. Духовно-религиозная жизнь Воронежского края. |
1. Народное просвещение и образование высшая школа и наука. 2. Литературные имена Воронежского края. 3. Музыкальная жизнь Воронежского края. 4. Художественная жизнь Воронежского края. 5. Воронежские театры: прошлое и настоящее. 6. Архитектура Воронежской области. 7. Физическая культура и спорт в Воронежском крае. |
Каким же образом строится работа на уроке по краеведению? Обычно это лекции с интерактивными приложениями, практические работы, уроки повторения изученного материала, творческие работы (доклады, сообщения, проекты), викторины и игры, семинары и исследовательские работы.
Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).
Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал обучающегося в соответствии с общим уровнем его подготовки.
Курс «Краеведения» ориентирован на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.
Сегодня, именно по историческому и историко-культурному краеведению имеется достаточно широкая учебная база, наиболее значимыми пособиями для изучения являются:
- В. И. Панова. История Воронежского края. — Воронеж: «Родная Речь», 2008 г. — 287 с.
- В. И. Панова, А. О. Амелькина. Историческое краеведение Воронежской области. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012 г. — 112 с.
- Историко-культурное краеведение Воронежской области. Учебное пособие / Коллектив авторов, науч.ред. Б. Я. Табачников. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012. — 240 с.
- Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времен до середины XIX века). 8 класс Воронеж, ВГПУ, 2015 г. — 192 с.
- Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времен до середины XIX века). Рабочая тетрадь, 8 класс Воронеж, ВГПУ, 2015 г. — 64 с.
- Историческое краеведение Воронежской области. 8–9 классы. Учебное пособие. / Науч.ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015. — 368 с.
- Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XX — начало XXI века). 9 класс Воронеж, ВГПУ, 2015 г. — 192 с.
- Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XX — начало XXI века). Рабочая тетрадь, 9 класс Воронеж, ВГПУ, 2016 г. — 80с.
- Пушкина Т. Ф. Рабочая тетрадь к учебному пособию «Историческое краеведение Воронежской области. 8–9 классы» для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений. Учебно-методическое пособие. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края. 2015. — 52 с.
- Пушкина Т. Ф. Рабочая тетрадь к учебному пособию «Историческое краеведение Воронежской области. 8–9 классы» для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений. Учебно-методическое пособие. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края. 2015. — 52 с.
- Баранникова М. И. Рабочая тетрадь № 1 к учебному пособию «Историко-культурное краеведение Воронежской области. 10–11 классы» для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. Учебно-методическое пособие. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края. 2015. — 48 с.
- Баранникова М. И. Рабочая тетрадь № 1 к учебному пособию «Историко-культурное краеведение Воронежской области. 10–11 классы» для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. Учебно-методическое пособие. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края. 2015. — 48 с.
- Пыльнев Ю. В., Шилина Л. П. Путеводитель-дневник по музеям, памятным местам, памятникам истории Воронежской области (8–9 классы). Учебно-методическое пособие. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края. 2015. — 48 с.
- Пыльнев Ю. В., Шилина Л. П. Путеводитель-дневник по музеям, памятным местам, памятникам истории Воронежской области (10–11 классы). Учебно-методическое пособие. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края. 2015. — 64 с.
- Историко-культурное краеведение Воронежской области. 10–11 классы. Учебное пособие. / Науч.ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015. — 368 с.
Можно выделить и основные результаты изучения курса «Краеведения» в школе. В конечном счете, при изучении данного общеобразовательного предмета, учащиеся должны:
Знать (понимать):
- Основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней.
- Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края.
- Изученные виды исторических источников.
Уметь:
- Соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края.
- Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников.
- Показать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий.
- Рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ.
- Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
- Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 1) понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; 2) высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края; 3) объяснения исторически сложившихся норм социального поведения.
Таким образом, школьное краеведение: активизирует педагогический процесс, повышает самодеятельность учащихся, укрепляет любовь к познанию своего края, что является важным в формировании конкурентоспособной личности школьника.