Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Расколдуем солнышко» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 17.07.2017

Статья просмотрена: 670 раз

Библиографическое описание:

Карпова, М. Г. Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Расколдуем солнышко» / М. Г. Карпова, Л. С. Шабусова, О. В. Бойко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2663/ (дата обращения: 16.12.2024).



Программное содержание: совершенствовать умения детей в нахождении места звука в слове; упражнять в согласовании существительных с числительным, в составлении предложений с предлогами, в составлении рассказа по набору картинок, в записывании стихотворений пиктографическим способом; развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, словесно-логического мышление, связную речь детей; воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: письмо, карточки с цифрами, прищепки, Д/И«Подарки для матрешки», карточки с изображением предметов для задания «Определи место звука в слове», проектор, Д/И «Живые картинки», листы бумаги, карандаши, текст стихотворения Н. Родивилиной «Зачем под вечер солнышко…», набор картинок для составления рассказа, фонограмма «Пение птиц», угощение, солнце с лучиками желтого и голубого цвета.

Ход НОД:

I.Организационный момент.

Дети входят в группу и встают в круг.

В: Доброе утро, ребята. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с ними. Ой, а посмотрите, какая цветочная полянка, сколько на ней красивых и ярких цветов. На столе лежат разноцветные карточки, выберите себе карточку, того цвета, который вам понравится. А теперь встаньте на цветок, соответствующий цвету выбранной вами карточки. Давайте возьмемся за руки, посмотрим на соседа справа, потом на соседа слева, подарим друг другу свои улыбки и хорошее настроение.

В: Ребята, посмотрите не лежит ли у вас, что-нибудь под цветочком?

Дети смотрят.

В: Это же письмо. Давайте прочитаем, что там написано.

«Здравствуйте, ребята. Пишут вам жители сказочного леса. В нашем лесу случилась беда!!! Злой Колдун заколдовал наш лес и украл солнце. Теперь в нашем лесу постоянный мрак и темнота, все жители ходят грустные, птички не поют. Помогите нам, пожалуйста! Выполните задания, которые приготовил Колдун и расколдуете солнце».

На прокторе появляется изображение грустного солнца.

В: Ребята, нам нужно обязательно помочь жителям сказочного леса и расколдовать солнышко. Мы же с вами сможем выполнить все задания колдуна?

Дети: Да, сможем.

II.Основная часть.

В: Тогда давайте отправляться в путь!

В: Но прежде чем приступать к выполнению заданий, давайте разомнем наши язычки чистоговорками. У меня в руках круг, в центре круга стрелочка, а по краям чистоговорки, сейчас мы с вами по очереди будем крутить стрелочку, и проговаривать, ту чистоговорку на которую она покажет. А с кого нам начать выберем с помощью считалочки.

Над горою солнце встало

С неба яблоко упало,

По лазоревым лугам

Покатилось прямо к нам!

Покатилось покатилось,

В речку с мостика свалилось,

Кто увидел не дремли,

По скорей его лови!

Кто поймал тот молодец,

Ведь считалочке конец!

В: Первым крутить стрелочку будет Богдан.

Жа-Жа-Жа- есть иголки у ежа.

Цы-Цы-Цы- прилетели к нам скворцы.

На-На-На- травка первая видна.

Га-Га-Га- тают белые снега.

Жа-За, Жа-За- едет жадная коза

Ло-Ло-Ло- на улице тепло.

Са-Са-Са- в лесу бегает лиса.

Оч-Оч-Оч- наступила ночь.

Аш-Аш-Аш- у Марины карандаш.

Жу-Жу-Жу- я на солнышке лежу.

В: Молодцы, язычки мы с вами размяли, теперь будем приступать к заданиям, которые приготовил злой Колдун. Задания очень трудные, поэтому нам нужно быть очень внимательными.

1 задание «Посчитай иназови правильный ответ»

В: Вот первое задание, садитесь в кружок.Перед вами на ковре лежат карточки с нарисованными предметами, вам нужно выбрать карточку и посчитать, сколько предметов на ней изображено, затем прикрепить прищепку к правильному ответу, правильно согласовывая существительное с числительным.

