Условия развития положительных взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.

Дата публикации: 21.02.2018

Статья просмотрена: 2245 раз

Библиографическое описание:

Пинхасова, Е. А. Условия развития положительных взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре / Е. А. Пинхасова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 97-101. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3162/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современные требования общества к воспитанию детей поднимают социальную значимость дошкольного воспитания, обязывают изыскивать возможности повышения его эффективности и результативности. Общество как государственная структура, вынуждено вносить коррективы в цели воспитания. Целью воспитательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, начиная с дошкольного возраста (Л. К. Артемова, Т. К. Ахаян, Т. И. Бабаева, Р. С. Буре, В. К. Котырло, О. Г. Прикот, В. А. Ситаров, С. Г. Якобсон и др.). Исследования показали, что формирование гуманистической направленности личности начинается с воспитания доброжелательных отношений (Т. И. Ерофеева и др.).

В философской, психолого-педагогической литературе отношения на основе доброжелательности рассматриваются как важнейшие характеристики общения (В. Н. Мясищев и др.), как критерий нравственной личности (С. Л. Рубинштейн). Психологические исследования (Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Д. Б. Эльконин и др.) свидетельствуют о том, что доброжелательные взаимоотношения между детьми становятся важным фактором формирования личности дошкольников.

Доброжелательность определяется исследователями как один из важных и обязательных компонентов внутренней структуры различных видов нравственных отношений (Т. И. Бабаева, Т. И. Ерофеева, Т. А. Маркова и др.), как необходимая первооснова воспитания в детском коллективе сложных нравственных отношений (В. Г. Нечаева и др.).

В научных поисках воспитания доброжелательных отношений обнаруживается необходимость создания таких педагогических условий, при которых каждый ребенок, взаимодействуя с окружающими людьми, выступает субъектом гуманных переживаний и действий и, в то же время, — объектом положительного эмоционального отношения. Это достигается комплексом средств: оптимизацией оценочных воздействий педагога (Ш. А. Амонашвили, М. Л. Коломинский, В. Р. Лисина, Т. А. Репина, и др.); обогащением общения детей эмоциональными контактами (Т. И. Бабаева, М. В. Воробьева, С. А. Улитко и др.); вовлечением детей в совместную деятельность, побуждаемую гуманными мотивами (М. В. Вакулина, Р. С. Буре, Т. И. Бабаева, Л. Н. Башлакова, О. М. Гостюхина, Т. И. Ерофеева, Т. Б. Потапенко и др.); организацией различных видов деятельности и общения дошкольников (Л. В. Артемова, О. В. Авраменко, М. В. Вакулина, Л. А. Любушкина и др.).

Основываясь на данных современных исследований, доброжелательность рассматривается нами как общая эмоционально-положительная направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющаяся в умении сочувствовать, понимать состояние сверстников, в готовности оказать помощь и вступать во взаимодействие со сверстниками в совместной деятельности.

Сформированные отношения доброжелательности не только способствуют улучшению взаимоотношений детей, но и благотворно влияют на результаты совместной деятельности, которая выступает как организованная система активности взаимодействующих индивидов. По мнению Р. С. Буре, М. С. Кагана, В. Г. Нечаевой, активность ребенка в совместной деятельности, направлена, прежде всего, на познание, оценивание и преобразование объектов, и общение с другими детьми для достижения цели.

Смирнова Е., Холмогорова В. и др. подчеркивают, что отсутствие у индивидов умения поддерживать доброжелательный тон взаимодействия приводит к разрушению совместной деятельности, и затрудняют реализацию субъектной позиции её участников. Следовательно, субъект должен обладать специальными качествами и умениями, которые помогают ему согласовывать свои действия с действиями других участников деятельности и способствуют «формированию общности индивидов, выполняющих совместную деятельность» (Л. В. Артемова).

