Педагогический процесс начальной школы как фактор развития действий нравственно-этического оценивания у младших школьников | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (28) март 2023 г.

Дата публикации: 03.03.2023

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Былков, А. В. Педагогический процесс начальной школы как фактор развития действий нравственно-этического оценивания у младших школьников / А. В. Былков, Д. А. Василевич. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 2 (28). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/244/8150/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматривается понятие действий нравственно-этического оценивания, обосновывается совокупность педагогических условий их развития у учащихся начальной школы.

Ключевые слова : действия нравственно-этического оценивания, метапредметное нравственное содержание учебных дисциплин, ситуации нравственного выбора, нравственно-ориентированные проектные задачи, нравственно-ориентированные игры, проблемно-ценностное общение.

Преобразования, происходящие в современном российском обществе, существенно изменили целевые ориентиры образования, в которых актуализировалась направленность на воспитание человека, воплощающего нравственные ценностные идеалы патриотизма и служения Отечеству, коллективизма и другодоминанты, заботы и милосердия.

Поиск путей решения этих задач становится наиболее актуальным в работе с детьми младшего школьного возраста. В этом возрасте «складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности», так как «младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию» [1].

Проблема формирования нравственного сознания личности, в частности, действий нравственно-этического оценивания, является непреходящей темой научных исследований. Понимание сущности феномена «нравственно-этическое оценивание», специфики развития действий нравственно-этического оценивания открывается нам в работах Т. Д. Джишкариани, А. В. Серого, О. Ю. Федосеевой и др. Принципиальное значение имеют научные труды Л. В. Калининой, содержание которых открывает возможность определить педагогические условия развития действий нравственно-этического оценивания у младших школьников. Общим в результатах исследований является акцент на необходимости формирования и развития компонентов действий нравственно-этического оценивания и формирование данных действий в целом как потребность воспитания нравственно развитой личности школьника.

Действия нравственно-этического оценивания , с точки зрения воспитания, являются средством и результатом воспитательного процесса и саморазвития с учетом моральных норм и общественных требований. По О. Ю. Федосеевой, в процессе нравственно-этической оценки личность выступает как носитель нравственной активности, проявляя индивидуальную позицию в ситуации морального выбора и открыто её выражая [7]. Л. В. Калинина отмечает, что нравственно-этическая оценка занимает особое место в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций, т. к. дети часто замечают малейшие отклонения в нормах поведения своих одноклассников и остро реагируют на их проявления, а при этом некритически относятся к своим поступкам. На основе нравственно-этической оценки происходит сознательное предпочтение и присвоение определенных нравственных ценностей, что обусловливает готовность личности к нравственному поступку в реальной жизненной ситуации [6].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил отнести к действиям нравственно-этического оценивания следующие: умение выделять нравственный аспект поведения на основе знания моральных норм; способность ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; умение соотносить собственные поступки с принятыми этическими принципами; способность оценивания усваиваемого содержания на предмет соответствия нравственным ценностям; способность совершать личностный моральный выбор.

По нашему предположению, педагогический процесс начальной школы может выступить фактором развития действий нравственно-этического оценивания у младших школьников, если будет реализован ряд педагогических условий.

Первое условие мы связываем с организацией учебного процесса, акцентируя внимание на использовании в образовательно-воспитательной деятельности метапредметного нравственного содержания учебных дисциплин . Именно от содержания образования зависит овладение нравственно-ориентированным опытом — системой нравственных ценностей, готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире этих ценностей. Не случайно, А. В. Хуторской характеризует нравственное содержание учебных предметов как метапредметное, проектирующее определенный тип сознания и поведения обучающегося [9].

Мы исходим из понимания метапредметного компонента содержания начального общего образования, как «педагогически адаптированного с учетом возрастных характеристик младшего школьного возраста социокультурного опыта, являющегося частью предметных образовательных областей и организационно-содержательных форм учебной деятельности учащихся» [8]. Метапредметность содержания в контексте нашего исследования мы понимаем как деятельность ученика при работе с особым (нравственным) содержанием образования, выступающим в таком ракурсе рассмотрения надпредметным.

