Игровые технологии формирования грамматических навыков в начальной школе на уроках английского языка (из опыта работы) | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (19) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 24.05.2020

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Дубровская, В. Б. Игровые технологии формирования грамматических навыков в начальной школе на уроках английского языка (из опыта работы) / В. Б. Дубровская. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 3 (19). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/175/5300/ (дата обращения: 23.01.2021).



В статье рассмотрено использование игровых технологий как эффективной формы обучения всем аспектам иностранного языка ввиду своей увлекательности. Также представлены методические разработки нескольких грамматических игр и их использование на уроках английского языка, поскольку это делает процесс формирования грамматических навыков эмоционально окрашенным, а эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции ребенка.

Ключевые слова : игровые технологии, грамматические навыки, грамматические игры, английский язык.

Главная цель обучения иностранному языку — достижение совокупности личностных, предметных, метапредметных результатов, поэтому используются различные педагогические технологии, которые в своей основе имеют деятельностный подход, то есть активность обучающегося. Поскольку ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала, он становиться живым участником образовательного процесса в условия реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Одним из эффективных способов вовлечения обучающегося в учебный процесс является игра, поскольку с самого раннего детства ребенка именно этот вид деятельности способствует естественному усвоению знаний об окружающем мире. Именно с помощью игры ребенок глубже познает мир, учится ставить цель, вырабатывать план деятельности, находить средства ее реализации. Стоит отметить, что игры призваны прививать интерес к учебным занятиям, формировать умение и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать [1, c.13].

По мнению Г. К. Селевко, игровая технология — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр [2, c. 56].

Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Существует множество типов педагогических игр в рамках изучения иностранного языка. По типу формируемого навыка различают: лексические, фонетические, орфографические и грамматические игры. Рассмотрим подробнее грамматические игры на уроках английского языка.

Игровые приемы используют на различных этапах формирования грамматических навыков английского языка: при введении, закреплении тренировки и применении в речи грамматического материала иностранного языка. Ученики младшего возраста, в силу их психолого-возрастных особенностей, начинают скучать на традиционном уроке, посвященном обучению грамматике. Являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, грамматические игры позволяют преодолевать такие трудности, с которыми обучающиеся сталкиваются, теряя мотивацию при выполнении однотипных, монотонных грамматических упражнений. То есть решить такие проблемы можно, активизируя обучение.

Для того, чтобы грамматическая игра способствовала активизации внимания обучающихся, развитию их памяти и мышления, более быстрому выходу в речь, учителю иностранного языка необходимо учитывать следующие требования:

  1. Быть экономными по времени и направленными на решение определенных учебных задач;
  2. Быть контролируемой, то есть не сбивать заданный ритм учебной работы на уроке и не допускать ситуации, когда игра выходит из-под контроля и срывает все занятие;
  3. Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;
  4. Не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным;
  5. Оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент.

С целью поддержания интереса учащихся необходимо подбирать разнообразные по тематическому содержанию и форме игры. В то же время очень важным требованием к игре является ее предельная простота. Чем проще условия игры, тем больше внимания уделяют учащиеся овладению языком. Даже незначительные изменения условий игры приводят к повышению интереса.

Приведем конкретные примеры разработанных нами игр, направленных на формирование грамматических навыков на уроках английского языка в начальной школе.

  1. Грамматическая игра «Наряди елку».

В данной игре отрабатывается использование глагола-связки to be и личных имен существительных.

Цель : украсить елку подходящими новогодними игрушками

Средства : раздаточный материал (новогодние игрушки, елки)

Форма проведения : парная, групповая, индивидуальная

Процесс : Дети получают набор новогодних игрушек и три елки “ARE”, “IS”, “AM”. На каждой игрушке написано определенное личное местоимение. Задача детей распределить игрушки и повесить их на елки таким образом, чтобы каждое личное местоимение на игрушке соответствовало форме глагола to be на елке. Пример проведения игры и необходимые материалы показаны на рисунке 1.

«Наряди елку»

Рис. 1. «Наряди елку»

Обучающиеся могут играть самостоятельно, в парах или небольших группах по три человека. Выигрывает тот, кто нарядит елку правильными игрушками быстрее всех.

  1. Грамматическая игра «Крестики-нолики»

В данной игре отрабатывается использование глагола-связки to be, порядок слов в предложении и развитие коммуникативных способностей.

Цель : составить цепочку из трех одинаковых символов, составляя предложения из предложенных слов и используя формы глагола to be.

Средства : игровое поле 3*3 на каждого обучающегося.

Форма проведения : парная.

Процесс : каждой паре школьников раздаются два игровых поля. Далее обучающиеся играют в обычные крестики-нолики: дети определяют кто будет ходить крестиками, а кто ноликами; первый игрок выбирает место, куда хочет поставить свой символ и составляет предложение; если предложение составлено верно, то он ставит свой символ на поле; далее ход передается другому участнику; второй игрок выбирает свободную клетку, составляет предложение и ставит свой символ. Пример использования игры можно увидеть на рисунке 2.

«Крестики-нолики»

Рис. 2. «Крестики-нолики»

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из обучающихся в паре не составит цепочку из трех своих символов. При неправильном составленном предложении, игрок пропускает ход.

Также можно предложить усложненный вариант игры. Понадобится кубик с нарисованными знаками «-», «?», «!» на гранях. Тогда при совершении хода, обучающийся должен будет кинуть кубик и определить тип составляемого предложения по знаку на грани. В данном варианте составляются утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения с использование глагола to be.

  1. Грамматическая игра «Фишки»

Идеей создания данной грамматической игры послужила обычная игра в фишки, которая была популярна среди школьников и подростков в возрасте от 9 до 13 лет в 1990-х и начале 00-х годов.

Данная игра ориентирована на отработку использования глагола have got/has got в предложениях, а также использование личных местоимений и активной лексики.

Цель : заработать как можно больше баллов.

Средства : раздаточный материал (набор фишек и игральный кубик).

Форма проведения : парная, групповая.

Процесс : у каждой пары обучающихся на парте лежит колода фишек лицом вниз и игральный кубик со знаками «-», «?», «!» на гранях. Школьники определяют очередность ходов, и первый игрок кидает кубик для определения типа предложения: утвердительное, вопросительное или отрицательное, которое он должен составить. Далее игрок берет фишку из колоды и составляет определенный тип предложения с картинкой и местоимением из фишки (например, We have got a pen. She hasn’t got a bike. Have they got a car?). Пример реализации игры можно увидеть на рисунке 3.

«Фишки»

Рис. 3. «Фишки»

Если обучающийся правильно составляет предложение, то он получает определенное количество баллов, в зависимости от типа предложения. За правильно построенное вопросительного предложения — 3 балла, отрицательного — 2 балла, утвердительного — 1 балл. Игра считается выигранной, когда один из обучающихся наберет необходимое количество баллов (определяется учителем в начале игры).

Все разработанные нами грамматические игры представляют из себя раздаточные материалы, содержащие красочные, интересные картинки. Это позволяет повысить заинтересованность детей, поскольку все можно потрогать руками. Для того, чтобы игры прослужили долгие годы, рекомендуется распечатывать и ламинировать материалы.

Положительной стороной грамматических игр является то, что вместо скучных правил и большого количества имитационных и других механических упражнений, в которых нет элемента эмоциональной направленности, обучающиеся легко запоминают грамматические материал через практику, что вносит интерес и разнообразие в учебный процесс.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 42–46.
  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. С. 56.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).
Задать вопрос