Почему страны во всем мире реформируют систему образования | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 27.10.2016

Статья просмотрена: 1142 раза

Библиографическое описание:

Зубочкина, Е. А. Почему страны во всем мире реформируют систему образования / Е. А. Зубочкина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1353/ (дата обращения: 19.12.2024).



В современном мире мы наблюдаем экономические, политические и социальные явления, которые происходят по причине глобализации. Все чаще человечество сталкивается с трудноразрешимыми всемирными проблемами. Это такие трудности, которые возникают непосредственно при участии человека: загрязнения окружающей среды, преодоление разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами, устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре, прекращение стремительного роста населения и т. д. Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа. Чем выше уровень интеллектуальных достижений, открытий и модернизации, тем масштабнее последствия. Поэтому разрешение этих глобальных проблем невозможно без совместных усилий и действий развитых стран мира.

Почему страны мира проводят реформы в системе образования? Отвечая на этот вопрос, могу отметить, чтостранымирапроводятреформыв системеобразования для того, чтобы быть в числе передовых конкурентоспособных стран. Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев говорил: «Конкурентоспособность нации определяется уровнем ее образованности». Именно поэтому образование стало одним из главных приоритетов, возникает необходимость пересматривания существующих мировых систем образования.

В развитых странах уровень образованности граждан достаточно высок, такие страны имеют качественную образовательную систему. Я проанализировала результаты международной образовательной статистики. По оценке PISA-2009 во всех трех испытаниях результаты выше среднего показали 14 стран: Шанхай, Финляндия, Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Япония, Канада, Новая Зеландия, Нидерланды, Австралия, Швейцария, Эстония, Лихтенштейн, Бельгия. В TIMSS-2007 учащиеся основных школ (8-х классов) показали результаты выше среднего в Гонконге, Сингапуре, Тайване, Японии, Южной Кореи, Великобритании и Чешской Республики. В итоге международная образовательная компания Pearson исследовала и выявила лидеров мировых образовательных систем: Финляндия (0,99), Южная Корея, Гонконг, Япония (0,89), Сингапур (0,84), Великобритания (0,60). Данный рейтинг основан на международных тестах на грамотность, знание естественных наук. Такое исследование проводится раз в три-четыре года.

Среди лидирующих стран присутствуют государства Европы и Азии. Я решила рассмотреть западную и восточную системы образования. Для анализа я выбрала системы образования Японии и Финляндии. Хочу выяснить, как эти страны достигли высокого уровня развития образования.

Изучив систему образования Японии, я выделила несколько важных особенностей. Японские школьники обучаются 12 лет. В начальной школе обучение длится 6 лет, так как очень сложное изучение родного языка. Самый длинный учебный год в мире у японских школьников — 240 дней. Детям задают очень много материала, поэтому они по 6 часов в день выполняют домашние задания. Родители контролируют детей, чтобы те все выучили. В итоге после окончания школы стоит задача поступить в хороший университет. Меня поразил такой факт: «В 1985 году проводился опрос среди школьников. Оказалось, что 60 процентов из них никогда не чистили для себя даже яблока, не приготовили ужин и не накрыли на стол. Они зубрят по 10 часов в сутки». [1] Возникает вопрос: как японские школьники при такой сложности и загруженности достигают высоких результатов? Как оказалось, важная роль отводится культуре и традициям японского общества.

Роли учителя в Японии отводится важная роль. Еще с древности у японцев заложен конфуцианский культ почитания старейшин, который и стал фундаментом статуса учителя в обществе. Учитель по-японски — «сэнсэй», что переводится «ранее рожденный». Чтобы поддерживать высокий статус учительской профессии и повышать качество преподавания, используются в Японии разные формы материального стимулирования учителей, поощряется самообразование педагогов. Воспитание неординарных личностей, развитие критического мышления стало важной целью системы образования Японии. Дошкольное воспитание в Японии стоит на первом и важном месте. Психологи считают, что человек приобретает 70 % знаний до 7 лет, а всю оставшуюся жизнь остальные 30 %. С самого раннего возраста в Японии идет групповое обучение. В детском саду детей собирают в маленькие группы, у каждой группы имеется отдельное «рабочее место». С раннего детства ребят учат работать в коллективе. В средней школе уже не постоянные группы, один раз за 5 месяцев их переформировывают. Это необходимо для быстрой адаптации детей к новым условиям. Как считает Ден Бешоар, что этот способ «помогает сохранить здоровье школьника, т. к. в гармоничных группах исключается дискриминация и связанные с нею стрессы». Мне понравился подход в Японии к воспитанию личности ребенка. Оказывается, в школах имеется новый предмет самокритика. По моему мнению, это говорит о том, что в итоге в японских школах не только учат детей, а развивают их, воспитывают именно то, что необходимо социуму. [2]

