Использование атласов и контурных карт на уроках обществознания и права | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (28) март 2023 г.

Дата публикации: 02.02.2023

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Ужегов, А. Н. Использование атласов и контурных карт на уроках обществознания и права / А. Н. Ужегов. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 2 (28). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/244/8058/ (дата обращения: 28.04.2024).



Вопросы использования контурной карты в курсе обществознания и права актуальны как с педагогической, так и с методической точки зрения. В статье обобщены различные подходы и суждения относительно роли карт на уроке обществознания и права.

Ключевые слова: географические и контурные карты, образовательные цели, процесс обучения, обществознание, право.

The issues of using the contour map in the course of social science and law are relevant both from a pedagogical and methodological point of view. The article summarizes various approaches and judgments regarding the role of cards in the lesson of social science and law.

Keywords: geographical and contour maps, educational goals, learning process, social studies, law.

Использование на уроках учебных атласов и контурных карт уже давно является неотъемлемой частью преподавания таких школьных предметов как география и история. Работа по данным учебным пособиям помогает не только учителю, но и обучающимся: учителю — расшить и дополнить дидактическую базу и методические приёмы, а обучающемуся — развить пространственно-художественное мышление и углубить знание по определённой теме. Большим подспорьем для применения учителем контурных карт являются наличие в них уже готовых заданий, позволяющих школьнику получить дополнительную отметку, а учителю активизировать периодичность наполняемости отметками журнал по своему предмету.

Карты и атласы можно использовать на разных этапах урока: их можно использовать для закрепления нового материала урока, для повторения изученного на предыдущих уроках с использованием или без использования справочных пособий, для проверки знаний путём выполнения историко-географических работ. Одну и ту же карту можно использовать при изучении многих тем, и каждый этап заполнения карты учащимися оценивается [1].

Однако в последние два десятилетия учителя истории, в отличии от учителей географии, в российских школах стали использовать карты только в качестве иллюстраций. Другими словами, информация, содержащаяся в карте, используется на уроке для подтверждения и/или пояснения текста учебника или пояснений учителя.

Учебные атласы и контурные карты можно применять и на таких уроках как обществознание или право — это соответствует требованиям к метапредметным результатам ФГОС. Напомню, что это результаты, не связанные со знаниями и умениями в конкретных сферах, а связанные с общими навыками. Например, на уроках физики ученик учится решать не только уравнения, но и учится анализировать условия задачи, искать дополнительную информацию и пр. Тем самым ученик может достигнуть таких результатов не только на физике, но и на других предметах. Такая же ситуация складывается и при работе ученика с атласом и контурными картами на уроках обществознания и права.

В данном случае работа с атласом и контурными карами выполняют такие функции как: информационную, воспитательную, развивающую и контрольную [2].

Применение данных учебных пособий актуально использовать на таких темах как: «Особенности и закономерности возникновения права», «Правовые семьи современности» [3], «Теории происхождения государства», «Форма государства» [4, 5], «Основной закон страны», «Современное общество», «Религия и религиозные организации» [6] и др. Школьники имеют возможность использовать карту для визуализации текста из учебника или пояснений учителя.

Правовые знания тесно связаны с историческими знаниями. Исторические карты часто используются в курсах юриспруденции и обществознания, где легко увидеть появление государств и изменения их территорий, пути войск, торговых караванов и т. д. Передвижения людей на карте обозначены стрелками, поля сражений — скрещёнными мечами, а точки сбора партизан — точками [6]. Географические карты и атласы позволяют увидеть не только особенности распространения религий, но и, например, найти причинно-следственные связи развития различных видов правовых семей или теорий появления государства.

Например, после прохождения темы «Формы государств» учащимся можно предложить несколько вариантов проверки их знаний:

  1. Стандартизированные тесты (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ).
  2. Вопросы с открытым вариантом ответа.
  3. Предложить отметить на контурной карте государства с федеративным устройством.
  4. Определить, по какому принципу на политической карте мира выделены государства (отрывок практической работы на рис. 1).

Современные федеративные государства [7]

Рис. 1. Современные федеративные государства [7]

Или когда изучается тема «Теории происхождения государств» учащийся сталкивается с новой картой, в ходе обсуждения выясняется, какая часть государства (государств) и какой хронологический период рассказа отражён на карте.

Также атлас может быть использован с целью изучения политической современности. Он представляет собой рейтинги стран мира по целому ряду таких важных параметров, как государственность, внешние и внутренние угрозы, международное влияние, качество жизни, институциональные основы демократии. Это значительно облегчает ученику поиск конечных данных, не вынуждая его с головой погружаться в математико-статистические основания работы.

Изучая темы, связанные с историей права, учитель показывает географические ориентиры и важнейшие историко-правовые объекты (место обнаружения Законов царя Хаммурапи), раскрывает своеобразие историко-правовых границ периода, знакомит с исторической географией, называя на карте старые и новые названия и поясняя легенду карты.

Атласы также содержат описания политических систем современных государств и экспертные оценки. Это в какой-томере объясняет необходимость буквально прицельного «попадания» того или иного государства в соответствующую точку сложной и многоплановой системы индексных координат.

При расположении фактов и явлений на карте большое значение методисты придают чёткому обозначению ориентиров, особенно географических знаков препинания — рек, морей, городов. Они во многом определяют правильное изображение учащимися исторических и правовых событий, явлений [8].

Таким образом, знание использования атласов и карт является не самоцелью, а средством для более информированного понимания причинно-следственных связей, событий и явлений как правовых, так и исторических.

На сегодняшний день можно выделить две основные трудности, с которыми чаще всего сталкиваются учащиеся при выполнении работы по картам и атласам: узнавание событий, изображённых на карте, и нахождение на карте необходимых историко-географических объектов. Обе трудности связаны с тем, что в учебниках и атласах большинство карт носят тематический характер и у учащихся не формируется целостная картина мира. Они не понимают, откуда «вырезан» кусок карты. Запомнив карту, которая есть в учебнике, они не узнают этот же объект на другой карте, имеющей другой масштаб. Поэтому лучший способ обеспечить знания учащихся и удобство использования учебных атласов и карт — это начать поиск любых правовых и историко-географических объектов с общей карты мира.

Литература:

1. Душина И. В. «Методика и технология обучения географии»: Пособие для учителей и студентов.-М.: ООО Издательство «Астрель,2014, 218 с.

2. Коваленко Т. В. Контрольные работы по контурным картам. Ж-л «География в школе» 1963 № 4.

3. Певцова Е. А. «Право: основы правовой культуры: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни: в 2 ч. Ч. 1 — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 207.

4. Певцова Е. А. «Право: основы правовой культуры: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни: в 2 ч. Ч. 2 — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 255.

5. Боголюбов Л. Н. «Обществознание. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций: базовый уровень. М.: Просвещение, 2017. — 3

6. Петунин В. Б. Формирование картографических умений с помощью компьютера// География в школе. 2017. № 1. С. 37–41.

7. Современные федеративные государства. — Текст: электронный // Википедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A4 %D0 %B5 %D0 %B4 %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %B2 %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B5_ %D0 %B3 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %83 %D0 %B4 %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B2 %D0 %BE (дата обращения: 31.01.2023).

8. Даринский А. В. Методика преподавания географии. М.: Просвещение. 1966. Стр. 108–110.

Ключевые слова

право, процесс обучения, Обществознание, образовательные цели, географические и контурные карты
Задать вопрос