Работа с одаренными детьми в условиях организации урочной и внеурочной деятельности по предмету «технология» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (27) январь 2023 г.

Дата публикации: 27.12.2022

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Белоногова, Н. Л. Работа с одаренными детьми в условиях организации урочной и внеурочной деятельности по предмету «технология» / Н. Л. Белоногова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2023. — № 1 (27). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/239/7809/ (дата обращения: 21.05.2024).



В статье описаны методы работы с одаренными детьми по предмету «технология».

Ключевые слова: одаренность, реальность, планирование работы, дети.

Проблема детской одаренности в настоящее время актуальна тем, что развитие потенциалов одаренности детей напрямую связано с перспективой развития всей страны. В связи с этим в настоящее время для одаренных детей открываются широкие возможности и перспективы, а также активно разрабатываются и внедряются различные президентские программы по реализации творческих возможностей одаренного населения.

Своевременное выявление одарённости у детей, дальнейшее их обучение и воспитание составляет одну их ключевых проблем совершенствования российской системы образования. Организация психолого-педагогической работы и поддержки с одаренными детьми может рассматриваться как один из вариантов конкретной реализации права личности на проявление индивидуальности.

Обращаясь к вопросу понимания термина «одаренность», можно отметить работы таких авторов как:

В. Л. Блинова, под одаренностью понимает: «Системно развивающееся качество психики, определяющее возможность достижения человеком высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности» [2, с. 27].

А. И. Савенков рассматривал явление одаренности как: «Генетически обусловленный компонент способностей, который либо развивается в конкретной деятельности, либо деградирует в случае ее отсутствия» [4, с. 40].

Раскрыв определение одаренности, важно понять, на какие виды ее можно подразделить. На этот вопрос существует несколько точек зрения, которые нашли свое отражение в различных классификациях одаренности. В качестве примера одной из таких, является классификация М. Ю. Агалаковой, по единственному критерию, которым выступает успешность деятельности: специальная и общая:

Специальная одаренность представляет собой своеобразное сочетание способностей, которые создают возможность достижения успеха в конкретном виде деятельности. Специальная одаренность проявляется в определённых видах деятельности и подразделяется на виды, в зависимости от конкретной области: в практической деятельности можно встретить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную; в познавательной деятельности одаренность определяется как интеллектуальная. Она подразделяется исходя из предметного содержания деятельности: в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр; в художественно-эстетической деятельности можно выделить следующие виды: хореографическая, сценическая, изобразительная, музыкальная; в коммуникативной деятельности принято выделять лидерскую и аттрактивную одаренность.

Общая одаренность — способность личности к выполнению широкого круга деятельности. Уровень развития способностей при общей одаренности зависит от ряда факторов, к которым можно отнести: качество наличных знаний и умений; наличие природных задатков человека; степень тренированности мозговых структур, которые участвуют в выполнении познавательных и психомоторных процессов [1, c. 13].

На современном этапе развития системы образования остро поднимается вопрос о разработке адекватных и эффективных форм и методов работы с одаренными детьми. Специалистам, работающим с одаренными детьми, важно понимать, что при их обучении и развитии важно применять системный подход.

Методы и формы работы с одаренными обучающимися должны органически сочетаться с теми формами и способами, что применяются ко всем обучающимся, однако должны отличаться качественным своеобразием. В школе система включает в себя работу с одарёнными детьми, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности, а также в виде дополнительного образования. Традиционные образовательные технологии, в основе которых лежит контроль усвоения знаний у школьников, должны смениться новыми развивающими технологиями, где главной является ориентация на развитие способностей ребенка, на активизацию его творческой активности и развитие навыков самостоятельности в процессе познания.