Рассматривая совместную деятельность как важнейший фактор воспитания доброжелательных отношений, исследователи подчеркивают, что каждый вид детской деятельности содержит разные возможности для формирования данных отношений, что обусловлено спецификой содержательной и операционной структуры деятельности. Вместе с тем, создание общей теории воспитания гуманных отношений, к которым относятся доброжелательные взаимоотношения, невозможно без изучения всей системы детской деятельности, в которые включен современный дошкольник.

В этом плане естественно необходимо обратиться к возможностям игровой деятельности, занимающей значительное место в системе активности старшего дошкольника. Потребность в игровой деятельности в детской среде — одна из важнейших в дошкольном детстве. В активном взаимодействии со сверстниками в процессе разнообразных движений, дети приобретают опыт общения. Это дает возможность более широкого использования игр для целенаправленного развития личности ребенка.

Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма, — особая задача педагога в работе с данной возрастной группой. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умения оценивать поведение сверстников.

Чтобы правильно судить о характере взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе детского сада, воспитателю следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах совместной деятельности. Наблюдения позволяют ему судить об авторитетности того или иного ребенка, выделить организаторов и малоактивных детей, понять, на какой основе образуются детские объединения, что побуждает детей быть их участниками. Необходимо поощрять развитие объединений с гуманным и равноправным характером отношений между детьми и, наоборот, показывать непривлекательность неравноправных отношений.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Необходимо использовать естественно возникающие ситуации в процессе деятельности детей.

F:\игра\DSC02370.JPG

Воспитывая у детей доброжелательное отношение важно в ходе игр и других видах деятельности, привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников. Необходимо воспитывать в детях желание помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.

Важно обсуждать с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка, сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе в приветливой и доброжелательной форме («Примите меня, пожалуйста», «Можно с вами поиграть?»), приветливо ответить на просьбу товарища принять его в игру. Необходимо учить детей быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, уметь согласиться с замыслом, предложенным сверстником.

Если дети не умеют вежливо отказаться от участия в общей деятельности или отклонить предложения другого ребенка, следует обсудить с ними форму отказа, научить выражать несогласие тактично («Давай, сначала дорогу построим, а потом мост. Договорились?»), вежливо ответить на отказ («Не хочешь играть в магазин? А может быть, поиграем в больницу?»).

Полезно обсуждать с детьми, справедливо ли они распределили предметы и материалы для совместной деятельности, похвалить тех, которые учитывали при этом интересы и желания других детей. Учить детей умению выяснить, доволен ли другой ребенок, полученными материалами и игрушками, используя при этом такие выражения: «Ты согласен?», «Доволен?», «Договорились?». Побуждать детей при обращении к сверстнику с подобными вопросами посмотреть на него, назвать по имени, внимательно выслушать ответ. Важно показать, как неприглядно выглядит ребенок, который обижает, берет себе все лучшее.

Кроме разговоров с детьми, нужно обязательно показать им конкретные ситуации, замеченные воспитателем в их общении друг с другом, например, во время дежурства, одевания на прогулку, в играх, чтобы дать детям возможность увидеть себя со стороны и усвоить образцы доброжелательного общения.

Педагогу важно знать, насколько каждый ребенок группы умеет управлять своим поведением. Одним из способов формирования управляемого поведения, развития самоконтроля у несдержанных детей может стать организуемая педагогом длительная коллективная (с интересным, развернутым сюжетом) ролевая игра, где такому ребенку поручается роль ведущего. Дети могут хорошо владеть игровыми способностями и готовы выполнять любую роль, однако неумение сдерживать себя обычно препятствует этому. Роль ведущего только в том случае может выступить в качестве силы, сдерживающей и организующей поведение ребенка, если педагог подробно объяснит ему содержание игры, познакомит его с главной целью и промежуточными. Знание их ограничивает излишнюю активность ребенка, помогает понять, что порученная роль является необходимым условием осуществления совместной деятельности: не выполнить ее (при коллективном характере игры), не согласовать свои действия с действиями партнеров, значит помешать всем детям группы довести игру до конца.

