Применение приёмов мнемотехники на уроках истории в 10–11-х классах: картографический практикум | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (24) март 2022 г.

Дата публикации: 05.03.2022

Статья просмотрена: 256 раз

Библиографическое описание:

Гаранькина, В. В. Применение приёмов мнемотехники на уроках истории в 10–11-х классах: картографический практикум / В. В. Гаранькина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 2 (24). — С. 18-23. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/221/7150/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье представлен опыт использования мнемотехнических приемов на уроках истории в 10–11-х классах при разборе заданий с картами, в целях подготовки к единому государственному экзамену. Данные приемы использовались для повышения общего уровня знаний обучающихся и раскрытии их творческого потенциала.

Ключевые слова: технология, мнемотехника, картографический практикум, цифровая таблица.

Среднее (полное) общее образование является заключительной ступенью общего образования на базовом уровне. Оно направлено на реализацию нескольких задач:

1) завершение общеобразовательной подготовки учащихся в соответствии с Законом РФ «Об образовании» [1];

2) преемственность общего и профессионального образования [2].

Школьный курс истории, изучаемый в 10–11 классах, является обобщающим и итоговым разделом. Основная его цель — дать фундаментальное историческое образование, ориентированное на подготовку выпускника средней школы к поступлению в высшие учебные заведения различного профиля. Вместе с тем содержание курса носит интегративный характер и соответствует всем социальным требованиям, предъявляемым к образованию вообще: направлено на социализацию учащихся, их приобщение к культурным ценностям, овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями [2].

Важность изучения данного курса состоит в формировании целостного представления о мире; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной и профессиональной траектории. В немалой степени этому способствует организация и проведение уроков с использованием современных образовательных технологий, в том числе и мнемотехнической. К сожалению, несмотря на высокую результативность данной технологии, современное педагогическое сообщество игнорирует её, используя по-прежнему традиционные методы и средства в своей работе.

Человеческий мозг, к своему сожалению, не способен к запоминанию и хранению большого количества информации, особенно дат и сложных понятий. Приемы мнемотехники существенно облегчают запоминание информации, так как придуманные воображением ассоциации запоминаются легко и быстро [3].

При работе со старшеклассниками на факультативных занятиях по истории мы столкнулись с огромными пробелами в картографических заданиях КИМ (№ 8–11). Для ребят было проблематично сориентироваться и понять к какому веку относится та или иная карта. Знакомая нам «зубрежка» дат, опорных пунктов: городов, рек и т. д. не приносила хороших результатов. Через несколько недель большинство скрупулезно заученной информации «вылетало» из головы. Такие задания, судя по ежегодным отчетам ФИПИ, вызывают наибольшие сложности у школьников, сдающих ЕГЭ. Их выполнение требует привлечения знаний сразу нескольких дисциплин (кроме истории требуется география). Они предполагают знание конкретных исторических личностей, названия битв, войн, хронологических рамок и выбор верных суждений, относящихся к карте.

Запомнить содержание любой карты достаточно сложно, мнемоника — может сыграть здесь вспомогательную роль. Она способна существенно упростить запоминание. Этой технологией мы решили воспользоваться и посмотреть какие результаты она даст.

В качестве основного приёма мы использовали рисование с опорой на ассоциации. Это можно делать самостоятельно, используя контурные карты и атлас, либо можно это делать в цифровом формате, с помощью программы Adobe Photoshop. Старшеклассники МБОУ «Берёзовская СШ» использовали оба варианта. Приведем примеры.

Карта ученицы МБОУ «Берёзовская СШ» Арзамасского района по теме: «Славяне и их соседи в V–IX вв.»

Рис 1. Карта ученицы МБОУ «Берёзовская СШ» Арзамасского района по теме: «Славяне и их соседи в V–IX вв.»

На данном рисунке для запоминания ключевых пунктов, ученица отобразила следующие ассоциации:

  1. Для запоминания расположения г. Киев нарисована «куриная лапка» на пересечение рек Десны, Припяти и Днепра. Достаточно найти три пересекающихся реки, мысленно нарисовать «лапку», и понять, что в её основании — Киев.
  2. Для нахождения г. Новгород, проводим прямую от Киева вверх до первого пересечения, рисуя своеобразную «штангу». Посередине пересечения — стоит город Смоленск.
  3. Москва стоит на «крючке» (чуть выше Смоленска).

Карта ученика МБОУ «Берёзовская СШ» Арзамасского района по теме: «Вхождение украинских земель в состав России»

Рис. 2. Карта ученика МБОУ «Берёзовская СШ» Арзамасского района по теме: «Вхождение украинских земель в состав России»

На втором рисунке обучающийся зарисовал и обозначил границы присоединенных территорий в виде морского конька и рыбы.

Для запоминания дат был использован мнемонический метод «Цифровая таблица». Вней перечисленыцифры от 0 до 9 и те буквы, которые им соответствуют. Буквы в таблице соответствуют той или иной цифре. Например, буква «Т» соответствует цифре 3.И каждые буквы, так или иначе, похожи на цифры. Перекодировав тем самым даты в слоги, мы привязываем их к своим ассоциациям.

Цифровая таблица

Рис. 3. Цифровая таблица

Например, перекодировав дату 988 г., получилось: ДВ и В. Ученик даёт свои ассоциации: ДиВан Вокруг. Затем представляет, как князь Владимир крестил всю Русь, сидя «Вокруг на ДиВане». Одновременно он сможет перекодировать словосочетание «ДиВан Вокруг» в дату 988 г.

Результаты пробных и тренировочных экзаменов показали, что ребята стали лучше ориентироваться в содержании карт. Сформировавшаяся наглядность посредством создания ярких ассоциаций, в немалой степени упростила им задачу без «зубрёжки» и лишнего стресса.

Таким образом, работа, проведённая нами, показала важность использования уроков с мнемонической образовательной технологией при изучении школьного курса истории средней школы.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=341141
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст]: Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2012 г. № 413. — М.: Просвещение, 2019. — 53 с.
  3. Битюкова О. А. Ещё раз о мнемоническом запоминании // Первое сентября. — 2009 — № 16 — С.5–6.

Ключевые слова

технология, мнемотехника, картографический практикум, цифровая таблица
Задать вопрос