Финская система образования очень молодая, ей меньше 50 лет. Но при этом школьники Финляндии показали хорошие результаты по международным исследованиям (PISA). Система образования финских школьников кардинально отличается от известных мне систем образования. Меня удивило, что в финских школах не сдают экзамены, даже выпускных. Способ обучения с дифференцированным подходом, при котором происходит более глубокое изучение некоторых предметов в ущерб других, в Финляндии не приветствуется. Не существует «элитных» классов и школ. Ребенок в Финляндии идет учиться в ближайшую школу. Количество частных школ там незначительно. Одна из задач, которую ставит Министерство образования Финляндии, это выравнивание системы образования. В итоге образование должно быть везде и для всех одинаковым как по содержанию, так и по доступности. [3]

Финская школа — это второй дом для учеников. Поэтому здания школ разрабатываются опытными архитекторами Финляндии с учетом мнения учащихся старших классов, а также и их родителей. Результативности обучения способствует такой факт, а именно, в каждом классе работают сразу двое педагогов — все это уменьшает нагрузку каждого учителя и по-настоящему ускоряет, и упрощает процесс принятия решений. Большое внимание уделяют развитию критического мышления и рефлексии. Ученики могут мыслить аналитически, рассказать после каждого урока, что они смогли понять, а что нет. И если учащийся что-то не понял, то это не признается виной ученика, а считается недоработкой учителя по разработке плана подачи знаний. В возрасте девятнадцати лет школьники Финляндии заканчивают образование. После его завершения вчерашние школьники сдают матрикуляционный — первый, последний и единственный, общенациональный экзамен. Значимость его трудно оценить, так как для поступления в вузы он не играет практически никакой роли.

В итоге совершенно два разных подхода к образованию дают отличные результаты. В Японии огромное время ученики тратят на домашнюю подготовку и репетиторов, а в Финляндии наоборот. Там ученики все делают только в школе и домашней подготовки и репетиторов у них нет. Что же объединяет эти две системы образования? В Японии и Финляндии дети обучают в сотрудничестве, в группах или парах, тем самым создавая коллаборативную среду и развивая коммуникативные навыки применяя знаний на практике. Я пришла к выводу, что огромная роль отводится развитию критического мышления учащихся, оцениванию и новым подходам в обучении. Здесь идет речь об аналитическом мышлении, самооценивании, о рефлексии и формативном оценивании учителем. То есть оценивание там направлено на определение возможностей повышения качества обучения. Для осуществления этого большое значение уделяется роли учителя, его самообразованию и профессионализму, а также статусу в обществе.

Сравнивая результаты PISA — готовности молодых людей качественно применять свои знания повсеместно, Казахстан занимает далеко не лидирующие позиции, а значит качество образования оставляет желать лучшего. Это можно определить по результатам международных исследований:

– международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) — 40–45 место,

– оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS) — 10–12 место,

– международное исследование «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS) — 10–15 место.

С 2009 года по Инициативе ОЭСР для стран Центральной Азии оказывается поддержка Правительству Республики Казахстан, направленная на укрепление конкурентоспособности страны.

Президент Казахстана Н. А. Назарбаевым в 2006 году поставил задачу вхождения республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. [4] Для достижения этой цели необходимо преобразование системы образования. В связи с этим, принят Национальный план по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы. Поставлена задача воспитывать личность, которая сможет использовать свои знания на практике. Активно продвигается работа по подготовке учителей на уровневых курсах, поддерживается внедрение новых технологий в обучение.

Государственная программа развития образования Республики Казахстан прогнозирует в будущем увидеть нашу страну образованной, с развитой экономикой и высококвалифицированными работниками.

