Формирование коммуникативных навыков у подростков во внеурочное время | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (24) март 2022 г.

Дата публикации: 22.02.2022

Статья просмотрена: 364 раза

Библиографическое описание:

Чертихина, Л. В. Формирование коммуникативных навыков у подростков во внеурочное время / Л. В. Чертихина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 2 (24). — С. 13-18. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/221/7126/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор представляет направления работы во внеурочное время с подростками по формированию коммуникативных навыков.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, деятельность, взаимодействие.

У большинства подростков на низком уровне развиты коммуникативные навыки общения. Это приводит к отклонению в развитии эмоционально-волевой сферы, нарушениям в социальном взаимодействии, неуверенности в себе, низкой целеустремленности и степени готовности подростков брать на себя ответственности [1]. Проявление акцентуации в поведении, приводит к нарушениям в коммуникативном взаимодействии подростка с социумом: неконструктивное общение, проявление поведенческих отклонений с окружающими. Основное направление в воспитательной работе с подростками, в связи с этим, акцентируются в настоящее время на проблемах:

— межличностные отношения;

— коммуникабельность человека;

— адаптация в социуме.

Так как взаимодействие подростка со сверстниками является первостепенным, определяющие его поведение и деятельность, то встает вопрос о коррекционной воспитательной работе имеющихся уже приобретенных коммуникативных умений на момент взросления.

Коммуникативные умения можно условно разбить на:

— умение воспринимать и понимать оппонента (на уровне социализации);

— умения проявлять свое отношение и воспринимать критику;

— умения реагировать на провоцирующее поведение со стороны собеседника;

— умения оказывать сочувствие, поддержку;

— принимать сочувствие и поддержку со стороны других людей;

— умения контактировать с другими людьми [1].

Сформированность коммуникативных умений (навыки общения, умение слушать, аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию) влияют на процесс самореализации, самоопределения и социализацию в целом обучающегося в жизни.

Воспитательная работа по формированию коммуникаций осуществляется поэтапно:

— диагностические мероприятия, направленные на анализ особенностей развития личности подростка;

— занятия, направленные на самоопределение, социализацию, познавательность, интеллектуальную деятельность;

— коррекционная работа (индивидуальная, групповая), направленная на устранение затруднений в общении.

В общеобразовательных учреждениях в настоящее время выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, научно-исследовательское, общественно полезная деятельность.

В организации о внеучебной деятельности с подростками необходимо помнить о результативности и эффективности деятельности.

Таблица 1

Формы внеурочных мероприятий и задачи их проведения

Формы работы

Задачи мероприятий

Олимпиады, конкурсы, викторины

Создание творческой (индивидуальной или групповой) среды для решения прикладных задач в увлекательной форме, направленных на интеллектуальное, духовно-нравственное, креативное развитие ребенка

Научно-исследовательская работа

Приобретение функциональных навыков исследования, развития способностей к исследовательскому типу мышления, активизации личной позиции обучающегося

Видеотворчество

Формирование универсальных учебных навыков — личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

Сенситивный тренинг

Осознание подростком своих интеллектуальных, творческих возможностей, а также представление участникам тренинга возможности посочувствовать и обсудить суть партнерских отношений

Внеурочные мероприятия

Развитие навыков взаимодействия, способствующие самоопределению подростков и т. д.

Основными показателями формирования коммуникативных навыков можно считать желание обучающегося вступить во взаимодействие с социумом по этапам:

— «Я хочу!» — мотивация к коммуникации;

— «Я знаю!» — вовлечение в коммуникативные деятельность;

— «Я умею!» — овладение практическими навыками.

Показателями сформированности коммуникативных навыков являются:

— реализация совместной идеи;

— умение взаимодействовать в группе, коллективе;

— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности и взаимопомощь;

— эмоциональная атмосфера от реализуемой совместной работы.

В образовательно-воспитательном процессе коммуникация включает в себя передачу и прием знаний и навыков, мнений и т. д., осуществляемые через универсальное средство коммуникации — речь.

Возрастающая роль коммуникативных способностей человека, его умение взаимодействовать в группе, коллективе, эффективно можно развивать через диалоговые технологии. Данные технологии реализуются в рамках классного часа. Речевая культура, как часть коммуникативной культуры, подразумевает формирование навыков общения, публичных выступлений, обсуждения проблем, которые реализуются непосредственно на занятии. Формирование данных навыков невозможно без умения обучающегося слышать и понимать собеседника, анализировать различные точки мнения, аргументировать свою позицию и корректно выражать оценочные суждения.

Основная воспитательная цель на занятии — посредством диалогического взаимодействия создать комфортные условия, при которых каждый обучающийся вовлекается в дискуссионный процесс, где источником познания для подростка служит его собственный жизненный опыт.

Так как коммуникативная деятельность является в подростковом возрасте ведущей, а одной из основных причин, приводящей к неконструктивному общению является проявление акцентуации у личности, что затрудняет внутреннее раскрытие и реализацию обучающегося в социуме, что приводит к уязвимости с психологической точки зрения, менее развитым коммуникативным навыкам, приводящие в заключении к результату неконструктивного общения.

Проведение информационно-профилактических работ с акцентуированными подростками позволяет рассчитывать на эффективность в данном направлении.

Еще одной из эффективных форм организации коммуникативной деятельности является тренинги, в которых применяются ролевые игры, дискуссии и др.

Главные задачи тренинговой работы:

— снижение эмоционального напряжения;

— развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выражать свое;

— формирование привычек положительного влияния на других;

— игровая коррекция поведения: устранение чрезмерного напряжения и тревожности; искоренение барьеров, которые мешают продуктивным конструктивным действиям;

— регуляция социальных отношений.

Подростковые трудности становления личности связаны также с чувством одиночества, беспокойности, неуверенности, приводящие к желанию общения, группирования со сверстниками, в обществе которых они находят спонтанность, деятельность, признание собственной значимости. Социально-ориентированное взаимодействие, в связи с этим, целесообразно реализовывать через коллективные творческие дела, направленные на общественно-полезную деятельность, способствующей на искоренение (или понижению потребности) стихийно-групповому взаимодействию подростков.

Проблемы формирования у подростков коммуникационных навыков является актуальной в социализации обучающихся в обществе, которое представляет высокие требования к уровню развития подрастающего поколения.

Литература:

  1. Как работает технология этического диалога в 10–11 классах. — URL: https://multiurok.ru/files/kapustina-l-kak-rabotaet-tekhnologiia-eticheskogo.html
  2. Этический диалог как форма нравственного воспитания. — URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2021/11/14/eticheskiy-dialog-kak-forma-nravstvennogo
Задать вопрос