Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.

Дата публикации: 02.05.2018

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Мандрыгина Н. Ю., Шанина Л. Ю. Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — С. 1-5. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/92/3345/ (дата обращения: 20.09.2019).



Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому человеку является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Проблемой на сегодняшний день является тот факт, что уже с полутора лет ребенок находится в среде сверстников, поэтому от того, насколько благоприятно складываются отношения между детьми, зависит психическое здоровье ребенка. В этот же период и закладываются основы личности малыша, поэтому к мастерству, личности, уровню духовного развития педагога в детском саду предъявляются повышенные требования. Богатство личности воспитателя — непременное условие эффективности воздействия на ребенка и многогранности его мироощущений.

Поэтому в дошкольной педагогике формируется и всё более расширяет свои позиции взгляд на работу дошкольных учреждений не столько в плане обучения, сколько в плане приобщения детей к общечеловеческим ценностям и развития умения общаться и контактировать с другими людьми.

Дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения, в течение дня находятся под наблюдением педагога, который строит свою работу в соответствии с программой данного учреждения, профессиональными умениями и навыками, преломляя их сквозь свои личностные особенности. Отсюда следует, что профессиональная деятельность воспитателя — процесс непрерывного общения с дошкольниками, от эффективности которого зависят результаты воспитательно-образовательной работы в детском саду. Постоянная включённость в общение с детьми в течение рабочего дня требует от воспитателя больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения. Процесс воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование педагогом своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений.

Основная задача периода адаптации — создание дружного детского коллектива в группе. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребёнку. В процессе создания коллектива также выявляются особенности поведения детей, их характера, тактично корригируются отклонения во время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Опыт работы показывает, что если не создать спокойной обстановки в группе, не научить детей вместе играть, правильно общаться друг с другом и со взрослыми, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то дружный коллектив не сложится.

Чтобы облегчить вступление ребёнка в детский коллектив, во время адаптации мы стараемся помочь детям: познакомить их, научить правильно общаться друг с другом, дать возможность увидеть друг друга в различных социальных ролях. Для этого нами проводятся экскурсии по детскому саду для знакомства с персоналом; в ДОУ организованы адаптационные праздники для детей, чтобы познакомить их со сверстниками из других групп.

На ознакомительном родительском собрании мы информируем родителей о том, что готовить ребёнка к вхождению в новый коллектив необходимо заранее. Ведь в наш логопедический детский сад, как правило, дети поступают из других детских садов, а значит, они попадают в несколько иную среду, что сопряжено с множеством проблем. Это и сложности общения, нарушение сна и аппетита, быстрая утомляемость, повышенная заболеваемость, которые вместе формируют понятие «период адаптации».

Мы рекомендуем родителям заранее поговорить с ребёнком о смене коллектива, зайти с ним к нам в д/с познакомиться с воспитателями, с группой в целом. Замечено, что дети, которые заблаговременно смогли пообщаться с сотрудниками группы, побывать в новой для них атмосфере, посмотрели групповое помещение, выбрали себе шкафчик с красивой картинкой, приходят в д/с в первый день с гораздо большим энтузиазмом и желанием.

Мы всегда стараемся при первом знакомстве с новыми детьми проявить к ним интерес и повышенное внимание, но так, чтобы не быть навязчивыми и не оттолкнуть от себя ребёнка. Здесь очень тонкая грань. Мы расспрашиваю о том, что дети любят, какие домашние животные у них есть, есть братья или сёстры, узнаём об их любимых игрушках. Большинство детей охотно идут на контакт, рассказывают нам о себе по мере своих речевых возможностей, о своих игрушках, с удовольствием рассматривают нашу группу, и даже, некоторые не хотят уходить.

Ещё немаловажно при первом общении с детьми улыбаться, за что-то похвалить ребёнка, восхититься им, например, красивыми волосами девочки, или нарядной рубашкой мальчика. Мы обязательно ведём разговор не только с ребёнком, но и с мамой. Лучше, когда в разговоре участвует и ребёнок. Вместе мы стараемся порадоваться нашей встрече, обязательно обещаем ребёнку, что мы будем ждать его в нашем садике и будем очень рады встретиться вновь. Это очень важно, чтобы малыш получил первое впечатление о своей новой группе, как о добром спокойном месте, где ему всегда рады.

