Сотрудничество сельской школы и семьи в сфере воспитания: формы взаимодействия | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (23) январь 2022 г.

Дата публикации: 16.12.2021

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Хасаншина, Р. Р. Сотрудничество сельской школы и семьи в сфере воспитания: формы взаимодействия / Р. Р. Хасаншина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 1 (23). — С. 6-11. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/212/6939/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье показана проблема взаимодействия сельских школ и родителей, представлены возможности сотрудничества школы с семьёй, формы их взаимодействия.

Ключевые слова: сотрудничество, сельская школа, родители, воспитательный процесс, педагогическое взаимодействие.

Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя смогут дать детям большое человеческое счастье.

В. А. Сухомлинский

Сегодня все чаще поднимается вопрос о необходимости и важности взаимодействия школы и семьи, что очень важно как городским школам, так и сельским. Так как большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это реально, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) родители рассматриваются как равноправные участники образовательного процесса, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений. Взаимодействие школы с семьёй является частью системы воспитательной работы школы, в целом подчиненной определенным целям и имеющей свое содержание.

Демографическая ситуация в России в последние годы улучшилась, это в первую очередь отразилось в сельской местности: по причине материнского капитала возросло количество многодетных семей, что в свою очередь увеличило количество малообеспеченных семей. Ещё одна проблема сельских школ –переселение интеллектуально развитых семей из села в город. На селе остаются родители со средним образованием, средне — профессиональным образованием, а родители с высшим образованием в селе составляют всего 10 %. Часто эти родители не нацелены и менее заинтересованы на получение достойного образования ребенком, ссылаясь на нехватку средств.

Педагогическая неграмотность определенной части родителей негативно сказывается на психологическом и физиологическом развитии ребенка. В связи с этим наблюдается перекладывание ответственности родителями за воспитание своих детей на учителей и школу. А взаимодействие родителей с образовательным учреждением оценивается как удовлетворительное. На сегодняшний день родители в меньшей степени принимают участие в совместных педсоветах, семинарах и т. д. A дома редко уделяют должного внимания культурному общению с детьми, воспитанию нравственных ценностей, что сказывается на общем уровне культурного развития ребенка.

Поэтому остро стоит вопрос о необходимости сотрудничества сельской школы с родителями. Нужно, чтобы в семье были созданы все благоприятные условия, а семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания. Отметим, что только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решить проблему развития личности ребенка и нравственного воспитания.

Главная цель сотрудничества педагогического коллектива с родителями — глубокая интеграция родителей в педагогический процесс образовательного учреждения путем создания социально-психологических, педагогических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания.

К условиям, способствующим эффективному взаимодействию школы и семьи, относится:

— установление постоянного информационного контакта между участниками взаимодействия;

— систематическое и целенаправленное включение всех субъектов воспитательного процесса в совместную деятельность;

— формирование положительного отношения участников взаимодействия.

Кроме того, можно выделить функции педагогического взаимодействия сельской школы с родителями и семьями:

— Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса. Здесь родители понимают требования и проблемы школы в процессе обучения и воспитания, что способствует более активному включению их в совместную работу.

— Психолого-педагогическое просвещение и образование родителей — одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей. Это всевозможные общешкольные лекции перед родительскими собраниями, конференции, лекции классных руководителей для групп по интересам, педагогическое просвещение, консультации, выставки литературы для родителей и т. д. Главное в просвещении родителей — это актуальность и современность выбираемых тем. Для педагогического всеобуча родителей школа может приглашать специалистов различных профессий: медики, психологи, работники инспекции по делам несовершеннолетних и др.

— Вовлечение родителей и детей в совместную деятельность. Сюда входят: участие в походах, вечерах, турнирах, соревнованиях, ремонт и благоустройство класса и школы, привлечение во внеурочную и кружковую деятельность, к различным общественным объединениям по содействию связи школы и семьи и т. д.

