Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (26) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 17.09.2022

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Гончарова, К. А. Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ / К. А. Гончарова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 4 (26). — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/229/7584/ (дата обращения: 22.05.2024).



Одной из важнейших задач, стоящих перед образовательным учреждением, является, подготовка детей к школе и дальнейшее успешное обучение. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. В дальнейшем, плохо развитая речь является помехой в обучении и коммуникации.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, страдают также хроническими заболеваниями. Среди них значительную часть составляют младшие школьники, не овладевшие в нормальные сроки звуковой стороной языка. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном и младшем школьном возрасте, т. к. именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью.

Поэтому сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения — одна из приоритетных задач современной педагогики. Согласно основным положениям Федеральных Государственных Стандартов, особое внимание уделяется организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать вторичные по своему характеру нарушения, а также способствует их успешной социализации.

Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию успеха» их в своих силах, организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей младшего школьного возраста.

Таким образом, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей, усовершенствование традиционных методов коррекционного воздействия, а также использование новых, эффективных форм и методов обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми ОВЗ здоровьесберегающих образовательных технологий.

Актуальность данной проблемы обусловила разработку проекта, цель которого — создание условий для развития речи детей с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях начальной школы.

Задачи проекта:

— Повысить уровень знаний педагогов начальной школы об использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей, и внедрить их в этапы уроков.

— Создать условия для развития речи у детей младшего школьного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях на занятиях с учителем-логопедом;

— Привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в школе, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.

Участники проекта : учитель-логопед, дети 1 «А» класса, родители, учителя начальной школы.

Срок реализации проекта: 1 год

Модель реализации проекта включает следующие направления работы:

  1. Самообразование.
  2. Работа с детьми.
  3. Работа с родителями.
  4. Методический инструментарий.

Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей с ОВЗ осуществлялось на основе личностно-ориентированного подхода, с учётом диагноза и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. [1; 6] Поэтому в течение всего учебного года в работу с детьми включались здоровьесберегающие технологии, которые способствовали успешной адаптации к школе, интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата.

В планирование были включены различные виды здоровьесберегающих технологий:

— Артикуляционная гимнастика;

— Дыхательная гимнастика;

— Пальчиковая гимнастика;

— Самомассаж су-джок (прищепками, бигуди, шариками марблс, жесткой губкой, колечком, шестигранными карандашами);

— Гимнастика для глаз.

Все виды гимнастик были подобраны в соответствии с темами уроков, что позволяло в игровой форме отрабатывать учебный материал.

Рассмотрим их подробнее.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения. Зачастую у детей с ТНР наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата, страдает точность и объем движений. [8; 18]

Особенно важным для правильного звукопроизношения является выработка сильной воздушной струи.

Дыхательная гимнастика также решает ряд оздоровительных задач, таких как:

—насыщение организма кислородом;

—улучшение обменных процессов;

—нормализация психоэмоционального состояния;

—повышение иммунитета.

В последнее время все чаще в школе можно встретить ребенка в очках. Зачастую у ребенка с нарушением речи ослаблено здоровье, в том числе может иметь место нарушение зрения. Поэтому, необходимо включать игры и упражнения для профилактики зрения. При выполнении гимнастики для глаз рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

В своей работе с детьми использовалась нетрадиционная технология — «Су-джок терапия». Приемы Су-джок терапии используют с целью общего укрепления организма, для развития речи детей, для развития мелкой моторики пальцев рук, для улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляция в определённом ритме. [4; 23] Массаж специальным шариком (Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом) Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. Также использовали шестигранные карандаши, шарики марблс, бигуди, жесткую губку и пр.

Это также способствовало развитию мелкой моторики, наряду с применением пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика очень важна. Ведь стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если с ребенком регулярно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой. [6;12]

Чтобы делать коррекционный процесс более увлекательным на логопедических занятиях активно применялись информационно-коммуникативные технологии, совместно с детьми и родителями изготавливались лэпбуки по различным темам.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, учителей и родителей. В настоящее время в практике школ существуют стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными. Первая организованная встреча с родителями проводилась в конце сентября. На этом собрании было необходимо создать установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс. В течении года с родителями проводились такие мероприятия как «Артикуляционная гимнастика — основа формирования правильного звукопроизношения у младших школьников», «Развиваем фонематический слух», «Игры на релаксацию и дыхание», «Подготовка руки к письму посредством развития мелкой моторики», «Как стимулировать речевое развитие ребенка», «Речевые игры по пути домой».

Каждый месяц по итогам реализации проекта размещался фотоотчет, информация на сайте, оформлялись папки-передвижки по теме проекта.

Также была проведена работа с учителями посредством анкетирования, бесед, консультаций. Опыт работы был рекомендован к применению учителей начальной школы.

Итоги реализации проекта:

— Развитие речи дошкольников и укрепление их здоровья при систематическом использовании на логопедических занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме;

— Включение родителей в коррекционную работу, как активных участников или помощников;

— Просвещение педагогов начальной школы в вопросах здоровьесбережения воспитанников путем тиражирования опыта работы по внедрению проекта «Речь развиваем-здоровье укрепляем!»

Таким образом, реализация проекта позволила своевременно скорректировать имеющиеся нарушения произносительной стороны речи у детей и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения.

И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня — это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Это важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

Литература:

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

2. Кувшинова И. А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией / И. А. Кувшинова. — М:2009. — 13 с.

3. Лейтан Т. Н., Коваценко А.Б, Никитина Н. В. Программа оздоровления дошкольников с ОНР. //Логопед — 2010. — № 5. с. 28–36

4. Мальгавко Н. В. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР. //Логопед — 2012. — № 1. — с.11–13.

5. Панферова И. В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике // Логопед — 2011. — № 2. — с.12–13.

6. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

Задать вопрос