Реализация школьного самоуправления в 5 «В» классе
Автор: Мягких Анастасия Сергеевна
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (16) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 30.09.2019
Статья просмотрена: 2294 раза
Библиографическое описание:
Мягких, А. С. Реализация школьного самоуправления в 5 «В» классе / А. С. Мягких. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 3 (16). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/136/4403/ (дата обращения: 23.11.2024).
Ключевые слова: самоуправление, классное руководство, класс.
За семь лет своей педагогической деятельности и работы классным руководителем я всегда ставила перед собой задачу сделать мой класс самым дружным, сплоченным и единым, но по опыту работы, понимала, что это очень сложно.
На предыдущем месте работы у меня был опыт классного руководства, я была классным руководителем у ребят с 5-го по 9-й класс. Не скажу, что это было легко, со многими проблемами я столкнулась тогда впервые, нужно было и класс сплотить, и дисциплину наладить, еще и коррекционную работу вести с отдельными обучающимися.
Поэтому, одной из самых главных для себя, ребят и родителей я уже тогда определила задачу организации самоуправления в классе. И если говорить в целом, то самоуправление — это демократичный способ организации коллективной (общественной) жизни. Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.
Основная цель классного самоуправления — воспитание личности с яркими организаторскими качествами, способного принимать решения, ответственного и дисциплинированного, готового самостоятельно сделать выбор, обладающего активной жизненной позицией путем использования интеллектуального и физического потенциала учащихся в решении практических и хозяйственных проблем школы.
Система самоуправления в гимназии на сегодняшний день отвечает всем моим запросам, здесь все центры четко сформулированы, права и обязанности прописаны в положении, есть общий для всех конкурс, в котором, как мне показалось, стремятся победить все — это конкурс «Самый классный класс», одним из положений которого является папка класса. Идея соревнования между классами мне всегда была интересна, она способствует формированию общей идеи, смысла, сплоченности класса ради победы. По своим жизненным принципам всегда и везде стараюсь быть первой, этому и учу своих учеников.
Таким образом, первостепенной задачей в этом учебном году для себя я выдвинула — мотивация родителей и их детей в победе конкурса «Самый классный класс». Я даже и не представляла, как этой идеей заразятся дети и уж тем более их родители, которые уже на первом собрании со мной вместе стали предлагать идеи номеров и готовы были оказать любую помощь в подготовке и организации мероприятий. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, но мне повезло: в классе оказалась группа родителей-единомышленников, которые стали помогать мне в моей работе, особенно председатель родительского комитета Рибсом В. В. Так, мы вместе с родителями на собрании придумали идею к номеру на 8 Марта. Мамы очень захотели, чтобы девочки станцевали вальс с мальчиками, а на конкурс-смотр «Строя и песни» предложили сшить юбочки для девочек и галстуки для мальчиков, и в итоге все получилось.
А теперь подробней о реализации самоуправления в нашем классе…
На первых классных часах, чтобы детей узнать получше, было проведено несколько тестирований:
− Первичная социально-педагогическая диагностика;
− Адаптация пятиклассника;
− Я — пятиклассник;
Анализ анкет очень помог. Провела работу по организации актива класса. Была сформирована модель самоуправления и у нас появился актив класса.
В классе много лидеров, причем девочек, а их в нашем классе 21, мальчиков 7. Мне очень захотелось, чтобы старостой стал именно мальчик, который смог бы сплотить коллектив и отважно защищать и отстаивать интересы класса в любых ситуациях, но девочки настаивали на своем. В результате были проведены дебаты. 7 претендентов на эту должность представили свою предвыборную программу с конкретными предложениями, чтобы каждый из них мог изменить в классе, затем началось голосование. В итоге с перевесом в один голос победил Рибсом Марк, а его заместителем стала Малышкина Софья, проигравшая Марку один голос. Далее актив класса выбрали по интересам, спортсмены стали возглавлять центр «ЗОЖ» и «Забота», творческие ребята возглавили центр «Культура и досуг», интересующиеся наукой «Наука и образование», в «Пресс-центр» записались девочки, которые планируют связать свою жизнь с журналистикой, и работа закипела.
Староста стал настоящим помощником во всех организационных мероприятиях, конечно, он, как и все мальчишки любит порезвиться, но всегда помнит о том, что он «лицо класса», девочки не дают ему об этом забыть.
