Использование электронных технологий в процессе развития интереса к познанию у детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.

Дата публикации: 04.05.2018

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Феденкова Е. В. Использование электронных технологий в процессе развития интереса к познанию у детей с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — С. 47-49. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/92/3353/ (дата обращения: 23.09.2019).



Ребёнок дошкольного возраста получает прочные знания, умения и навыки посредством активной познавательной деятельности, одним из основных условий которой является интерес. В дальнейшем познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Из работ Л. С. Славиной видно, что интеллектуальная пассивность детей, избегающих активной мыслительной деятельности, ведёт к неуспеваемости и недисциплинированности. Следовательно, ещё на этапе дошкольного детства воспитателю необходимо поддерживать познавательные интересы на должном уровне [1, с.3].

По данным анализа работ учёных, например, В. В. Хитрюк и нашего диагностического исследования, мы отмечаем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья интерес к познанию выражен в недостаточной степени: данная категория воспитанников не показывает яркого стремления к получению новых знаний, познанию окружающей действительности. Из этого следует, что педагогу необходимо стимулировать познавательные мотивы детей с особыми образовательными потребностями [4].

По причине того, что в нашу жизнь быстрым темпом входят различные инновации, в работе воспитателей детских садов стало наблюдаться активное использование электронных технологий. В свою очередь, и мы в течение нашей проектной деятельности по развитию интереса к познанию у детей с ОВЗ обращались к использованию преимущественно современных электронных средств и программ в совокупности с традиционными. Перечислим их.

  1. Использование компьютерной программы для создания мультимедийных презентаций.

С помощью программы Microsoft PowerPoint мы создали ряд обучающих и развивающих презентаций. Принцип работы заключался в подготовке слайдов, на которых, в нашем случае, размещались картинки, изображения, видеоролики и т. д. Также мы добавляли звуковые эффекты и закадровый текст. Чтобы сделать презентацию более динамичной и эффектной, мы применяли интересные переходы между слайдами.

  1. Использование проектора и интерактивного экрана для показа мультимедийных презентаций.

С целью наиболее удачного представления и использования презентации мы применяли проектор, с помощью которого создавали действительные изображения плоского предмета небольшого размера на большом экране, т.е выводили находящиеся на экране компьютера презентации на интерактивный экран.

Эффективность использования презентаций в деятельности педагога объясняется тем, что их применение стимулирует познавательную активность дошкольников; иллюстрации, задания на экране привлекают внимание детей, вызывают наибольший интерес и надолго откладываются в памяти каждого воспитанника; также их показ позволяет детям легче усвоить сложный для восприятия материал [5].

Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у детей систему мыслеобразов. Взрослый человек принципиально отличается от ребёнка: чтобы что — то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно — логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно — образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Поэтому так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

  1. Использование проектора и интерактивного экрана для просмотра мультфильмов.

Так же, как и в случае с презентацией, мы показывали мультфильмы на интерактивном экране, так как с их помощью можно получить точное и крупное изображение, наиболее удобное для группового просмотра.

Просмотр мультфильмов имеет огромное значения для детей дошкольного возраста. Во-первых, мультфильм — это особая и неотъемлемая часть детства. Это мир, в котором каждый ребенок может забыть о реальности и помечтать о чём-то сокровенном; во-вторых, мультфильмы несут в себе культурно-ценностный смысл: с их помощью мы можем знакомить детей с понятиями добра, дружбы, любви, взаимопомощи, бескорыстия, сочувствия, сопереживания [3, с. 145]; в-третьих, в мультфильмах заложены огромные потенциальные возможности эстетического воздействия на ребёнка. Телевидение, которому оказалось под силу раскрыть эстетические стороны действительности, создаёт ситуацию творчества, которая пробуждает в ребёнке эстетическое восприятие мира [2, с.3].

  1. Использование цифрового фотоаппарата при создании фотоколлажа оригинального изображения, состоящего из нескольких или множества фотографий.