Так же мы рекомендуем родителям погулять вместе с ребёнком на участке нашего детского сада, посидеть на скамеечке, зайти в домик, поиграть в песочнице. Пусть ребёнок заранее познакомится с местом своих будущих прогулок.

Особо тревожным детям мы можем предложить взять игрушку из группы, ту, которая ему понравилась; сказать, что она хотела бы побывать у ребёнка в гостях. А потом мы их вместе буду ждать в детском саду.

В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность «интимизировать» обстановку: принести с собой свои игрушки, знакомые и привычные предметы — все это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт. Любимая знакомая игрушка овладевает вниманием ребенка и помогает ему отвлечься от расставания с близкими.

Мы заранее продумываем, какие заманчивые игры и развлечения предложить детям при приёме, как вызвать у детей радостное изумление, чтобы у них возникло желание войти в детское общество. Самое главное заключается в создании атмосферы радости, заботы и внимания, чтобы ребёнок почувствовал чуткость и доброжелательность воспитателя и сверстников. Если ребёнка встречает строгий воспитатель, который редко улыбается и шутит, наказывает за любые нарушения, то ребёнок находится в постоянном напряжении, боится ошибиться, не уверен в своих силах, замыкается в себе, проявляет нежелание идти в детский сад.

Мы предлагаем родителям пройти в группу вместе с ребёнком: присутствие в группе близкого человека, хотя бы и временное, даёт ребёнку возможность спокойно сориентироваться в новых условиях. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом (играет с детьми или просто рассматривает с ними игрушки), помогает освоиться в новой обстановке, установить отношения с воспитателями, со сверстниками.

Обычно родители сосредотачивают свое внимание на своевременном приходе ребёнка в детский сад, забывая, что при этом дети становятся свидетелями слёз и отрицательных эмоций других детей при расставании со своими родителями. Нет нужды объяснять, как это сказывается на их настроении. Мы советуем родителям приводить новичков попозже в детский сад. Это помогает детям по утрам спокойнее переносить расставание, привыкнуть к тому, что короткая ежедневная разлука не означает разрыва, отторжения от дома.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к детям в семье и детском саду. В целях предупреждения отрицательных эмоций не следует резко изменять привычный уклад жизни детей. Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. В этот период мы рекомендуем родителям в первые дни приводить ребёнка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора: здесь ребёнку легче сориентироваться, проще познакомиться с воспитателем и другими детьми. Ведь нам важно, чтобы ребёнок быстро и безболезненно освоился в д/с.

Очень важно сразу же стараться помочь детям познакомиться друг с другом, сформировать дружелюбное отношение друг к другу. В ознакомительных беседах с родителями мы стараемся узнать привычки ребёнка, характерные черты его поведения. Лучше узнать детей нам помогают и анкеты. Мы проводим анкетирование родителей по тем или иным вопросам несколько раз в год.

Обычно, летом, когда детей из двух разных групп объединяют в одну, то в нашем ДОУ обязательно проводятся летние адаптационные праздники, на которых дети в совместных весёлых играх ближе узнают друг друга. У нас создаются новые маленькие коллективы, и, как правило, дети очень хорошо общаются друг с другом. Такие праздники проводятся каждую неделю июня, и каждый имеет срою тематику, например «День защиты детей» или «Праздник мыльных пузырей». Такие мероприятия проводятся как в помещении, так и на улице.

По рекомендациям нашего психолога мы проводим с детьми в течение года (а в адаптационный период — особенно) специальные игры на сплочение детского коллектива.

Уже несколько лет мы в нашем ДОУ проводим работу по духовно -нравственному воспитанию дошкольников и выстроили чёткую систему работы с детьми по этой теме.