Метапредметный нравственный потенциал содержания учебных дисциплин в начальной школе становится востребованным благодаря специальной деятельности учителя. Например, нравственно-этическая категория «добро» актуализируется в сознании детей через анализ и оценку поступков героев литературных произведений, формирование чувства ответственности за сказанное и написанное слово, ознакомление с правилами поведения в отношениях «человек-человек», «человек-природа» — на уроках литературного чтения, русского языка и окружающего мира; категория «красота» находит своё отражение в ценностных представлениях обучающихся на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, технологии через понимание красоты в произведениях искусства и др. Учителю необходимо тщательно продумывать вопросы и задания, чтобы помочь ребёнку полнее пережить воспринятое произведение, оценить нравственные поступки героев.

Определяя следующее условие развития действий нравственно-этического оценивания — включение в содержание урочной и внеурочной деятельности обучающихся ситуаций нравственного выбора, нравственно-ориентированных проектных задач, нравственно-ориентированных игр — мы опираемся на исследования Л. В. Калининой [5; 6]. Учёный утверждает, что освоение способов действия в ситуации нравственного выбора осуществляется только при такой организации образовательного процесса, в котором основное место отводится активной самопреобразующей деятельности ребёнка.

Ситуации нравственного выбора ставят воспитанника в такие условия, когда ему необходимо сделать выбор между двумя противоположными решениями (действиями), в частности между нравственными нормами и личными интересами, между личностной потребностью и общественной значимостью совершаемого действия. Решая ситуацию, ребенок отвечает на вопросы: «Как поступить?», «Ради чего?», выбирает определенную модель поведения. Так, например, педагог создаёт ситуацию нравственного выбора на основе сюжета сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» [10]. Объектами анализа выступают герои произведения Герда и Снежная королева. Характеристика героев с помощью вопросов «Снежная королева — какая? Герда — какая?» осуществляется с разных точек зрения: по внешнему виду, по уровню материального достатка, по отношению к окружающим. В совместной работе с детьми по критериям «хорошо — плохо» выстраивается характеристика героев: «Быть бессердечным плохо. Почему?», «Быть добрым хорошо. Почему?». Далее создается проблемная ситуация: «Кого из героев можно назвать настоящим другом? Почему? А с кем хотели бы дружить вы?»; «Герда и Снежная королева хотят с вами дружить. Они приготовили вам свои подарки: Герда — символ верной дружбы — сердечко, а Снежная королева — северные шоколадки. Вы можете выбрать себе только одного друга. Возьмите подарок того героя, которого вы выбрали себе в друзья». Дети выбирают подарок, «предметом соблазна» здесь выступает шоколадка. Желающие могут огласить свой выбор; взявшие шоколадку, вряд ли станут это делать, они и должны стать объектом пристального внимания педагога.

Наиболее продуктивно развитие действий нравственно-этического оценивания младшего школьника может быть организовано в процессе решения нравственно-ориентированных проектных задач . По рекомендации Л. В. Калининой, решение проектных задач должно осуществляться при условии, что педагог не представляет задачу в конкретном виде, а вводит как проблемную ситуацию. В этом случае её решение приобретает личностную значимость. Результатом решения задачи является не только реальный «продукт», созданный учащимися, но и личностное развитие создателя «продукта» — ученика [5].

Так, например, с учениками начальной школы организуется выполнение проектной задачи «Толковый словарь нравственных понятий «От А до Я» [5]. Школьники находят определения слов, иллюстрируют их, составляют ребусы, подбирают пословицы. Например, статья детей на тему «Справедливость»: «...это когда распределяют всё поровну, не берут себе лучшее, больше; когда играют по очереди, считаются; при ссоре честно разбираются, кто прав, кто виноват, не выгораживают только себя».

Нравственно-ориентированная (этическая) игра моделирует ситуации и различные стороны нравственной жизни людей, обеспечивает включение учащихся в этическую проблему, учит анализировать свои поступки и поступки других людей. Так, на занятии на тему «Вежливые слова» педагог использует шкатулку и карманный фонарик [4]. Вначале он перечисляет всё, чем его радуют дети и говорит, что он тоже хочет порадовать их, для чего и принёс на занятие волшебную шкатулку. Далее организуется игра, в процессе которой дети получают подарки из шкатулки, но при условии вежливого обращения к ней. Если школьник не произносит волшебное слово, то шкатулка не открывается. Когда ребенок взял подарок и сказал «спасибо», то загорается волшебный огонек (фонарик в руках педагога), но если кто-то забыл поблагодарить шкатулку за подарок, то огонёк не загорается.