В. В. Рубцов описал планирование работы с одарёнными младшими школьниками:

– Ускорение. Чаще всего в обычных школах стратегию ускорения применяют в форме более раннего поступления ребёнка в первый класс и последующего «перепрыгивания» через классы. В результате использования такой стратегии одаренный ребенок уже в возрасте 13–15 лет может оказаться в выпускном классе и в дальнейшем поступить в университет. У стратегии «ускорение» есть свои характерные особенности: сокращение количества лет школьного обучения/«перепрыгивание» через класс; ускорение программы обучения по конкретным учебным дисциплинам; прохождение программы в сокращенном виде. К достоинствам и положительным сторонам стратегии можно отнести, что одарённый ребёнок при таком подходе получает адекватную нагрузку, которая соответствует высокому уровню развития его способностей, избавляется от скуки на занятиях в связи с медленным замедленным темпом продвижения по учебному материалу.

– Обогащение. Стратегия «Обогащение» чаще всего реализуется через организацию дополнительных занятий в форме кружков, секций и создания школ по специальным дисциплинам. Использование стратегии позволит в полной мере реализовать индивидуальный подход к одаренному ребёнку и организовать работу на достаточно сложном уровне, который будет соответствовать возможностям и способностям ребёнка. Таким образом, одарённый ребенок работает в темпе, адекватном его высокому уровню развития способностей, и остается в рамках своего возрастного контекста. Стратегия позволяет ребенку максимально реализовать свои интеллектуальные возможности и при этом быть успешным при взаимодействии со сверстниками.

– Однородные классы. Стратегия «Однородные классы» организуется специальными школами и классами для одарённых детей. Такой подход в образовании встречает довольно неоднозначное отношение. Однако большинство педагогов-практиков соглашаются, что обучение в подобных классах позволяет одарённым детям получать нужную им нагрузку, приобретать опыт совместной деятельности с другими одарёнными детьми. При обучении в подобных классах дети перестают испытывать скуку на занятиях. В обычном классе учителю не хватает опыта и времени для работы с одарённым ребёнком в полной мере. В однородных же классах работают специалисты в области детской одаренности, у которых есть опыт организации работы не только с одним одарённым ребёнком, но и с группой таких учеников.

– Эффективные методы работы с одарёнными детьми. К таким методам относятся:

1) Исследовательский. В основе его лежит имитация научного открытия. Обучающиеся должны выявить проблему, затем сформулировать главную цель исследования, выдвинуть ряд гипотез, которые возможно подтвердить или опровергнуть в ходе экспериментов. На основании полученных результатов обучающиеся делают выводы, определяют их значимость и возможность применения.

2) Эвристический (частично-поисковый) метод основывается на выдвижении проблемы учителем и создании условий для самостоятельной деятельности учащихся по её решению. Этот метод удовлетворяет особую образовательную потребность, свойственную одарённым детям — стремление к самостоятельному поиску ответов.

3) Проблемный метод реализуется через создание проблемной ситуации на уроке. Учитель ставит перед детьми вопрос, вынуждающий искать ответ за пределами известной области знаний. В результате дети учатся мыслить логически, оценивать сложность поставленной задачи и искать различные пути её решения.

4) Проектный метод. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку учиться вместе со сверстниками и оставаться включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания, выявляя свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности [3, с. 29–30].

Для выявления одаренных детей провожу диагностику, а далее подбираю методы формы и средства работы.

Важно работать со всеми детьми, постепенно «выращивая» умения выполнять не стандартные задания.

Свою работу строю в три этапа:

Первый этап: произвожу диагностику детей на предрасположенность к различным увлечениям, видам деятельности.

Второй этап: подбираю различные методы, формы и средства, которые дают возможность ребенку проявить свои возможности в конкретной сфере деятельности и демонстрировать свой результат. В своей работе с одаренными детьми я использую: активные методы обучения (работа в группах, проектный метод, занятия исследовательской деятельностью, творческие мастерские); участие в различных конкурсах (макетирование, моделирование), стимулирую обучающихся к участию в конкурсах муниципальных. Во внеурочной деятельности внедряю активно проектно-исследовательский метод; творческие мастерские.