В его обязанности входит:
- Помощь классному руководителю в организации классного руководства
- Организует дежурство по классу/ по школе
- Следит за мебелью в классе
- Следит за правильной посадкой учащихся на уроке
- Немедленно информирует классного руководителя, дежурного учителя, завуча, директора школы о ЧП в классе.
Заместитель старосты выполняет те же функции в отсутствии старосты в гимназии.
Во главе центра «Культура идосуг»— Масленникова Виктория:
1. Отвечает за участие в школьных мероприятиях,
2. Привлекает одноклассников к мероприятиям
3. Проводит классные мероприятия
4. Представляет информацию о проводящихся выставках, концертах и праздниках.
5. Проводить тематические классные часы
6. Оказывать помощь классному руководителю в проведениях пятиминуток.
7. Подготавливать оформление на мероприятия
Во главе «Пресс-центра»— Кибакина Злата:
1. Отражает итоги жизнедеятельности обучающихся,
2. Осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на школьном сайте,
3. Фиксирует жизнь класса в фотографиях и отвечает за ведение «Фото-летописи папки класса»
4. Руководит работой по поздравлению ветеранов ВОВ и педагогического труда с календарными праздниками.
Во главе «ЗОЖ» Павлова Полина:
- Формирует команду для участия в школьных соревнованиях
- Организует спортивные мероприятия в классе
- Отвечает за организацию выездов класса в туристические поездки
Во главе центра «Забота» Гришин Дмитрий:
1. По мере необходимости проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка,
2. Составляет график дежурств, осуществляет организацию субботников,
3. Организовывает сборы макулатуры.
4. Центр «Забота» организовывает поздравление ветеранов, визиты к долгоболеющим и не посещающим школу ученикам
5. Обеспечивает участие класса в проводимых гимназией акциях милосердия и прочих акциях («Добрый день для добрых дел», «Сдай макулатуру — спаси дерево».)
Во главе центра «Наука иобразование» Кострыкина Варвара:
- Оказывает помощь обучающимся в преодолении затруднений в учёбе
- Контролирует посещаемость и готовность к занятиям
- Помогает в организации и проведении ежегодной научно-практической конференции
- Помогает классному руководителю проводить рейтинг обучающихся по результатам обучения
- Готовит интересные тематические классные часы, викторины,
- Участвует в подготовке к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам.
На родительском собрании было решено заказать и купить значки с надписью «Староста», «Заместитель старосты», «Дежурный по классу». Ребята с удовольствием и гордостью носят эти значки, что повышает важность и значимость этих должностей. Все ответственные по центрам отчитываются на классном собрании о проделанной работе.
У нас в классе есть и ребята, у которых есть проблемы с дисциплиной, с ними регулярно проводятся индивидуальные беседы, беседы с родителями, консультации, выступления на родительских собраниях. Такую коррекционную работу с отдельными учащимися помогают вести завуч по ВР и весь коллектив.
Второй задачей для сплочения коллектива мы выдвинули задачу участвовать всем классом во всех гимназических мероприятиях, праздниках, конкурсах.
- Активное участие в акции «Сдай макулатуру — спаси дерево»
- Фотоконкурс «Летний позитив» — Гришин Дмитрий 1 место.
- Участие в праздничном концерте ко «Дню учителя».
- Спортивные соревнования по пионерболу «Снайпер» — 2 место.
- Викторина «Народов много — страна одна» — 1 место.
- Фотоконкурс «За жизнь тебя благодарю» — Вознесенская Софья — 1 место.
- Презентация класса в рамках гимназического конкурса «Самый классный класс» — 2 место по итогам 1 полугодия.
- Фотоконкурс «Зимняя сказка» — Замула Мария -2место
- Гимназический фестиваль «Звездочки земли Кузнецкой» — 1 место в номинации вокал (Малышкина С., Кибакина З.)
- «День науки» — на конференцию от нашего класса было представлено 8 работ, из них 1 — III место, 3 — II места.
- Конкурс-смотр «Строя и песни» — 2 место.
- Викторина «Знатоки военного дела — 3 место.
- Участие в праздничном концерте, посвященном «8 марта» с творческим номером «Пять февральских роз».
По результатам конкурса «Самый классный класс» наш класс занял 1 место среди обучающихся 5–7 классов.