Во время нравственно-ориентированной игры происходит внутренний диалог и осуществляется моральный выбор ребёнка.

Ещё одним условием развития действий нравственно-этического оценивания у младших школьников является обогащение внеурочной воспитательной работы занятиями/мероприятиями проблемно-ценностной направленности. Проблемно-ценностное общение младших школьников может быть организовано в форме этических бесед. Этическая беседа — это обращенное к слушателям развёрнутое личное высказывание инициатора беседы, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.

Анализ методических особенностей организации этической беседы показал, что учителю важно соблюдать ряд основных требований: тщательный подбор фактов, событий, литературных произведений, жизненных ситуаций; постановка вопросов, вызывающих интерес у участников беседы, побуждающих думать; опора на знания и нравственный опыт детей; создание благоприятной психологической атмосферы (не сводить беседу к «чтению морали»).

Используя это универсальное средство развития действий нравственно-этического оценивания, педагог может значительно расширить его возможности за счёт разнообразия видов этической беседы, среди которых: программные (специально запланированные); эпизодические (связанные со сложившейся ситуацией в коллективе); отсроченные (предоставляющие ребёнку время для обдумывания своего поведения); беседа-экспромт (связанная с немедленной оценкой поведения учащихся, разрешением конфликта).

Таким образом, развитие действий нравственно-этического оценивания в педагогическом процессе начальной школы осуществляется посредством использования потенциала метапредметного нравственного содержания учебных дисциплин; усиления деятельностного компонента уроков и внеурочных занятий/мероприятий через решение нравственных проблем; обогащения внеурочной воспитательной работы занятиями/мероприятиями проблемно-ценностной направленности.

Литература:

  1. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян // Молодой ученый. — 2014. — № 14. — С. 243–244.
  2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение. — 2011. — 223 с.
  3. Джишкариани Т. Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учебно-методическое пособие / Т. Д. Джишкариани. — Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ. — 2016. — 151 с.
  4. Иванова Е. И. Роль нравственно-ориентированных игр в процессе этического воспитания младших школьников. — Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/ork/prochee/rol-nravstvienno-oriientirovannoi-ighry-v-protsiessie-etichieskogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov. — (дата обращения — 15.05.2022 г.).
  5. Калинина Л. В. Решение нравственно-ориентированных проектных задач в современном образовательном процессе начальной школы / Л. В. Калинина // Начальная школа. — 2015. — № 5. — С. 27–30.
  6. Калинина Л. В. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников через нравственно-этическое оценивание / Л. В. Калинина // Сибирский педагогический журнал. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nravstvennyh-tsennostnyh-orientatsiy-mladshih-shkolnikov-cherez-nravstvenno-eticheskoe-otsenivanie (дата обращения — 13.04.2022 г.).
  7. Федосеева О. Ю. Сущностные характеристики действий нравственно-этического оценивания на основе морального выбора и моральных норм / О. Ю. Федосеева // Концепт. — 2018. — № 3. — С. 163–174.
  8. Храмцова Н. В. Проектирование метапредметного компонента содержания начального общего образования в условиях региона (на примере курса «Забайкаловедение»): дис. канд. пед. наук / Н. В. Храмцова. — Чита. — 2017. — 219 с.
  9. Хуторской А. В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности / А. В. Хуторской // Вестник Института образования человека. — Режим доступа: http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm. — (дата обращения — 05.12.2021 г.).
  10. Цветкова И. Ю. Моделирование ситуаций нравственного выбора на уроках литературного чтения в начальной школе. — Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2016/03/22/modelirovanie-situatsiy. — (дата обращения — 13.06.2022 г.).

Ключевые слова

действия нравственно-этического оценивания, метапредметное нравственное содержание учебных дисциплин, ситуации нравственного выбора, нравственно-ориентированные проектные задачи, нравственно-ориентированные игры, проблемно-ценностное общение
Задать вопрос