В процессе игры, помимо взаимоотношений, определенных сюжетом, возникают и реальные взаимоотношения между детьми, определяемые различными социальными ценностями. Задача педагога на первоначальном этапе формирования игры — помочь осознать детям определенные правила общественного поведения, отметить нравственные критерии выбора той или иной роли.

F:\игра\DSC02380.JPG

По мнению Антоновой Т. В. в сферу общественных отношений и деятельности человек включается с детского возраста; под их воздействием осуществляется процесс его общественно-политического, нравственного, умственного, физического, эстетического воспитания [10, c. 17]. Детский коллектив воспроизводит в определенной мере систему отношений, присущих социалистическому обществу. Поэтому детские коллективы должны быть базой накопления детьми разностороннего положительного социального опыта.

Применительно к дошкольникам еще нельзя говорить о коллективе в полном смысле слова, однако, объединяясь в группы под руководством взрослых, они устанавливают начальные формы коллективных взаимоотношений.

Воронова В. Я. особо подчеркивают влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей и доказывают необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста [11, c. 67].

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития взаимодействий и взаимоотношений. Общение — это процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата, взаимоотношения — личностные отношения индивидов между собой, возникающие в совместной деятельности, а взаимодействия — компонент совместной деятельности и отношений.

Как подчёркивала М. И. Лисина, «общение, как и всякая другая деятельность, представляет собой особую самостоятельную потребность человека, не сливающуюся с другими его нуждами и стремлениями, например, нуждой в тепле, пище, во впечатлениях и активности или стремлении к безопасности» [8, c. 67]. Общение обязательно включает взаимные действия партнеров. Оно жизненно важно для человека и рассматривается психологами как особый способ адаптации к окружающей социальной среде.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимости от взрослого.

По мнению Щербаковой Е. И., особая роль совместных игр, как средства формирования взаимоотношений заключается в том, что в них создаются благоприятные условия для совместных переживаний, способствующие становлению общих (коллективных) интересов: ребята учатся действовать сообща, планировать, распределять роли, учитывать свои силы, время и возможности, заботиться о товарищах, помогать им [6, c. 96].

Увлекательные по сюжету, богатые по содержанию игры вызывают желание объединяться, формируют интерес к совместным играм, заставляют использовать наиболее рациональные приемы для разрешения возникающих трудностей и устанавливать правильные взаимоотношения.

Уровень игровой деятельности определяет характер, длительность общения детей, а, следовательно, и их взаимоотношения.

Взаимоотношения в игре определяются, прежде всего, количеством выделяемых детьми ролей. Чем больше таких ролей, тем большее количество детей может объединиться в одной игре.

Характер взаимоотношений детей зависит от формы организации игровой деятельности, взаимодействий в ней. Игры «рядом», индивидуальные и совместные выполняют различные функции в педагогическом процессе, различаясь, прежде всего уровнем взаимодействий. Положительные взаимоотношения активнее строятся на высоком уровне взаимодействий, обусловленном содержанием игры, личными склонностями и интересами детей.

Но наряду с этим на характер взаимоотношений влияет уровень воспитанности нравственных чувств детей — степень овладения нравственными представлениями, умениями, навыками, привычками и др., следовательно, не всегда «хорошая», т. е. содержательная, игра обусловливает хорошие взаимоотношения; бывает и наоборот — в малосодержательной, «бедной» в нравственном отношении игре устанавливаются длительные бесконфликтные отношения детей. Другое дело, что такие взаимоотношения не оказывают развивающего влияния на ребенка. Поэтому очень важно знать, как и при каких условиях, самостоятельная игровая деятельность будет способствовать формированию и развитию положительных взаимоотношений, какие качества личности должны быть сформированы у детей в процессе всей учебно-воспитательной работы.