Дети с удовольствием делали фотографии, выбирая при помощи педагога наиболее удачные ракурсы и чувствуя себя настоящими фотографами-профессионалами. Затем воспитанники с большим энтузиазмом отбирали снимки, из которых впоследствии создавали свой фотоколлаж.

  1. Использование цифрового фотоаппарата для съёмки кадров мультфильма.

Съёмка кадров мультфильма долгий и трудоёмкий процесс. Детям, как и собственно педагогу, требовалось внимание, сосредоточенность и терпение. Снимая на цифровой фотоаппарат кадры будущего мультфильма, воспитанники медленно двигали фигуры в нужном направлении. Съёмочная площадка и фотоаппарат должны были сохранять своё положение в течение всей съёмки; запрещалось двигать штатив и фотоаппарат на нём.

  1. Использование диктофона для озвучивания мультфильма.

Чтобы мультфильм был яркий, интересный и выразительный, требовалось озвучить персонажей. Дети, в соответствии с распределёнными ролями, учили реплики героев, а затем с помощью воспитателя записывали их на электронный носитель, в нашем случае-диктофон.

  1. Использование специальной компьютерной программы для создания мультфильма.

Для создания нашего мультфильма мы использовали программу Windows

Movie maker — одну из наиболее удобных программ для создания видеороликов из видеофайлов, либо фотографий. В данную программу можно импортировать видео, изображения, аудиозаписи. Шкала раскадрировки позволяет менять порядок кадров, а также продолжительность их воспроизведения. На шкалу времени также можно помещать выбранные аудиофайлы. Естественно, продолжительность аудио- и видеофрагментов может не совпадать. Аудио редактируется путем сокращения или увеличения продолжительности звучания. При желании можно добавить новый аудиофайл в место окончания предыдущего (длительность звука тоже отображается на шкале времени). Также неоспоримым плюсом программы является возможность использования спецэффектов. С помощью этой программы нам удалось создать красивый, интересный, запоминающийся мультфильм.

В итоге необходимо сказать, что использование электронных технологий повышает профессиональный уровень педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы работы и проявлять творческие способности. По результатам повторной диагностики выявлено, что в совокупности со специальными методами и приёмами ознакомление с презентациями, просмотр мультфильмов и их дальнейшее создание (съёмка и озвучивание) способствуют повышению познавательного интереса детей с ОВЗ, а также качеству усвоения материала.

Литература:

1. Вахрушева Л. Н.. Воспитание познавательных интересов у детей 5–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 120 с.

2. Казакова Р. Г., Мацкевич Ж. В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. —М.: ТЦ Сфера, 2013. —128с.

3. Лалетина А. Ф. Культурообразующее значение мультипликации. //Лингвокультурология. —2009 — № 3 — С. 142–147.

4. Хитрюк В. В., Пономарёва Е. И. Основы инклюзивного образования: учебно- методический комплекс. — Барановичи.: РИО БарГУ, 2014. — 372 с.

5. Мультимедийные презентации в образовательном процессе ДОУ // ДОШКОЛЬНИК.РФ. URL: http://doshkolnik.ru/ikt-deti/17032.html (дата обращения: 27.04.2018).

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивный экран, цифровой фотоаппарат, просмотр мультфильмов, презентация, ребенок, интерес, шкала времени, использование проектора, дошкольный возраст, мультфильм.

Похожие статьи

Использование интерактивного оборудования с детьми...

Ключевые слова: Интерактивные технологии, дошкольный возраст, интерактивная доска, интерактивный стол, сенсорная комната

Использование интерактивной доски как средства демонстрации наглядного материала повышает интерес детей к занятию.

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие...

Ключевые слова: мультфильм, дошкольный возраст, социальное развитие. В настоящее время мультипликация как вид искусства, обладает

Дошкольный возраст (период времени от трех до шести лет) вносит большой вклад в психическое развитие ребенка, так как за эти...

Создание мультфильма своими руками посредством проектной...

В детском саду просмотр мультфильмов используется как заполнение досуга.

