Патриотическое воспитание сельских школьников (из опыта работы) | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (28) март 2023 г.

Дата публикации: 03.03.2023

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Бабуева, Д. Д. Патриотическое воспитание сельских школьников (из опыта работы) / Д. Д. Бабуева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 2 (28). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/244/8146/ (дата обращения: 28.04.2024).



Встатье раскрывается понятие «патриотическое воспитание» сельских школьников, его сущность, содержание, актуальные задачи на современном этапе. Раскрывается решение задач патриотического воспитания на примере МБОУ «Дульдургинская СОШ № 2». Подчеркивается роль классных часов в формировании патриотического сознания школьников.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание в сельской школе, этнопедагогика.

На современном этапе развития общества проблема воспитания подрастающего поколения актуальна. Особенно остро стоит вопрос патриотического воспитания школьников. Это подчеркивается в ряде государственных документов. Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится, что патриотическое воспитание должно включать в себя «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания» [1], в Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в качестве основных целей выдвигает развитие и последующее совершенствование системы патриотических чувств россиян [2]. В Федеральном государственном образовательном стандарте провозглашается воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения [3].

Специфика патриотическая воспитания школьников заключается в единении жителей всех возрастных и социальных групп, где сама атмосфера села пропитана историческим прошлым, которым нужно гордиться. Историческое прошлое нашего села является ориентиром для молодежи. Наличие богатой на события истории села, осознание значимости личности в историческом времени малой Родины и делает наших учащихся патриотами. Патриот села не может не стать патриотом страны. Моя задача как классного руководителя — полнее использовать потенциал истории села.

Духовно-нравственные ценности можно и нужно формировать в школе — это мнение бытует еще со времен великого ученого, наставника русских учителей, Д. К. Ушинского. Продуманное планирование программы воспитания обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. В МАОУ «Дульдургинская СОШ № 2» реализуется программа воспитания школьников, методологической основой воспитания в первую очередь становятся нормы и традиции народной культуры, представленные в разных аспектах: нравственно-этическом, культурно-историческом, этнокультурном. В ней утверждается: «Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания».

В жизни сельского школьника классный руководитель занимает второе по значимости место после родителей. При осуществлении воспитательной работы по патриотическому воспитанию в 10 классе учитываем возрастные особенности учащихся.

Приведем примеры из практики. Одна из основ формирования патриотизма в школе — глубокие и обширные знания о своей стране, ее богатом историческом прошлом и настоящем, которые учащиеся получают на уроках истории, обществознания, литературы и географии. Поэтому так значимы данные науки в патриотическом воспитании. Мы участвуем во всероссийских акциях, например, «Панфилов с нами». Участие в акции — это яркий пример того, как молодёжь включается в сохранение исторической памяти о священном подвиге поколения дедов и прадедов. Ребята с большим интересом посмотрели документальные фильмы «Имя Победы: Панфилов Иван Васильевич» и «Легенды армии. Иван Панфилов», прослушали отрывок из книги А. Бека «Волоколамское шоссе», прочитали самостоятельно отрывок и выполнили тестовые задания, ответили на вопрос «Что такое Родина?», написали мини-сочинение «Родина — это ты!». По окончании Акции некоторые ребята захотели выразить свои эмоции в иллюстрациях и рассказах о легенде армии Иване Панфилове.

Иван Васильевич Панфилов — известный военачальник Великой Отечественной войны, генерал-майор, Герой Советского Союза. И. В. Панфилов прославился во время боев за Москву осенью 1941 г. В районе Волоколамска. Проявив личную храбрость и героизм, Панфилов умело организовал сопротивление частей 316-й стрелковой дивизии наступлению вермахта на волоколамском направлении. Солдаты Панфилова стояли насмерть против превосходящих сил противника, удерживая позиции.

Для большинства ребят Родина — это родные и близкие люди, родной дом, родная школа, родное село, родная страна — Россия. «Родина — это многонациональный народ», «Родина внутри тебя», «надо защищать Родину в трудную минуту», «Родина — это ты. Это наш народ. Когда ты защищаешь себя — ты защищаешь Родину». «Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью: радоваться, когда у нее праздники, страдать, когда ей тяжело; не давать в обиду, когда на нее идут с оружием и защищать ее». «Я думаю, что ты можешь жить, где хочется, а там, где родился, там твоя Родина. Если ты защищаешь себя — значит ты защищаешь Родину». «Каждый человек любит свою Родину, в минуту опасности ее защищает, не жалея жизни», «Каждый солдат, каждый офицер Великой Отечественной войны — герой, ведь они сражались с фашистами, не жалея жизни».