Чтобы наши группы не были безликими и не существовали просто под номерами, в ДОУ был организован смотр-конкурс на лучшее название группы, эмблему, девиз, гимн. Наши родители и дети с удовольствием приняли участие в нём. Каждая семья предлагала назвать группу по-своему (и «Солнышко», и «Озорники», и «Лучики радуги» и даже «Пузырики»). Рассмотрев все предложения и посоветовавшись с детьми, мы решили дать нашей группе название «Дружные ребята». Ведь не зря говорится: «Как корабль назовёшь — так он и поплывёт». И мы решили «плыть» по жизни дружно!

Как отмечают многие специалисты нашего ДОУ, дети в нашей группе всегда стараются мирно решать свои детские конфликты, более добры и доброжелательны друг к другу. И порой, даже, напоминают себе: «Мы же дружные ребята! Не будем ссориться».

Итак, выбрав название для нашего маленького коллектива, нам предстояло придумать себе эмблему и девиз. Опять же, в этом нам помогли родители, которым самим уже было интересно, что же из всего этого получится. Из предложенных эмблем мы выбрали простую, но на наш взгляд, подходящую к названию группы. Эмблема легко запоминается детьми и проста для их детского восприятия.

Девиз нашей группы помогла нам сочинить семья Алёши Александрова. Девиз получился краткий и лаконичный. Дети его сразу выучили.

Из вариантов, предложенных для гимна, мы выбрали несколько, соединили их воедино, и получился текст гимна. Наш музыкальный руководитель подобрала музыку, и теперь мы поём свой гимн всегда и везде. Ведь мы же — «Дружные ребята»!

Чтобы наш коллектив стал ещё более дружным и дисциплинированным мы решили разработать кодекс группы «Дружные ребята». Он составлен из маленьких стихотворений и фотографий к ним. Каждое стихотворение — это правило. Например, вот одно из них:

«Наступает тихий час –

Тишина нужна сейчас.

Даже, если вы не спите,

То лежите, не шумите,

Не мешайте другу спать

И спокойно отдыхать!»

У нас есть правила, касающиеся еды, прогулки, игр, прихода в д/с и т. д. Мы часто их повторяем, и детям эти правила очень нравятся.

Мы считаем, что наши совместные с детьми и родителями мероприятия сильно нас сближают, сплачивают, и мы стали настоящим коллективом. Ведь теперь во всех делах мы участвуем как «Дружные ребята», а не просто средняя, старшая или подготовительная группа. Успехам каждого ребёнка мы радуемся, потому что мы одна команда!

Мы считаем, что для формирования детского коллектива и создания доброжелательной атмосферы в группе, нужно включать почаще в работу родителей, вести плодотворную работу с семьёй. Не только, чтобы родители помогали нам что-то сочинить и придумать.

Мы всегда рады видеть родителей своих воспитанников в д/с, приглашаем их участвовать во всех праздниках и совместных занятиях. Родители на таких мероприятиях ближе знакомятся друг с другом, начинают общаться, встречаться уже за территорией детского сада, вместе водят детей на дополнительные занятия, гуляют с детьми. Все знают друг друга в лицо. Ведь это же здорово, когда есть коллектив не только детей, но и коллектив родителей. Наши родители, в большинстве своём, тоже «Дружные ребята».

Ко всем праздникам и мероприятиям мы готовимся вместе, обязательно привлекаем детей, например, к изготовлению эмблем для спортивных соревнований. Дети вырезают, клеят, очень стараются, потому что понимают свою значимость для коллектива: «Я делаю это не для себя, а для нас!». И это, безусловно, сплачивает ребят.

Чтобы воспитать в детях доброжелательность по отношению друг к другу, мы, взрослые, сами с любовью и нежностью относимся к нашим воспитанникам. Всегда интересуемся их жизнью, а они задают вопросы нам. Мы часто разговариваем с детьми, рассказываем о своей семье, о интересных местах, где побывали, о своих увлечениях. Все дети знают, что, что мы очень любим кошек, и поэтому, постоянно приносят в садик то журнал про кошек, то игрушку, даже дарят нам небольшие подарки — наклейки с изображением котят или свои рисунки, в которых обязательно присутствует кошка. Мы тоже стараемся порадоваться увлечениям детей, хвалим их всегда, не забывая подчеркнуть, что группа «Дружные ребята» — самая дружная группа в нашем детском саду.