В: Молодцы, этим заданием вы справились. Посмотрите, на прокторе поменялась картинка, значит, задание мы выполнили правильно. Переходим к следующему заданию Колдуна.

2 задание: «Определи место звука «с» вслове»

В: Посмотрите, у нас на столах стоят 3 веселые матрешки. Большая, средняя и маленькая, нам нужно одеть матрешек в сарафаны. На каждом сарафане изображен предмет. Большую оденем в те сарафаны в названии предметов, которых нужный нам звук стоит в начале слова, среднюю — в середине, маленькую — в конце слова. Выберите себе сарафан и встаньте к тому столу по месту звука в слове, если в начале слова, то к первому столу, в середине — ко второму, в конце — к третьему столу.

В: Молодцы и с этим заданием вы справились. Наше солнышко стало еще веселее. Следующее задание, которое для вас приготовил Колдун.

3 задание: «Живые картинки»

В: На столе лежат картинки, с двигающимся по ним предметам, нам нужно составить предложения, с предлогами правильно располагая двигающиеся предметы, по отношению к картинкам. (Стол и мяч, забор и кот, клетка и птица, бабочка и пенек.)

В: Задание выполнили правильно, переходим к следующему заданию.

4 задание: «Составь рассказ»

В: Ребята, нам нужно составь рассказ по набору картинок. Выберите себе картинку и присаживайтесь на ковер. Теперь по цепочке будем составлять рассказ, каждый смотрит на свою картинку. [4]

В: А сейчас давайте отдохнем, вставайте в круг.

Физминутка «Вот как солнышко встает» [1].

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх, потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки, руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется. (Хлопать в ладоши, улыбаться).

5 задание: «Записать стихотворение пиктографическим способом» «Зачем под вечер солнышко…» Н. Родивилиной [2].

В: Ребята, у нас осталось последнее задание Колдуна, оно очень сложное, присаживайтесь за столы. У каждого из вас лежит лист бумаги на котором мы будем с вами записывать стихотворение «Зачем под вечер солнышко», но записывать мы будем не буквами, а зарисовками, потом по картинкам, которые мы нарисовали, сможем прочитать это стихотворение. Обозначение каждого слова, мы будем рисовать в отдельной клеточке.

Зачем под вечер солнышко…

Торопится сбежать?

Наверное, у солнышка

Желанье полежать?

Наверное, у солнышка

Есть мягкая кровать?

Наверное, там солнышку

Ужасно мягко спать!

Быть может, просто солнышко

Нам устает светить

И очень нужно солнышку

Себя подзарядить?

Спокойной ночи, солнышко!

Мы можем подождать,

А завтра с первым лучиком

Ты к нам придешь опять!

В: Молодцы! Стихотворение записали, теперь давайте попробуем его прочитать.

(Дети вместе с воспитателем зачитывают стихотворение по обозначениям, затем каждый самостоятельно).

На проекторе появляется изображение улыбающегося солнца, включается фонограмма пение птиц.

В: Посмотрите на экран, у нас получилось расколдовать солнце, оно улыбается, на небе летают бабочки и поют птички.

III. Рефлексия.

На столе лежит круг от солнца, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета — мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета — занятие не интересное, не было никакой полезной информации. (Ребятам нужно проанализировать свой ответ: кто легко со всем справился, кто испытывал затруднения, кому какое задание понравилось больше).

В: Ребята, жители сказочного леса в благодарность за то, что вы выполнили правильно все задания Колдуна и помогли им расколдовать солнце передали вам сладкое угощение.

Литература:

  1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях. — М.: Айрис-пресс, 2008.
  2. В родном краю. Сборник стихотворений авторов. — М.: Детская литература, 1980.
  3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации.– М.: Мозаика — Синтез, 2007.
  4. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5–7 лет. — М.: Сфера, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): солнышко, задание, задание Колдуна, Ребята, сказочный лес, стол, голубой цвет, злой Колдун, пиктографический способ, правильный ответ.
Задать вопрос