Если проанализировать состояние образования Казахстана в современном мире нельзя не заметить возникшие сложности, которые у нас имеются. По моему мнению, это говорит о том, что у нас присутствуют факты, которые явно свидетельствуют о кризисе в образовании. Для преодоления кризиса необходимы радикальные изменения не только на государственном уровне, но и на местах: в каждой школе, колледже, вузе.

Школа — это опора всего школьного процесса, а обучение уже продолжается всю жизнь. Естественно, школа дает установленный набор знаний и навыков. В настоящее время недостаточно знать и уметь, необходимо умелое применение. Знание правил, формул и фактов необходимо для того, чтобы иметь свое мнение в дискуссии отстоять свою точку зрения, уметь дать оценку событиям. В итоге хорошая школа должна стать школой жизни, научить решать проблемы, которые встретятся вне школы. Необходимо научить каждого выпускника справляться с информационным потоком. Это и есть функциональная грамотность, позволяющая школьникам руководствоваться здравым смыслом и логикой, уметь выживать в сложных жизненных ситуациях, применять свои знания, критически мыслить, быть креативным.

Прогнозируется, что реализация Национального плана даст рост повышению интереса к инновациям и творчеству, мотивирует к стремлению овладеть новыми знаниями.

Сейчас качественные преобразования в практике преподавания казахстанских учителей планируется провести через уровневую программу курсов повышения квалификации работников образования Республики Казахстан, разработанную совместно с Центром педагогического мастерства и факультетом образования Кембриджского университета. Проанализировав программу, я пришла к выводу, что основная цель этой программы — изменение подходов в образовании, изменение педагогической практики учителя, а значит и повышение функциональной грамотности учителей, а затем и учеников, постепенно все это приведет к реформированию в нашем образовании.

В каждой школе система обучения и преподавания неповторимая, но, к сожалению, комфортно чувствует себя при этом не каждый ребенок. Дело в том, что любой ученик — это индивидуальность, которая требует к себе особого внимания. Не все дети одинаковы. Некоторым ученикам одни предметы даются намного легче других, и может им проще учиться в конкретное время суток. Есть такие ребята, которым легче учиться в небольших группах, а другим в больших. А некоторые вообще хотят учиться индивидуально. Как создать условия для обучения каждого ребенка? Конечно это сложно, но нам необходимо этого добиться. Обучение в интересной и комфортной среде, когда раскрываются даже непостижимые тайны — это ли не мотивация для изменения подхода к обучению?

Чего мы добиваемся, модернизируя нашу систему образования? Чтобы любой выпускник школы смог оценить себя критически и умел определять для себя цели в будущем. В результате он будет востребован на рынке труда, а главное — в собственной жизни. Поэтому нам необходимо работать над изменением подхода к оцениванию. Многое зависит от личности самого учителя. Ведь учитель — главная фигура в образовательном процессе. От нас, учителей, зависит процесс формирования личности ребенка, которая будет способной конкурировать в быстро меняющемся мире. Но до тех пор, пока каждый из нас будет полагать, что наша система образования самая лучшая в мире и учить нужно только традиционно, по старинке, школы Казахстана не смогут сформировать учащихся подготовленных к практическому использованию приобретенных знаний, востребованных 21 — м веком, и войти в 30 лучших стран мира» [5].

Литература:

  1. Барбер М., Муршер М.(2008) «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах»
  2. Кусаинов А. К.(2013) «Качество образования в мире и Казахстане».Алматы.
  3. АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства (ЦПМ) (2014) «Руководство для учителя первого (продвинутого уровня)», третье издание, страница 143.
  4. НЦОКО (Национальный центр оценки качества образования). (2011) Национальный доклад о состоянии и развитии образования [онлайн на: http://www.edu.gov.kz/fileadmin/user_upload/deyatelnost/nac_sistema_ocenki/Nacdoklad_2011__kratkaja_versija_na_russ.pdf] (получено 22 марта 2013).
  5. «Стратегия-2050» Президента РК Н. А. Назарбаева, 17.01.2014, [онлайн на:http://www.akorda.kz/ru/page/page_215750_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-17-yanvarya-2014-g
  6. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы
  7. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы.
Основные термины (генерируются автоматически): Япония, Финляндия, PISA, система образования, Казахстан, школа, Гонконг, знание, Сингапур, Южная Корея.
Задать вопрос