Мы живём дружно и мирно. Стараемся любить друг друга, переживаем друг за друга. Если ребёнок заболел, мы обязательно звоним его маме с пожеланиями скорейшего выздоровления. Ещё пишем болеющим детям письма.

В нашей группе работает слаженный коллектив. Мы, воспитатели, и наш помощник работаем вместе на одной группе более 20 лет. Наш логопед работает в нашем коллективе уже 15 лет. У нас единые требования к педагогическому процессу, мы во всём понимаем и поддерживаем друг друга. На своём примере нам легче сплачивать детей. Я считаю, что в нашей группе всегда созданы условия для формирования правильного детского коллектива, где все друг за друга горой.

А о том, что в нашей группе создана доброжелательная и спокойная обстановка, говорят отзывы родителей, результаты анкетирования и, главное, что дети всегда с радостью идут в детский сад!

Литература:

  1. Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова «Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция» /Москва, 2005/.
  2. В. М. Иванова «Влияние личности педагога на развитие взаимоотношений в группе детей дошкольного возраста», disserCat — электронная библиотека диссертаций. http://www.dissercat.com/content/vliyanie-lichnosti-pedagoga-na-razvitie-vzaimootnoshenii-v-gruppe-detei-doshkolnogo-vozrasta
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, группа, родитель, друг, друг друга, детский коллектив, отношение, ребята, спокойная обстановка.

Похожие статьи

Игры на сплочение детского коллектива | Статья в журнале...

ребенок, игра, развитие умения, группа, детский коллектив, детский сад, задача команды, заколдованный лес, пар. Похожие статьи.

Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического...

Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная

Взаимодействие родителей и воспитателей положительно влияет на отношение ребенка к детскому саду.

Задача: выстраивание деловых отношений детей с воспитателем и друг с другом.

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во...

ребенок, группа, детский сад, сверстник, друг, детский коллектив, дошкольный возраст, игра, эмоциональное благополучие. Похожие статьи.

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Детский сад и семья «оторваны» друг от друга.

родитель, ребенок, детский сад, воспитатель, родитель воспитанников, совместная деятельность, круглый стол, долгое ожидание, общественный транспорт, педагогическое взаимодействие.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья. Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших...

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Если дети без напоминания утром приветствуют взрослых и друг друга, если у воспитателя нет специально поставленной цели значительно разнообразить формы приветствий

детский сад, родитель, ребенок, нетрадиционная форма работы, образовательный процесс, сайт группы.

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

2. Нарушение отношений между учениками. 3. Ухудшение климата в коллективе.

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений.

Основные термины (генерируются автоматически): классный коллектив, друг, друг друга, классный...

Похожие статьи

Игры на сплочение детского коллектива | Статья в журнале...

ребенок, игра, развитие умения, группа, детский коллектив, детский сад, задача команды, заколдованный лес, пар. Похожие статьи.

Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического...

Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная

Взаимодействие родителей и воспитателей положительно влияет на отношение ребенка к детскому саду.

Задача: выстраивание деловых отношений детей с воспитателем и друг с другом.

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во...

ребенок, группа, детский сад, сверстник, друг, детский коллектив, дошкольный возраст, игра, эмоциональное благополучие. Похожие статьи.

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Детский сад и семья «оторваны» друг от друга.

родитель, ребенок, детский сад, воспитатель, родитель воспитанников, совместная деятельность, круглый стол, долгое ожидание, общественный транспорт, педагогическое взаимодействие.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья. Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших...

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Если дети без напоминания утром приветствуют взрослых и друг друга, если у воспитателя нет специально поставленной цели значительно разнообразить формы приветствий

детский сад, родитель, ребенок, нетрадиционная форма работы, образовательный процесс, сайт группы.

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

2. Нарушение отношений между учениками. 3. Ухудшение климата в коллективе.

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений.

Основные термины (генерируются автоматически): классный коллектив, друг, друг друга, классный...

Задать вопрос