Третья задача — это организация совместных вне гимназических мероприятий. За 2018–2019 учебный год мы посетили много интересных мероприятий, которые способствовали сплочению коллектива.
- Посещение кинотеатра
- Экскурсия по драматическому театру
- Выставка робототехники
- Празднование дня именинника
- Экскурсия в музей-заповедник «Кузнецкая крепость»
- Посещение боулинга
- Планируем еще сходить на спектакль в Драматический театр и геологический музей.
Ребята из «Пресс-центра» оперативно писали статьи по каждому мероприятию, которые мы посещали, а потом публиковали на сайте гимназии и в «Фото-летописи класса» в папке класса.
Особое внимание в своей работе с классом уделяю оформлению папки класса. Пока в ее заполнении и ведении принимают 5 человек, но в будущем планирую приобщить к этой деятельности больше ребят. «Пресс-центр» оформляет фотолетопись, «Наука и образование» график дежурств и страничку ПДД, «Культура и досуг» — страничку именинника. Также двое родителей принимают активное участие в оформлении папки класса, Языков Сергей Васильевич и Рибсом В. В.
Анализируя внеклассную деятельность класса, я могу выделить следующие показатели развития коллектива, работу актива класса:
1) мобильность выполнения коллективных дел;
2) товарищеские взаимоотношения;
3) желание быть вместе, жизнерадостность;
4) отрицательное отношение к нарушению;
5) самостоятельное выдвижение общественно-значимых целей.
Результаты ученического самоуправления:
1) включение учащихся нашего класса в управление школы (Вознесенская Софья входит в основной состав актива гимназии);
2) создание условий для развития значимых качеств учащихся;
3) личностный рост учащихся, активности их творчества, самоорганизации и самореализации;
4) повышение интереса учащихся к различным видам деятельности.
Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей.
Самоуправление играет огромную роль в организации жизни детского коллектива. Но взрослые не должны организовывать для ребят интересную жизнь. Задача педагогов — строить жизнь вместе с ними, предоставляя им всё больше самостоятельности, расширяя сферу ученического самоуправления.
Литература:
- Кондратьева О. Г. Самоуправление обучающихся в учреждениях начального профессионального образования: история, теория, практика. — Иркутск: Изд. ИГУ, 2011. — 184 с.
- Лизинский В. М. Педагогическое, родительское и ученическое самоуправление. — С.: Центр «Педагогический поиск», 2005. — 160 с.
- Манухин В. П. Самоуправление в образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие. — М.:АРКТИ, 2005. — 184с.
Похожие статьи
Организация детского самоуправления
В статье характеризуется роль самоуправления в процессе воспитания младших школьников в условиях реализации образовательных стандартов начального общего образования. Выделены особенности организации ученического самоуправления. По результатам изучени...
Школьное самоуправления как средство развития потенциала обучающихся
Опыт руководителя с детьми по организации воспитательной системы в школе.
Патриотическое воспитание современного школьника
В статье описывается опыт организации гражданско-патриотического воспитания в МБОУ «СОШ № 144 г. Челябинска».
Подготовка к школе ребенка с особыми образовательными потребностями
В статье авторы описывают как консультировать родителей при поступлении детей в школу.
Организация наставничества в МОУ «Ближнеигуменская СОШ»
В статье рассматривается актуальная практика наставничества в системе «учитель-наставник — молодой педагог», приводится пример программы наставничества, а также карта индивидуального образовательного маршрута
Похожие статьи
Организация детского самоуправления
В статье характеризуется роль самоуправления в процессе воспитания младших школьников в условиях реализации образовательных стандартов начального общего образования. Выделены особенности организации ученического самоуправления. По результатам изучени...
Школьное самоуправления как средство развития потенциала обучающихся
Опыт руководителя с детьми по организации воспитательной системы в школе.
Патриотическое воспитание современного школьника
В статье описывается опыт организации гражданско-патриотического воспитания в МБОУ «СОШ № 144 г. Челябинска».
Подготовка к школе ребенка с особыми образовательными потребностями
В статье авторы описывают как консультировать родителей при поступлении детей в школу.
Организация наставничества в МОУ «Ближнеигуменская СОШ»
В статье рассматривается актуальная практика наставничества в системе «учитель-наставник — молодой педагог», приводится пример программы наставничества, а также карта индивидуального образовательного маршрута