Ребята изучают не только историю своей страны, но и историю своей семьи, участвуя в международной акции «Бессмертный полк», они уже знают, где воевал их прадед, в каких боях участвовал, какими медалями и орденами награжден. Этим воспитывается в них гордость за историю рода, семьи.

Важное место при реализации воспитательного плана класса занимает проектно-исследовательская деятельность, предполагающая «открытие» нового для школьника знания, в ходе выполнения которого они могут обращаться к учителям-предметникам. Учащиеся выбирают темы, близкие им по душе. Например, «Балдан Дугаров — человек-легенда» про уроженца села Алханай, воина-интернационалиста, участника военных действий в Демократической Республике Афганистан, награжденного медалями «За отвагу», орденом Красной Звезды.

В школе патриотическое воспитание происходит в единстве с проводимыми образовательными событиями, основой которых является проектная и коллективно-исследовательская деятельность.

Знакомим старшеклассников с литературным наследием наших земляков, писателей и поэтов Забайкалья: Н. Е. Пахомова, В. Балдоржиева, В. Казакова и др. Самая эффективная форма — мастер-класс. Для активизации внимания школьников используем современные цифровые технологии, разные методы и приемы, в том числе и визуализации: скетчи, сторителлинг, синквейн, снек-контент, буктрейлеры, литературные постеры, виммельбух, шебби-бук.

В дни праздника Белого месяца — Сагаалгаана — в школе проходит турнир «Шагай наадан». С 2022 года в Забайкалье, Республике Бурятия и Иркутской области начали возрождать народную игру «Баргай наадан». Доржиева Санжайла и Жаргалова Дари выбрали проект «Баргай наадан». Эта бурятская народная игра помогает не только формировать навыки XXI века, но и приобщать к народным традициям, к культуре своего народа и популяризовать ee. В школе на длинных переменах они рассказывают правила игры и показывают, как надо играть, чтоб не проиграть соперникам. Такие моменты очень ценны в воспитательном плане.

Приведем примеры форм организации воспитательного процесса в школе, как экскурсия в сельский краеведческий музей, Агинский национальный музей им. Гомбожаб Цыбикова, тематические виртуальные экскурсии, викторины, экскурсия в школьный Зал боевой славы, тематические выставки, уроки, классные часы, через которые красной нитью проходит мысль, что мы — граждане России.

Действительно, «проблема формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения, являясь комплексной и трудоемкой, приобретает особую педагогическую значимость, и ее решение в полном объеме затрагивает все уровни современного образования» [4].

Таким образом, разнообразная, разносторонняя работа классного руководителя, учителей-предметников помогают реализовать воспитательный план класса, способствует. Мы уверены, что, полюбив и познав свое село, край, страну — Родину, подрастающее поколение сможет обогатить ее в будущем, сделать привлекательнее. Учителя нашей школы показывают могущество России, раскрывают уникальность ее культуры, богатство природы и воспитывают к ним уважение.

Литература:

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года / Москва. ИПО «Гарант», — 2015. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/566284989 (Дата обращения: 15.01. 2023 г.).
  2. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» / Москва. ИПО «Гарант», — 2020. https://base.garant.ru/71296398/ (Дата обращения: 15.01. 2023 г.)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования / Москва. ИПО «Гарант», — 2020. Режим доступа: http://aero.garant.ru/internet/?utm_source=base&utm_medium=button&utm_content=Poluchit_demo&utm_campaign=knopka-v-shapke (Дата обращения: 15.01. 2023 г.).
  4. Антонова Ю. П. Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях и его практические аспекты/ Москва. МГППУ, — 2019. Режим доступа: http:// https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-v-obscheobrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-i-ego-prakticheskie-aspekty/viewer (Дата обращения: 15.01. 2023 г.)

Ключевые слова

патриотизм, этнопедагогика, патриотическое воспитание в сельской школе
Задать вопрос