Проработав достаточное количество литературы, нами совместно с детьми, был разработан проект для старшего дошкольного возраста «Мультфильм своими руками», так как мультипликация...

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие...

мультфильм, социальное развитие детей старшего дошкольного возраста, педагогические возможности мультфильмов.

Ключевые слова: мультфильм, дошкольный возраст, социальное развитие. В настоящее время мультипликация как вид искусства, обладает очень...

Влияние американских мультфильмов на развитие...

Во время просмотров мультфильмов у ребенка происходит восприятие героев.

Зрителям задаются вопросы, предлагается найти предметы на экране, попрыгать и повторить слово на английском языке вместе с героями.

Современная мультпродукция в контексте развития детей...

Влияние современных мультфильмов на культуру поведения... Поведение детей дошкольного возраста в последнее время пристально изучается специалистами. Дети смотрят мультфильмы он-лайн, по телевизору.

Влияние просмотра мульпликационных фильмов на психическое...

После просмотра мультфильмов дети очень впечатлены и зачастую пытаются реализовать в жизни увиденные события.

- 632 с. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой.

Влияние мультфильмов на психологическое состояние детей...

Выявлено, как влияют мультфильмы на психологическое состояние детей младшего школьного возраста.

7. Разработать рекомендации по выбору и просмотру мультфильмов. 8. Самостоятельное создание мультфильма, с использование программы SonyVegasPro.

Идеи использования интерактивного оборудования...

Идеи использования интерактивного оборудования в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста в рамках реализации

Ход игры: После просмотра мультфильма, воспитатель спрашивает у детей: «Хотели ли бы они создать свой мультфильм?».

Похожие статьи

Использование интерактивного оборудования с детьми...

Ключевые слова: Интерактивные технологии, дошкольный возраст, интерактивная доска, интерактивный стол, сенсорная комната

Использование интерактивной доски как средства демонстрации наглядного материала повышает интерес детей к занятию.

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие...

Ключевые слова: мультфильм, дошкольный возраст, социальное развитие. В настоящее время мультипликация как вид искусства, обладает

Дошкольный возраст (период времени от трех до шести лет) вносит большой вклад в психическое развитие ребенка, так как за эти...

Создание мультфильма своими руками посредством проектной...

В детском саду просмотр мультфильмов используется как заполнение досуга.

Проработав достаточное количество литературы, нами совместно с детьми, был разработан проект для старшего дошкольного возраста «Мультфильм своими руками», так как мультипликация...

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие...

мультфильм, социальное развитие детей старшего дошкольного возраста, педагогические возможности мультфильмов.

Ключевые слова: мультфильм, дошкольный возраст, социальное развитие. В настоящее время мультипликация как вид искусства, обладает очень...

Влияние американских мультфильмов на развитие...

Во время просмотров мультфильмов у ребенка происходит восприятие героев.

Зрителям задаются вопросы, предлагается найти предметы на экране, попрыгать и повторить слово на английском языке вместе с героями.

Современная мультпродукция в контексте развития детей...

Влияние современных мультфильмов на культуру поведения... Поведение детей дошкольного возраста в последнее время пристально изучается специалистами. Дети смотрят мультфильмы он-лайн, по телевизору.

Влияние просмотра мульпликационных фильмов на психическое...

После просмотра мультфильмов дети очень впечатлены и зачастую пытаются реализовать в жизни увиденные события.

- 632 с. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой.

Влияние мультфильмов на психологическое состояние детей...

Выявлено, как влияют мультфильмы на психологическое состояние детей младшего школьного возраста.

7. Разработать рекомендации по выбору и просмотру мультфильмов. 8. Самостоятельное создание мультфильма, с использование программы SonyVegasPro.

Идеи использования интерактивного оборудования...

Идеи использования интерактивного оборудования в сюжетно-ролевых играх детей дошкольного возраста в рамках реализации

Ход игры: После просмотра мультфильма, воспитатель спрашивает у детей: «Хотели ли бы они создать свой мультфильм?».

Задать вопрос