— Помощь и возможная коррекция воспитания в семьях. Это активные действия педагогов в пределах существующих законов и правил, при возникновении угрозы жизни и здоровью учащихся, фактов насилия над ребенком, жестокого обращения, полное безразличие родителей за жизнь ребёнка из-за алкоголизма, наркомании и других неблагоприятных обстоятельств.

— Взаимодействие с общественными объединениями родителей: родительскими комитетами школы и класса, попечительскими советы и т. д. Здесь Советы могут оказать помочь при педагогическом просвещении, содействовать в оказании материальной помощи и социальной защиты нуждающимся семьям, осуществлять моральное и правовое воздействия на родителей при вопросах воспитания.

Чаще такие функции педагогического взаимодействия называются как: просветительская, обучающая, воспитывающая, развивающая, исследовательская, информационная, корректирующая, прогностическая, организационная, координирующая функция.

Современная педагогическая практика предлагает как традиционные, так и новые формы организации работы с родителями учащихся. Педагог, основываясь на положениях системного, дифференцированного и индивидуального подходов, может делать свой выбор и использовать коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия в работе с родителями.

Рассмотрим некоторые формы организации работы с родителями, которые могут быть организованы и в сельской местности:

Семинар для родителей — это обсуждение, где предполагается обсуждение ряда проблем, существующих в нескольких семьях одновременно со схожими негативными проявлениями. Основная задача семинара: расширение знаний родителей о психологии, о педагогических приемах взаимодействия с детьми, изменяя отношения родителей к самому процессу воспитания.

Консультирование — это групповая или индивидуальная форма работ с родителями, главной задачей которой является совершенствование родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, осознание ценности воспитании в семье и т. п. Консультирование рекомендуется родителям, дети которых имеют особенности в успеваемости, поведении, состоянии здоровья, условиях воспитания и т. д.

Посещение семей — эффективная форма взаимодействия с родителями, основанная на тщательном и всестороннем изучении каждого члена семьи, каждого ребенка.

Деловые игры — игры с родителями, где вырабатываются и закрепляются определенные навыки, умения семейного взаимодействия, отработка методов контроля, поощрения и наказания и т. п.

Встреча за круглым столом — это общение родителей и педагогов в более камерной и неформальной обстановке, где рассматриваются различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей.

День открытых дверей — комплекс ежегодных мероприятий, позволяющих показать родителям как организовывается учебно-воспитательный процесс в школе и дать им приобщиться к жизнедеятельности образовательного учреждения.

Для большего взаимодействия родителей и школы в сфере воспитания, необходимо организовывать совместные виды деятельности, такие как: экскурсии, походы, поездки, конкурсы рисунков, фотоконкурсы, мероприятия, открытые уроки, профориентационные уроки, классные часы, праздничные концерты и акций, и т. д.

Исходя из вышесказанного, можно выделить направления развития взаимодействия школы, детей и родителей:

  1. Анализ взаимоотношений в семье (наблюдение, сочинения, анкеты, рисунки, воспитывающие ситуации).
  2. Создание условий для воспитания уважительного отношения детей и родителей.
  3. Сотрудничество с родителями по созданию благоприятного климата в семье.
  4. Организация совместной деятельности детей и родителей в учебно-воспитательном процессе.
  5. Организация совместной внеурочной деятельности детей и родителей.
  6. Разработка программы жизнедеятельности семьи.
  7. Стимулирование взаимодействия детей и родителей.

Однако заметим, что установление сотрудничества — процесс многосложный, двусторонний, длительный, зависящий от многих факторов. Главный из них — инициирующая роль школы. Там, где сотрудничество состоялось и стало нормой взаимодействия школы и семьи, произошло взаимообогащение друг друга, которое, прежде всего, положительно сказалось на развитии и социализации детей.

Литература:

  1. Сергеева В. П. Методика воспитательной работы: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.
  2. Рожков М. И. Теория и методика воспитания. — М.: Издательство Юрайт, 2021.
  3. Коджаспирова Г. М. Педагогика. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Задать вопрос