Таким образом, анализ основных подходов к феномену «игра» как средству формирования дружелюбных отношений детей дошкольного возраста показал, что в передовой практике укрепился подход к игре как деятельности, имеющей большое общевоспитательное значение.

Влияние игровых технологий, и в частности игры, на формирование личностных качеств детей дошкольного возраста очевидно, т. к. именно в процессе игры происходят глубокие изменения во всей психике ребенка и появляются важнейшие психические новообразования возраста (образное мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности, способность к взаимодействию со сверстниками и др.).

Недостаток игры наносит невосполнимый ущерб развитию детей в целом и отрицательно сказывается на их готовности к школе. Полноценное развитие дружеских отношений в игровой деятельности становится возможным лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении — семьи и детского сада, а организация игровой деятельности в детском саду требует более широкого научного исследования и системного подхода.

Возникновение и развитие содержания творческих игр находится в прямой зависимости от усвоения детьми конкретных знаний о явлениях окружающей общественной жизни и труде взрослых, формирования у них положительного эмоционального отношения к созидательной деятельности и от уровня формирующихся отношений между детьми.

Уровень развития игровой деятельности детей дошкольного возраста определяется структурой педагогического процесса в детском саду в целом, наличием взаимосвязей между отдельными видами деятельности: обучением, игрой и трудом. Такой комплексный подход к организации учебно-воспитательной работы в детском саду создает условия для широкого использования творческой сюжетно-ролевой игры как важнейшего средства воспитания дошкольников.

Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма, — особая задача педагога в работе с дошкольниками. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умения оценивать свое поведение и поведение сверстников.

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 363 с.
  2. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М., 1978–127с.
  3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Эксмо, 2010. — 512 с
  4. Измайлова А. Т. Игровая деятельность как фактор активизации деятельности детей // в сборнике: Актуальные вопросы модернизации российского образования. — М.: Центр научной мысли, 2014. — 221 с.
  5. Комарова Н. Ф. Диагностика игры детей. Методические рекомендации. — М.: Скрипторий 2012. — 260 с.
  6. Краснощекова Н. В. Сюжетно — ролевые игры для детей дошкольного возраста // Серия «Школа развития». — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 226 с.
  7. Леонтьев А. А. Педагогическое общения. — М.: Академия, 2010. — 339 с.
  8. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре /Под редакцией Т. А. Марковой /Д. В. Менджерицкая. — М.: Просвещение, 1982. — 348 с.
  9. Менджерицкая Д. В. Воспитание детей в игре. — М.: Просвещение, 1979–175с.
  10. Михайленко Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателя. — М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 2013. — 226 с.
  11. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. — М.: МПСИ, 2009. — 158 с.
  12. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. — 304 с.
  13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2015. — 540 с.
  14. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. — М.: Академия, 2010. — 244 с.
  15. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. е.И. Тверитина, Л. С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. — М.: Генезис, 2013. — 225 с.
  16. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М.: Академия, 2013. — 360 с.
  17. Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. — М.: Лань, 2010. — 524 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, совместная деятельность, детский сад, взаимоотношение, игровая деятельность, дошкольный возраст, игра, отношение, Бабаево, Артемово.

Похожие статьи

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности

Влияние квест-игр на познавательную активность детей дошкольного возраста

Развитие познавательной инициативы детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы в процессе использования игровых квестов

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Формирование пространственных отношений у старших дошкольников в процессе использования элементов игровой педагогической технологии

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование книжной культуры у дошкольников

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в аспекте обогащения содержания сюжетно-ролевых игр

Похожие статьи

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности

Влияние квест-игр на познавательную активность детей дошкольного возраста

Развитие познавательной инициативы детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы в процессе использования игровых квестов

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Формирование пространственных отношений у старших дошкольников в процессе использования элементов игровой педагогической технологии

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование книжной культуры у дошкольников

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в аспекте обогащения содержания сюжетно-ролевых игр

Задать вопрос