Создание условий для развития познавательных и творческих способностей обучающихся | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (27) январь 2023 г.

Дата публикации: 28.12.2022

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Пиликов, О. А. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей обучающихся / О. А. Пиликов. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 1 (27). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/239/7894/ (дата обращения: 08.05.2024).



В статье автор описывает условия для развития познавательных и творческих способностей обучающихся.

Ключевые слова: КТД, познавательные способности, развитие, дети.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития познавательных и творческих способностей воспитанников, которые способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации. В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Для формирования познавательных и творческих способностей обучающихся нужна целая система. Педагогический коллектив нашего учебного курса решает эту задачу через вовлечение воспитанников во внеурочную деятельность, так как суворовцы находятся круглосуточно в стенах образовательной организации.

Целью внеурочной деятельности является приобретение обучающимися необходимого социального опыта, формирование системы ценностей и создание воспитывающей среды. Правильно организованная система внеурочной деятельности создаёт все необходимые условия, в результате которых появляется возможность максимально развить и сформировать познавательные и творческие способности обучающихся, которые обеспечат воспитание свободной личности. Воспитание суворовцев происходит в любой момент их деятельности и наиболее продуктивно это воспитание происходит после уроков.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного среднего образования около 70 % плана внеурочной деятельности реализуется курсами в пяти направлениях: духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное и общеинтеллектуальное.

С 1 сентября 2022 года запущен цикл информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». Это новый формат внеурочной деятельности. Задачей воспитателей, работающих по программе, является развитие у воспитанников ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью. [2, С. 4]

Развитие познавательных и творческих способностей воспитанников происходит через различные виды деятельности: творческую, познавательную, спортивную, трудовую, игровую.

Особое место в развитии познавательных способностей, обучающихся занимает проектная деятельность. Она красной нитью проходит через все направления внеурочной деятельности.

Практико-ориентированные проекты ориентированы на определенный социальный результат, либо направлены на решение общественных проблем. Воспитанники принимают участие в общеучилищных, городских, республиканских мероприятиях, уроках мужества, фестивалях, городских волонтерских акциях, стрельбах в тире. Хорошей традицией стало участие наших суворовцев в ежегодных торжественных прохождениях войск и подразделений казанского гарнизона в честь празднования Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Социальными проектами обучающиеся решают насущные социальные проблемы: «Помогите птицам!» — изготовление и развешивание кормушек в парках города, «Спешите делать добро!» — совместная акция с воспитанницами Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации». Исследовательские проекты нацелены на сбор информации и формулировку гипотез о конкретном социальном или научном явлении: «И на море Катюши стреляют», «Моя родословная. Создание генеалогического древа». Информационные проекты призваны научить суворовцев добывать и анализировать: ежедневные 10-ти минутные информирования личного состава (основная информация — из газеты «Красная Звезда»), выпуски стенной печати, боевых, агитационных и информационных листков, буклетов, молнии.

Применяя проектную деятельность в воспитательной работе, важно понимать, что эффективность процесса находится в прямой зависимости от уровня организации деятельности в целом, и профессионализма воспитателя в частности. Воспитательные возможности проектной деятельности связаны, прежде всего, с самореализацией каждого участника.

Большую роль в развитии личности и коллектива в целом играют коллективные творческие дела. Это, прежде всего, полнокровная жизнь роты, и чем она богаче и организованнее, тем эффективнее воспитательный процесс и воспитывающее воздействие.

Трудовые коллективные творческие дела воспитывают стремление улучшить действительность: акции «Чистый дом», «Добрые дела и поступки», «Поздравь солдата», «Помоги ветерану».

Познавательные коллективные творческие дела развивают у обучающихся интерес к недостаточно исследованным сторонам жизни: просветительский проект «Я — культурный человек», исследовательские работы «Вредные и полезные привычки», участие в Международном фестивале инновационных научных идей «Старт в науку».

Художественные коллективные творческие дела позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы, вызывают желание испытать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души: игры Клуба Веселых и Находчивых, «Новогодняя сказка», «Лучше всех», «Ты звезда», смотры художественной самодеятельности.

Досуговые коллективные творческие дела — отличная сфера для самовоспитания, так как все «внешние» требования, которые предъявляют к ним педагоги, они предъявляют к самим себе. Наши воспитанники с большим энтузиазмом принимают участие в конкурсах КВН, рисунков; мероприятиях «Проводы русской зимы, Масленица», «Суворовские традиции. Бал в Казанской Ратуше с воспитанницами Пансиона Министерства обороны Российской Федерации»

Основной воспитательной задачей общественно-политических коллективных творческих дел является укрепление гражданского отношения, получение знаний для решения злободневных социальных проблем общества. Воспитанники Казанского суворовского военного училища принимали участие в Параде Памяти, посвящённом военному параду 7 ноября 1941 года в городе Куйбышеве, в рамках информационно-агитационной акции «Есть такая профессия — Родину защищать!», выпусках стенной печати и боевых листков.

Мы видим, что воспитательный потенциал методики коллективного творческого дела огромен, так как воспитательные задачи ставятся и решаются незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», «в глубине» решения жизненно практической задачи.

Проследить индивидуальный прогресс обучающегося позволяет ведение портфолио достижений обучающихся. Оно повышает познавательную активность воспитанников и уровень осознания ими своих целей и возможностей. Поэтому я считаю заполнение портфолио каждым суворовцем актуальным и важным.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного среднего образования».
  2. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном», Москва, 2022, С. 5–9.
  3. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты среднего образования по вопросам воспитания обучающихся».
Задать вопрос