Третий этап: предлагаю детям продемонстрировать свою одаренность через конкурсы, разработку проектных и исследовательских работ, в ходе творческих отчетов, фестивалей, организацию персональных выставок.

Не мало важным является и поддержка обучающихся. Для поддержки развития одаренности использую метод ведения «Портфолио» (образцы макетов, изделий).

Например, в 8-х классах, при изучении раздела «Как строят дом», на уроках использую метод макетирования. Вместе с обучающимися создаем макеты: зданий, авиатехники, судостроения, автостроения. Обучающиеся активно участвуют в данной работе. Во внеурочной деятельности данная работа ведется расширенно. Дети активно участвуют в таких конкурсах, где есть номинация «макетирование»: новогодние игрушки, здания, символы города, народная тематика, военная тематика, тема пожаров и т. д. Для работы использую пенопласт, режущие ножи, специальный клей. В школьной мастерской есть образцы таких работ: макеты зданий, макеты пожарной обстановки (щиты, здания в огне, тушение возгораний), макеты авиастроения, судостроения (военная тематика). Данные работы отправляются на конкурсы, обучающиеся занимают призовые места.

Также разрабатывается новое направление внеурочной деятельности: «Народная кукла» (Хакасско-Русские). Обучающимся будет предложено изготовить куклу из различных материалов. Например, на пробных занятиях были изготовлены такие игрушки, как: щелкунчик (губки для мытья посуды), дед Мороз (пластиковые бутылки), Баба — Яга (поролон, ткань, нитки), домовенок Кузя (поролон, ткань, нитки). Обучающимся очень понравилась данная работа. Многие из обучающихся добавили свою идею в создание кукол, кроме тех которые были предложены педагогом.

Также разрабатывается направление внеурочной деятельности, как: «Береги окружающую среду». Данная работы включит методы работы с пластиком.

Таким образом, работа с одаренными детьми в условиях организации урочной, внеурочной деятельности, заключаются в том, что одаренность является важной составляющей, так как одаренность — высокий уровень развития внутреннего потенциала одаренного ребенка. В школе ребенку важно давать возможность свободного выбора и ответственности за этот выбор, а также создать среду, способствующую максимальному использованию его способностей и возможностей, стремиться выйти за их пределы. Одаренность бывает: специальная и общая: явная; скрытая. В школе система включает в себя работу с одарёнными детьми как во время уроков, так и во внеурочной деятельности. Формы и методы работы в рамках урока должны быть более разнообразными и творческими: работа в группах и подгруппах; творчески ориентированные задания; активное привлечение школьников к самостоятельной познавательной деятельности; организация дискуссий и круглых столов по конкретной тематике, использование диалоговой формы при объяснении материала. Во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании используют: факультативы, кружки, интеллектуальные конкурсы и марафоны. Планирование работы с одарёнными младшими школьниками включает: ускорение; обогащение; однородные классы; эффективные методы работы: исследовательский; эвристический; проблемный; проектный метод.

Литература:

  1. Агалакова, М. Ю. Особенности детской одаренности / М. Ю. Агалакова, А. О. Лучинина // Вестник ВятГУ. — 2018. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-detskoy-odarennosti (последняя дата обращения: 10.04.2022).
  2. Блинова, В. Л. Детская одаренность: теория и практика: учебно-метод. пособие / В. Л. Блинова, Л. Ф. Блинова. ‒ Казань: ТГГПУ, 2010. ‒ 56 с.
  3. Рубцов, В. В. Теория и практика работы с одаренными детьми / В. В. Рубцов, В. С. Юркевич // Вестник практической психологии образования. ‒ № 1(26). ‒ 2011. ‒ С. 9–15.
  4. Савенков, А. И. Психология детской одаренности: учеб. Пособие / А. И. Савенков. ‒ М.: Генезис, 2010. ‒ 440 с.

Ключевые слова

дети, реальность, одаренность, планирование работы
Задать вопрос